Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 027.088.04

Авраева Ю.Б.

Сага о методистах,
или
"О бедном методисте замолвите слово."
(Мысли вслух о наболевшем)

Быть методистом и работать в методических отделах всегда было непросто, но престижно, несмотря на критику слева и справа. Методистам приходится ежедневно подтверждать свой престиж грамотным словом и конкретными делами. Методисты – это своеобразные "визитные карточки" методических центров любого уровня. Они готовы ради нескольких строчек в отчете лететь, плыть, ехать, идти пешком "хоть на край света", чтобы первыми узнать, если нужно – помочь, а потом рассказать, написать, обобщить интересный опыт, который накопили рядовые труженики библиотечной сферы. Если библиографов принято называть "мозгом" библиотеки, то методисты – ее "сердце".

Дискуссии о том, нужны ли методисты, постоянно идут на страницах специальной печати, то затихая, то вновь разгораясь. Ставится под сомнение деятельность методических служб, которые якобы олицетворяют административно-командную систему и все, что с ней связано. Системы давно нет, а стереотипы в оценке сущности методической деятельности действуют и поныне. Почему? Не мудрствуя лукаво, нужно признать, что живы еще в сознании библиотекарей и самих методистов представления о том, что методисты – "это управленцы, наделенные инспекторскими правами". Для многих библиотекарей еще свежи в памяти многочисленные проверки, отчеты, вызовы "на ковер" и т.д. Методисты выносили "вердикт" о работе той или иной библиотеки, может быть, не всегда для нее лицеприятный. Некоторые, особо ретивые методисты, частенько превышали свои полномочия, забывая о собственном назначении.

Но были и есть другие методисты. У каждого методиста свой стиль работы и общения с библиотекарями, свой "запас" информации и своя профессиональная биография. Я тоже начинала свою деятельность с методического отдела Республиканской библиотеки им. А.М. Горького (ныне Национальная библиотека Республики Бурятия) в далекие 1960-е гг., после окончания ЛГБИ им. Н.К. Крупской. И поэтому не понаслышке знаю цену труду методистов, который научил меня многому и сформировал как специалиста. Знаю, как непросто приходилось методистам выполнять регламентированные и не всегда регламентированные обязанности, как они были зависимы от начальства (партийного, библиотечного и др.). Это только с виду казалось, что методисты свободны и независимы от партийных установок, инструкций, которыми их снабжали райкомы, горкомы, обкомы и собственные министерские начальники. "Нафаршированный" всеми этими бумагами, методист порою не понимал их смысла и назначения. Например, нужно было проверить, сколько книг прочитали доярка или тракторист за месяц, сколько выдано книг по общественно-политической литературе, сколько оформлено выставок по материалам очередного партийного съезда. Еще нагляднее отражают то время так называемые подворные обходы, цель которых – добиться 100% охвата библиотечным обслуживанием. Сегодня эта задача и сам метод выглядят смешными и напоминают перепись скота.

Как говорится, что было, то было. Порой методистам негде было ночевать. Ведь гостиниц в сибирской глубинке тогда не было. Автобусы ходили нерегулярно. Добирались методисты до места назначения на попутках. Довелось и мне испытать эти прелести. Зато, во-первых, поездки в районные и сельские библиотеки расширили мой профессиональный кругозор; во-вторых, я узнала библиотечную работу изнутри; в-третьих, научилась отделять "зерна от плевел", быть самостоятельной в принятии решений и уметь общаться с разными людьми, держать "стойку", когда нужно было отстаивать свою точку зрения и защитить рядового библиотекаря. Этот первоначальный "багаж" всегда со мной, он помогает мне и поныне.

Труд методистов нелегкий, им приходится прилагать ежедневные усилия организационного, психологического характера.

Методисты – тонкие психологи, умеют поддержать интересную инициативу, сказать теплые слова, ненавязчиво помочь, а иногда строго спросить, если в этом есть необходимость. Но я не встречала среди них равнодушных, неискренних, искусственно корректных.

Все прекрасно знают, что методист-куратор для каждой библиотеки – помощник и советчик, "царь и бог", а сегодня – единомышленник, "точка опоры" в новом информационном и правовом пространстве. Статус методистов, их личный рейтинг обусловлен требованиями, которые предъявляют к их работе органы управления и библиотекари. Все сложнее становится работа методистов, а нормы на их труд, часть из которых давно устарела, не меняются. Порою методисты не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, ибо в первую очередь необходимо внедрять официальные материалы, инструкции, рекомендации. Складывается впечатление, что методисты – "ходячие инструкции", кроме них ничего не знающие и не умеющие. Так ли это?

Действительно, методистам, особенно сегодня, необходимо регулярно заниматься правовым обеспечением многогранной деятельности библиотек. Методические отделы областного масштаба становятся информационно-правовыми центрами для библиотек, помогают им оформить статус юридического лица, консультируют по вопросам организации и взаимодействия с властными структурами на местах, готовят и проводят аттестацию библиотекарей и т.д.

Данные исследования "Роль методической службы в системе управления библиотечным делом", проведенного в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств в рамках научных работ студентов-дипломников, показали, что региональные методические центры по-прежнему пользуются спросом у библиотек. Общая оценка их деятельности характеризуется по параметрам и направлениям: конкретность и оперативность, контроль и анализ (диагностика) деятельности ЦБС, проведение маркетинговых исследований и реклама, инновационная работа, организация непрерывного профессионального обучения и иная имиджмейкерская работа – вот неполный набор дел, которые ежедневно выполняют методисты, адаптируя общероссийские законодательные документы к местным особенностям, осуществляя проектное управление библиотеками.

Собирать и реализовывать передовые мысли и технологии, создавать собственные, т. е. управлять нововведениями, – один из принципов работы методистов во все периоды развития библиотечного сообщества, это, пожалуй, – главная миссия, выполнению которой они отдают всю свою энергию и знания.

В подтверждение своей точки зрения я приведу примеры из жизни методистов одного из новаторских методических центров – Свердловской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского (СОНБ).

Методический, научно-исследовательский "багаж" библиотек Свердловской области, на мой взгляд, достаточно весомый и эффективный. В связи с чем уместно в цифрах и фактах представить деятельность методистов СОНБ. В 2000 г. они совместно со специалистами других отделов, библиотек и образовательных учреждений области реализовали ряд проектов, среди которых: провинциальные библиотечные чтения "Читатель в библиотеке перемен", передвижной учебный центр "Провинциальная библиотека", областная школа методистов, совместный проект с Центром "Учебная книга" (Екатеринбург), областные курсы библиографов "Автоматизация библиотечно-библиографических процессов", семинар "Интернет-технологии и Net-культура".

Кроме того, ведется электронная БД "Библиотековедение", в которой уже около 5 тыс. записей. Библиотекам оказывается экспертная помощь в рецензировании программ, регламентирующих документов, подготовке конкурсных и грантовых заявок. В 2000 г. шесть ЦБС области отправили материалы на различные конкурсы Института "Открытое общество" (Фонд Сороса).

Много внимания со стороны методистов, администрации СОНБ уделяется подготовке библиотекарей области к аттестации (разработка положений, составление списков, участие в аттестационных комиссиях). Ежегодно организуются и проводятся областной профессиональный конкурс "Путь к успеху" им. А. Бычковой, конкурс по экологическому просвещению населения, муниципальные конкурсы профессионального мастерства и др. Стала традицией подготовка сборника "Творческий поиск", "Ежегодного доклада о состоянии библиотечного обслуживания населения Свердловской области", "Обзора деятельности муниципальных библиотек.", "Информационного отчета Свердловской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского".

Уникальна по своему замыслу и содержанию брошюра П.Я. Хазановой "Методисты: из истории организационно-методической работы Библиотеки им. В.Г. Белинского (1925–1975 гг.)" (Свердл. обл. науч. б-ка. Екатеринбург, 1999. 60 с.). Автор брошюры долгое время руководила НМО библиотеки, с ее именем связана "многолетняя слава Свердловской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского как областного методического центра", – так отозвалась о ней ее коллега, а ныне зав. НМО Т.А. Колосова.

П.Я. Хазанова со скрупулезной тщательностью и ответственностью описала деятельность методистов в разные периоды, отдав должное каждому из них. Принцип никто не забыт, ничто не забыто определяет содержание этого материала. Остается только удивляться титаническому труду, который проделала заслуженный работник культуры Российской Федерации Павлина Яковлевна Хазанова, лишний раз подтвердившая, что методисты – особая "каста" библиотечных работников, способная "сдвинуть горы".

В октябре 2001 г. в СОНБ в рамках ведущей темы года "Управление и кадровое обеспечение библиотечной сферы" прошла международная конференция "Библиосоциум: оптимизация профессиональных коммуникаций". В ходе конференции состоялись выставка профессиональной литературы "Мир библиотечных изданий от А до Я" (каталог выставки включил и всю литературу, выпущенную областными библиотеками за последние 5 лет, координатор проекта "Каталог" – Е.И. Якубовская); смотр-конкурс "Лучшее методическое обеспечение ЦБС"; мастер-классы "Методическая работа: приоритеты деятельности". Основу всех инноваций составил проект "Точки опоры", суть которого заключается в новом понимании роли и места методических служб областного и районных звеньев, создании прочной системы методических связей. "Методический Олимп" – так можно назвать методический центр Екатеринбурга, который сотрудничает со многими библиотеками России и других стран.

"Методист – звучит гордо!" – говорят в Екатеринбурге, а я добавлю: "Методист – своим званием гордись!" Как верно подметили в годовом отчете методисты СОНБ Т.А. Колосова и О.В. Птиченко: "Методист – Имя собственное, за каждым из них немалое количество разработанных проектов, методических материалов, десятки обследований библиотек и выступлений на семинарах, совещаниях, конференциях. Все они озабочены организацией единой системы библиотечного обслуживания, выравниванием информационной ситуации, выработкой единых профессиональных стандартов".

Одним словом, быть методистом – это искусство, которым овладевают постоянно. Если снова все начать. я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России