Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Арзуханов А.С.
ГПНТБ России

Актуальные проблемы информационно-библиотечного
обеспечения процессов образования

Обзор докладов и выступлений специалистов на семинаре «Информационно-библиотечное обеспечение процессов образования».

15 июня 2001 г. в рамках 8-й Международной Крымской конференции прошел семинар «Информационно-библиотечное обеспечение процессов образования», в программу которого были включены 12 докладов и выступлений специалистов России, Украины, США и КНР.

В этом обзоре я попытаюсь проанализировать общие характеристики и тенденции современного состояния информационно-библиотечного обеспечения процессов образования, выявленные на семинаре, и вкратце остановлюсь на каждом выступлении.

В наступившем XXI в. именно информационно-библиотечное обеспечение процессов образования и связанные с их развитием науки будут способствовать возникновению новых прогрессивных технологий, коренным образом влияющих на уровень образованности и жизни людей. К числу важнейших из них, несомненно, относятся инновационная деятельность библиотек; новые библиотечно-информационные технологии и информационные ресурсы, продукты и услуги; автоматизация различных типов библиотек как способ расширения доступа пользователей к информации (создание электронных библиотек и их ресурсов); развитие и повышение информационной культуры пользователей различных типов библиотек и служб НТИ, преподавателей и учащихся вузов, техникумов и школ.

Таким образом, новая образовательная среда предполагает и новый высокопрофессиональный подход к методам и технологиям информационно-библиотечного обеспечения процессов образования. Поэтому научная программа семинара была ориентирована на самые актуальные теоретические и прикладные проблемы современного информационно-библиотечного обеспечения процессов образования: ведущие тенденции, основополагающие факторы и инновационные условия, обеспечивающие развитие информационного общества и управление информационным образованием и информационной культурой, подготовку, переподготовку и повышение квалификации в национальных и региональных системах образования, в вузах.

Открывая работу семинара, его председатель, директор НТБ Национального технологического университета Украины «Киевский политехнический институт» В.Г. Дрыгайло подчеркнул важность и необходимость научных контактов между учеными, работающими в разных странах, указал, что семинар со столь актуальной темой представляет собой обширное поле для междисциплинарных исследований; проблематика, вынесенная для обсуждения, признана всеми участниками актуальной и значимой. Поэтому, исходя из научной и практической значимости рассматриваемой проблематики, степени и уровня ее разработки, организаторы и участники семинара, по мнению В.Г. Дрыгайло, должны поставить перед собой вполне конкретные цели – обозначить спектр проблем информационно-библиотечного обеспечения процессов образования, приведения его в русло современных требований, адаптации к международному опыту.

Большой интерес вызвал доклад проректора по научной работе Кемеровского государственного института искусств и культуры, проф. Н.И. Гендиной «Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества». Его основным лейтмотивом был тезис о том, что на смену парадигмы поддерживающего или просветительского образования пришла инновационная парадигма образования, важнейшая составляющая идея которой – «образование в течение всей жизни», или непрерывное образование. Рассматривая роль информационной культуры личности в контексте становления информационного общества и реализации идеи непрерывного образования, докладчик подчеркнула необходимость формирования информационной культуры как специально организованного процесса, направленного на обучение различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям; раскрыла возможность формирования информационной культуры и в образовательных учреждениях, и в библиотеках; обосновала необходимость разработки комплекса учебных программ курса «Методика преподавания основ информационной культуры», рассчитанных как на учителей и преподавателей образовательных учреждений, так и на библиотекарей-библиографов, работающих с различными категориями потребителей информации.

Зам. директора ЦНБ Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина И.Г. Левченко и зав. сектором ЦНБ О.Ю. Самохвалова в докладе «Инновационная деятельность библиотеки университета: некоторые аспекты и проблемы» представили следующие аспекты инновационной деятельности, основанные на опыте внедрения в библиотечную деятельность новых технологий: ведение электронного каталога ЦНБ, создание сводного электронного каталога вузовских библиотек города, автоматизация обслуживания в читальном зале и на абонементе, информационное обслуживание пользователей в зале каталогов, предоставление услуг Интернета и электронной почты, предоставление в онлайне информации из электронных баз данных, обслуживание CD–ROM и др. Таким образом автоматизированная система обслуживания в ЦНБ позволяет эффективно решать задачи информационно-библиотечного обеспечения процессов образования.

Директор библиотечно-информационного центра Межрегиональной Академии управления персоналом (БИЦ МАУП) Г.А. Сапрыкин (Киев) в докладе «Функции управления на примере работы библиотечно-информационного центра Межрегиональной Академии управления персоналом» рассмотрел функции управления персоналом в первом негосударственном вузе Украины: организацию, планирование, контроль, мотивацию, координацию, подбор кадров, которые используются для качественного руководства персоналом. Перечисленные функции, по мнению автора, помогают руководству БИЦ МАУП в поиске новых форм услуг, удовлетворении разнообразных информационных потребностей пользователей. Выступавший сделал вывод, что принадлежность к информационному обществу определяется использованием новых технологий и инфраструктур, а также модернизацией и улучшением качества традиционных видов услуг.

В докладе специалистов Обнинского института атомной энергетики Н.Л. Сальникова, Ю.В. Волкова, В.В. Ступкина «Проект создания единой электронной универсальной библиотеки наукограда Обнинска» определены стратегия и механизмы реализации данного проекта. Перечень стратегических направлений работы включает разработку концепции построения единой электронной университетской библиотеки города, разработку и ведение автоматизированной технологии подготовки баз данных, создание и развитие электронных информационных ресурсов (библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных), подготовку на их основе типовых и специализированных информационных услуг, создание сводного электронного каталога «Университет», внедрение новых форм и методов информационного обеспечения учебного процесса в вузах, освоение и внедрение средств обеспечения информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и БД, организацию системы доступа и обмена литературой, создание АРМ «Студент – аспирант – соискатель».

В выступлении зав. отделом НТБ Украинского государственного университета пищевых технологий Т.И. Березной рассмотрены основные движущие силы и пути внедрения автоматизации в библиотеках высших учебных заведений, освещен опыт НТБ по созданию электронного каталога на базе системы автоматизации библиотек ИРБИС и поиску путей расширения доступа к информации.

В докладе сотрудников Сибирского государственного медицинского университета (Томск) Л.М. Федоровой, В.А. Фокина, Н.В. Соленковой, Н.В. Казанцевой, Е.В. Башкировой и представителя «Project Harmony, Inc.» (США) Д.Н. Тупицына «Образовательные курсы американской некоммерческой организации “Project Harmony, Inc.” в научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета» представлен опыт проведения образовательных курсов «Интернет-технологии в медицинском образовании», показана роль НМБ в организации доступа к современным информационным ресурсам. Одним из путей решения данной задачи, по мнению авторов, является создание и проведение обучающих программ и образовательных тренинг-семинаров, направленных на расширение круга специалистов различных областей науки и образования, использующих Интернет в научно-практической и творческой деятельности.

В докладе приведены следующие необходимые элементы организации обучения: создание компьютерного класса на базе библиотеки и обеспечение доступа к информационным ресурсам различного уровня; обеспечение процесса обучения техническими и программными мультимедийными средствами; включение в программу курсов разделов, связанных с принципами и организацией Интернета; формирование групп слушателей, в состав которых, наряду с научными работниками и преподавателями, включается персонал библиотеки; нацеленность курса обучения на создание собственного информационного ресурса.

Аналогичные проблемы подняты и в выступлениях зав. отделом библиотеки Харьковского государственного технического университета радиоэлектроники Т.Б. Грищенко «Электронная библиотека в вузе: цели, задачи и пути формирования» и директора библиотеки института «Московская школа социальных и экономических наук» Г.Д. Кармишенской «Информационные ресурсы современной университетской библиотеки: от стратегии накопления к стратегии развития и эффективного использования».

В докладе директора библиотеки Челябинской государственной медицинской академии Т.П. Спиридоновой «Формирование информационной культуры пользователей библиотеки Челябинской государственной медицинской академии» отмечено, что формирование информационной культуры студентов и молодых специалистов является важной задачей не только учебных заведений, но и библиотек. Ее выполнение возможно лишь при наличии в библиотеке современных компьютерных технологий. Поэтому с созданием в библиотеке электронного каталога и локальной вычислительной сети с выходом в Интернет, а также комплектованием фонда CD и DVD–ROM, появилась возможность разработать учебные программы по курсу «Основы культуры чтения» для студентов I курса и по курсу «Информационная культура» для специалистов постдипломного образования. В первом случае программа курса состоит из лекционных и практических занятий с отработкой навыков поиска по индивидуальному заданию, а во втором – из лекционных и практических занятий. Для других категорий пользователей (практических врачей, организаторов здравоохранения, студентов вузов) предусмотрены индивидуальные консультации, адаптирующие пользователей к названной информационной среде.

В докладе ректора Новосибирской государственной академии экономики и управления Ю.В. Гусева и профессора академии Л.К. Боброва «Вузовская библиотека как генератор новых информационных продуктов и услуг» вузовские библиотеки рассмотрены в качестве производителей новых информационных продуктов и услуг, ориентированных на пользователей Интернета, проанализированы задачи современной библиотеки, важнейшая из которых – поиск своего места на рынке информационных продуктов и услуг. По мнению авторов, решение этой сложной задачи требует проведения комплексных исследований по следующим направлениям: определение координат библиотеки в рыночном пространстве и выработка общей стратегии действия библиотеки как производителя информационно-библиотечных продуктов и услуг; сегментация информационного рынка и выбор целевых сегментов с целью концентрации ресурсов в выбранных областях; анализ портфеля информационной продукции и услуг с целью определить адекватную стратегию действий по отношению к каждой из рассматриваемых единиц продукции и услуг; анализ рыночного окружения и выбор партнеров для создания и реализации новых продуктов и услуг. В докладе обоснована необходимость организационных изменений в библиотеках, разработки и внедрения бизнес-планирования.

В последние годы влияние новых информационных технологий в сфере образования продолжают возрастать. Их эффективность настолько велика, что они уже не ограничиваются вспомогательными функциями, а порождают новые организационные формы. К последним относится известное во всем мире открытое (дистанционное) обучение, получившее широкое распространение в структурах дополнительного профессионального образования. Дистанционное образование – это качественно новый вид обучения, возникший в результате интеграции современных образовательных методик и маркетинговых методов обслуживания потребителей. О все возрастающей роли дистанционного обучения свидетельствует непрерывный рост числа «открытых» учебных заведений во всем мире.

В нашей стране последнее десятилетие идею открытого образования продвигали ученые Международного государственного университета экономики и информации, Современного гуманитарного университета и Российского химико-технологического университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева. В отличие от обычных форм обучения, дистанционный университет скорее напоминает промышленное производство с полным комплексом технологического и технического оснащения и всесторонним разделением труда между участниками образовательного процесса.

В выступлении зам. директора научно-информационного центра РХТУ Э.Н. Замуруева и зав. лабораторией Московского государственного инженерно-физического института (технического университета) проф. Ю.Г. Древса «Вузовские библиотечные сети как системообразующий фактор дистанционного образования» достаточно подробно освещены проблемы развития вузовских сетевых информационно-библиотечных систем и внедрения информационных технологий в учебный процесс, современные тенденции развития химико-технологического образования на основе дистанционного и открытого обучения, их эффективность при очном и заочном обучении студентов вузов. Отличаясь экономической эффективностью, гибкостью, адаптивностью дистанционное образование существенным образом дополняет, развивает, придает мобильность образовательной системе и способствует реализации на практике концепции непрерывного образования.

В докладе генерального секретаря информационно-библиотечного комитета шанхайских университетов и колледжей Ки Жуанг и зам. директора Второго медицинского университета Лю Кингфен (КНР) «Сетевая библиотека высших учебных заведений Шанхая: практика информационного поиска» отмечено, что проект «Сетевая библиотека вузов Шанхая» разработан с целью развития обмена информацией и ресурсами между вузами Шанхая, а также увеличения социально-экономического эффекта для университетов от деятельности библиотеки. Данный проект является частью «портала информационных ресурсов по образованию в Шанхае» и имеет три составляющие: МБА, электронную доставку информационных ресурсов и навигацию по информационным ресурсам. По мнению докладчиков, реализация проекта позволит кардинально изменить технологию обработки и передачи информации, кооперированного комплектования, централизованной каталогизации, универсального формата данных и электронной доставки документов среди библиотек – участниц проекта.

Представители Школы библиотечных и информационных исследований Университета штата Оклахома (США) О. Уолл и У. Келер в докладе «Публикация и представление своих трудов женщинами-библиотекарями» проанализировали степень участия библиотекарей-женщин в профессиональных конференциях и количество их публикаций в периодической печати. За основу исследования авторы приняли гипотезу о том, что по мере усиления статуса профессиональных мероприятий и журналов число участников-женщин в них будет неуклонно возрастать. Для проверки гипотезы использованы данные сборников трудов предыдущих Крымских конференций (1994 – 2000 гг.). Результаты исследования показали, что за отчетный период степень участия женщин в указанных мероприятиях увеличилась. Авторы предложили свои выводы о том, что означает такое увеличение для развития библиотечной профессии и для роста популярности сравнительно новых профессиональных мероприятий, в данном случае международных Крымских конференций.

Подведу итоги семинара. Важными составляющими его успеха стали высокий уровень активности участников, стремление выступавших обобщить накопленный опыт научной и практической работы.

Высокий уровень докладов и выступлений можно оценить как результат исследований и разработок зрелых специалистов, их глубоких знаний и умения применять эти знания на практике при решении сложных научных и прикладных проблем информационно-библиотечного обеспечения процессов образования.

Семинар способствовал общению специалистов и установлению связей между научной общественностью различных регионов. Формы его работы были разнообразны: изложение позиции докладчика в виде сообщения с последующим обсуждением вопросов, наиболее интересующих аудиторию; презентация программ инновационной деятельности научных и научно-технических библиотек вузов, информационных служб, новых информационно-библиотечных ресурсов, продуктов и услуг; презентация авторских и коллективных пособий, учебно-методических документов и другой литературы.

С целью реализации современной модели информационно-библиотечного обеспечения образования в условиях формирования единого образовательного пространства участники семинара приняли ряд рекомендаций. Основные из них:

  1. Предложить организаторам и руководителям Международной конференции «Крым–2002» преобразовать семинар «Информаци­онно-библиотечное обеспечение процессов образования» в секцию; подготовить долговременную программу работы секции и сделать ее регулярной; не проводить в одно и то же время параллельные профессионально-тематически схожие секции, поскольку участники конференции заинтересованы работать в нескольких секциях.

  2. Изучить реальные возможности и формы расширения межрегионального общения; пригласить ведущих специалистов и преподавателей вузов и академических учреждений, в том числе из Москвы и С.-Петербурга; активизировать контакты с зарубежными образовательными центрами по проблемам, обсуждавшимся на семинаре.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России