Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 028.1+023

Езова С.А.

Потребности читателей
и библиотекарей национальных библиотек
в психологической поддержке

Проанализированы результаты исследований, проведенных в 2000 г. студентами библиотечного факультета Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в национальных библиотеках Бурятии и Якутии.

Практически во всех областях жизнедеятельности человек может испытывать психологический дискомфорт и нуждаться в психологической помощи, поддержке.

Термины психологическая помощь и психологическая поддержка рассматриваются в научной литературе как равнозначные. В самом общем виде психологическая помощь трактуется как ".профес­сиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента" ("Краткий психологический словарь" / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. С. 267).

С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности" (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. "Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия." М.: Хэлтон, 1998. С. 214).

Из этого термина логически вытекает определение потребности в психологической помощи как отражения объективной нужды личности в оптимизации ее психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности посредством получения квалифицированной помощи психолога. Следовательно, знание психологических потребностей читателей и библиотекарей – путь для оптимизации работы в библиотеках в данном направлении.

Исследования по этой теме проводились в 2000 г. в Якутске и Улан-Удэ. В Национальной библиотеке им. А.С. Пушкина Республики Саха (Якутия) опрошены 217 читателей (две трети – студенты, треть – служащие) и 59 библиотекарей отделов обслуживания. В Национальной библиотеке Республики Бурятия опрошены 205 студентов и 50 библиотекарей (также отделов обслуживания). В исследованиях участвовали дипломницы Т. Добрынина, С. Бойтунова и В. Карманова (под руководством автора). Разработаны и использованы 5 анкет.

Наряду с общими проблемами, которые переживают читатели и библиотекари НБ Республики Саха (усталость, вялость, апатия, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство), можно выделить и специфические. Так, студентов волнуют конфликты с родителями (20%), сомнения в правильности выбора профессии, плохое запоминание учебного материала (21%), вопросы межнациональных отношений, безответная любовь (10%), конфликты с преподавателями (14%), адаптация студентов из сельской местности к самостоятельной жизни в городе (6%) и др.

Читателей-служащих и библиотекарей роднит проблема взаимоотношений, конфликтов с сослуживцами (20%). Всем категориям опрошенных небезразлична проблема развития собственной личности, самосовершенствование; ею озабочен каждый пятый студент, служащий и каждый третий библиотекарь.

Для читателей НБ Республики Бурятия первостепенную значимость имеют проблемы, обусловленные эмоционально-волевым развитием личности (56%) (нерешительность, неуверенность, неудовлетворенность собой, слабая воля, недисциплинированность, озлобленность, жестокость и т.п.). У 47% опрошенных выявлены проблемы в нравственно-поведенческой сфере (скромность, лживость, нежелание трудиться, недоверие, льстивость, злопамятность и др.)

Проблемы, касающиеся интеллектуального развития, характерны для 36% студентов (плохая память, невнимательность, ненаблюдательность, неразвитые способности к учебе и т.п.). Каждый третий нередко испытывает тревогу, каждый пятый – растерянность и чувство одиночества, каждый седьмой переживает обиду, каждый десятый – страх, чувство безнадежности, каждый двенадцатый – агрессию. Причем чувству одиночества более подвержены юноши (они более замкнуты, инертны, некоммуникабельны), а девушки чаще испытывают обиду, страх (что объяснимо их эмоциональной реактивностью и физиологическими особенностями).

Местом, где молодежь предпочитает "проговорить" свои проблемы, поделиться ими, 52% опрошенных назвали дом друзей (среди них три пятых составляют девушки и две пятых – юноши); 32% – родительский дом; 19% – кафе, бары, дискотеки; 12% – парк, улицу; 5% – учебное заведение, кабинет психолога; 3% – библиотеку (некоторые читатели специально приходят в библиотеку, чтобы пообщаться, обсудить свои проблемы с друзьями, знакомыми).

Некоторые студенты пытаются решать свои проблемы самостоятельно: 26% считают, что их никто не поймет; 28% смущает конфиденциальный характер их проблем; 25% не находят сил, чтобы поведать другому о своих проблемах; 12% подвержены страху непонимания и критики со стороны собеседника; 10% уверены во вреде получаемых советов.

Читатели обращаются за психологической поддержкой по разным мотивам: 9% иждивенчески надеются, что кто-то решит за них проблему; 38% пребывают в ожидании мудрых советов; 27% надеются на чужой опыт, 30% ожидают понимания и поддержки; 6% (преимущественно юноши) нуждаются в том, чтобы их просто выслушали; 36% возлагают надежду на помощь в осознании сути их проблемы; 34% пытаются избежать, проигнорировать проблемы, тем самым порождая снежный ком новых проблем.

Опрос в НБ Бурятии показал, что при возникновении проблем, стрессов к родным, близким обращаются 60% читателей и 52% библиотекарей; к друзьям – 59% читателей и 42% библиотекарей; стараются забыться с помощью алкоголя, наркотиков 12% читателей; к литературе обращаются 26% библиотекарей и только 5% читателей.

К помощи профессиональных психологов прибегают лишь единицы читателей и сотрудников обеих библиотек. 95% библиотекарей не считают себя достаточно осведомленными в области психологии; 82% уверены, что библиотечному специалисту нужны знания по психологии в профессиональной деятельности; однако только 75% проявляют интерес к психологии. Среди читателей схожая картина: 87% считают свои познания в психологии недостаточными, потребность в знаниях испытывает 71%, а интерес проявляют 68%. Основной источник приобретения знаний опрошенные видят в книге, а целями приобщения к психологической премудрости считают самопознание, познание других, корректировку своего поведения, оказание влияния на других и т.п.

69% опрошенных студентов НБ Бурятии обращались к чтению литературы по психологии. Из них 43% случайно "натыкались" на нее в магазине, 16% "рылись" на развалах в поисках чего-нибудь нужного и только 10% просили кого-либо помочь в выборе (однако среди "кого-либо" были друзья, родственники, но не библиотекарь).

О проявлении подлинной потребности опрошенных в чтении психологической литературы можно судить по названиям прочитанных книг, по отношению к этим книгам. Многие читатели, да и немало библиотекарей не помнят авторов даже понравившихся книг, путают их, что является показателем невысокого уровня культуры чтения.

Круг названных библиотекарями и читателями авторов книг в основном один и тот же, разница лишь в частоте упоминаний. Наиболее популярны книги Д. Карнеги, Э. Берна, З. Фрейда, А. Пиза, Р. Немова. Единицами названы Б. Спок, Р. Хаббард, К Юнг, Г. Абрамова, Н. Козлов, Я. Коломенский, В. Леви, Е. Рогов.

Из 16 названных отечественных психологов у читателей НБ Бурятии превалируют авторы учебников, изучаемых в вузе (Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев и др.), а также "Рабочая книга практического психолога". Упомянуты учебные пособия двух местных психологов. Половина опрошенных не читала работы зарубежных психологов, среди которых наиболее популярны Д. Карнеги (31%), З. Фрейд (12%), Э. Берн, Л. Хест, Ф. Ницше, А. Пиз, Э. Фромм и др. – всего названы 17 фамилий. Ответы свидетельствуют о низком уровне начитанности в области психологической литературы как библиотекарей, так и читателей.

Наибольшей популярностью пользуются серии "Познай себя" (35%), "Сам себе психолог" (19%), "1000 секретов успеха", "Практическая психология для всех" (17%), "Психология для женщин" (16% девушек) и др. Следует заметить, что эти ответы даны в НБ Бурятии на полузакрытый вопрос, где в качестве вариантов перечислены названия серий, поэтому можно предположить, что показатели завышены. Читатели и библиотекари НБ Республики Саха отвечали на открытый вопрос о сериях, в итоге названо меньше серий и ответило меньшее количество опрошенных.

В прочитанных популярных психологических книгах читателей и библиотекарей привлекают доступность, увлекательность изложения, возможность применить рекомендации на практике.

О потенциальных интересах библиотекарей свидетельствуют ответы на вопрос о том, какие книги по психологии хотелось бы прочитать. Конкретных авторов упомянул каждый третий библиотекарь, к ранее названным добавлен Э. Фромм. 10% вместо авторов назвали темы, а 20% перечислили отрасли психологии. На конкретный вопрос о темах чаще назывались различные проблемы психологии личности, психологии общения, проблемы взаимоотношений, в том числе в семье. Эти же проблемы библиотекари предложили для изучения на курсах повышения квалификации в своей отрасли.

К периодическим изданиям по психологии обращались единицы (лишь те читатели, чья будущая профессия связана с психологией).

Наряду с интересом к практическим пособиям по психологии зафиксирована потребность студентов в использовании тестовых методик. 52% обращаются к тестам с целью самопознания и познания других. Наибольшей популярностью пользуются тесты Айзенка (43%), Люшера (6%), Кэттелла (1%) – всего названы 6 авторов; 27% опрошенных не запомнили создателей тестов, хотя проходили тестирование.

На роль телевидения в осознании психологических проблем указали 32% опрошенных, однако конкретные телепередачи, бесспорно повлиявшие на психологическую жизнь молодежи, назвал только каждый четвертый. Четко прослеживается интерес женской телеаудитории к телепередачам: "Я сама", "Моя семья", "Марьина роща", "Что хочет женщина" и т.п. 18% упомянули увиденные на TV художественные фильмы (зарубежные, старые отечественные), научно-популярные, особенно выделили сериалы (в том числе молодежные).

23% студентов отметили роль радиопередач. В частности, названы некоторые передачи "Русского радио", "Радио России", "Пульса радио", радиостанции "Маяк" как улучшающие настроение, самочувствие, обогащающие чужим опытом, дающие мудрые советы.

Таким образом, в ходе опроса и читатели, и библиотекари раскрыли свои потребности в личностном развитии. Но лишь единицы осознают нужду в психологической поддержке своего читательского развития, читательской деятельности, а ведь именно в этом должна заключаться библиотечная специфика психологической помощи.

Рекомендации читателей по оптимизации деятельности библиотекарей в оказании психологической поддержки читателям могут служить для библиотекарей руководством к действию. Так, две трети всех опрошенных читателей считают, что библиотекари как работники сферы обслуживания должны иметь психологическую подготовку. 32% респондентов полагают, что в библиотеке нужно проводить лекции и дискуссии по проблемам психологии взаимоотношений людей. Названы темы: общение с родителями, сверстниками, педагогами; культура общения; одиночество; развитие личности (как повысить самооценку, обрести уверенность, овладеть технологиями достижения успеха, выявить и развить способности и др.); профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и др.; адаптация в коллективе, в городе, профадаптация и т.п. По ответам можно предположить, что слушателей-девушек будет в два с половиной раза больше, чем юношей. Читатели хотят приобрести навыки борьбы со стрессами, овладеть способами саморегуляции посредством тренингов.

84% читателей не смогли припомнить ни одного случая, когда библиотекарь помог им в выборе психологической литературы, дал совет для решения их психологических проблем. По мнению читателей, библиотекари недостаточно используют свои возможности в оказании им психологической поддержки. Большинство опрошенных не смогли припомнить выставки в библиотеке, на которых экспонировалась бы литература по психологии.

Если бы при НБ Республики Саха была создана психологическая служба, то в нее обратились бы как читатели, так и библиотекари – при условии высокой квалификации специалиста-психолога и низкой стоимости услуг. Приоритетными направлениями в деятельности такой службы 70% читателей и 50% библиотекарей назвали индивидуальное консультирование; 41% читателей и 32% библиотекарей – психологическую диагностику; 30% читателей и 23% библиотекарей – психологическую коррекцию, профилактику и реабилитацию; за создание комнаты психологической разгрузки высказались 40% читателей и 60% библиотекарей.

Как отметили в интервью сотрудники психологических служб Якутска, принимавшие участие в проведении курсов повышения квалификации работников НБ, среди библиотекарей наблюдались повышенный интерес и потребность в использовании психологических услуг (тренингов, консультаций), но впоследствии они не обращались к услугам психологов. Среди библиотекарей высок процент неполных семей, одиноких людей. Если учесть и низкий уровень зарплаты, и специфику взаимоотношений в женском коллективе, то наличие у каждого третьего сотрудника потребностей в психологической поддержке вполне объяснимо.

Хотя читатели обеих национальных библиотек за редким исключением не обращались к профессиональному психологу, однако 41% из них считает, что в библиотеке стоит ввести должность психолога или даже создать психологическую службу. В эту службу обратились бы за консультацией 52% опрошенных; за диагностикой, в частности по вопросам профориентации и адаптации – 48% (мотивация студентов: разочарование в профессии, возможности переориентации, получения дополнительного образования); за психокоррекцией – 30%; за психологическим просвещением – 20%; по вопросам психологической профилактики – 18%.

Таким образом, исследование в двух национальных библиотеках выявило общие тенденции в потребностях читателей и библиотекарей в психологической помощи и психологической службе при библиотеке.

Интервью с администрацией НБ Республики Саха высветило ряд направлений в деятельности психолога в этой библиотеке. Прежде всего акцент сделан на работу психолога в коллективе, решение проблем, связанных с повышением эффективности профессиональной деятельности, с возрастной особенностью части коллектива – "рубежом 50-летия", с взаимодействиями в коллективе, с определением психологической пригодности сотрудников на разных участках работы, с предотвращением конфликтов в процессе обслуживания читателей. Чтобы оказать психологическую поддержку сотрудникам, администрация библиотеки приглашает психологов на курсы повышения квалификации библиотекарей для повышения коммуникативной компетенции слушателей. В штат детско-юношеского филиала НБ уже введены должности психолога и социолога.

В НБ Республики Бурятия сотрудник, получивший углубленную психологическую подготовку во ВСГАКИ и окончивший двухгодичные курсы практического психолога, читает лекции библиотекарям по вопросам социально-психологической компетенции, проводит тренинги по сплочению коллектива, консультационную и научно-исследовательскую работу по изучению социально-психологических факторов успешности трудовой деятельности библиотекарей. Около года работает клуб профессионального общения, в котором обсуждаются и вопросы психологического характера. Администрация НБ считает создание информационно-психологической службы при библиотеке приоритетным направлением своей работы. Предполагается, что психологическая поддержка будет направлена на оптимизацию как читательской деятельности пользователей, так и профессиональной деятельности библиотекарей, а также на совершенствование культуры взаимоотношений библиотекарей и читателей – проблемы достаточно актуальной для национальных библиотек.

В заключение следует отметить, что потребность в информационно-психологической службе испытывают и читатели, и сотрудники рассмотренных библиотек. Им необходима психологическая поддержка как в личностном развитии, так и в повседневной деятельности.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России