Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ
И СИСТЕМЫ

УДК 025.4

Родионова Т.Г.

Комплексное использование ИПЯ лексического
и символического типа в процессе систематизации

Новые информационные технологии и современная теория лингвистического обеспечения библиотечных процессов открывают широкие возможности для универсализации традиционных библиотечных классификационных систем, выступающих в роли как языков индексирования информационных материалов, так и формы представления знания в электронной базе данных. Это такие классификационные системы, как ББК, УДК, ГРНТИ, ДКД. Однако многообразие применяемых информационно-поисковых языков (ИПЯ) является препятствием на пути регулярного обмена информацией в процессе эксплуатации автоматизированных информационно-поисковых библиотечных систем (ИПС).

В этой связи актуальной всегда остается проблема совместимости ИПЯ как одна из основных проблем разработки, создания и ведения лингвистического обеспечения. При этом из трех указанных А.И. Черным трактовок термина совместимость: возможность использования в одной и той же ИПС поисковых образов документов на одном ИПЯ, а поисковых предписаний на другом (1), переводимость (2), сосуществование (3) – мы принимаем третий вариант и осуществляем совместимость как возможность использовать несколько ИПЯ в одной автоматизированной системе с учетом их потенциальной семантической и структурной тождественности.

Исходя из вышеизложенных теоретических положений и с учетом проблем, связанных с начальным этапом автоматизации библиотеки в 1993–1994 гг. (а именно: применение УДК, переход на ББК в 1987 г., введение ГРНТИ как необходимое условие существования электронной базы данных, применение Тезауруса в индексировании, перенос старых технологий в условия автоматизации), лингвистическая группа Государственной научной педагогической библиотеки (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского предприняла попытку разработать модель связанного индексирования.

В дальнейшем эта модель легла в основу процесса систематизации, который в свою очередь получил название комплексное индексирование. Проект модели был представлен на Международной конференции "Крым-98".

Суть данной модели заключается в том, что такие информационно-поисковые языки, как ББК, УДК, ГРНТИ, ДКД, можно совместить на верхних иерархических уровнях. В качестве базового информационно-поискового языка может быть выбран один из них. В нашем случае это – ББК, так как по ней производится систематизация и строится систематический каталог библиотеки уже более десяти лет. Кроме того, ББК является национальной классификационной системой, по которой работает большинство библиотек страны, прежде всего библиотеки педагогического профиля.

Структура модели: рубрики по темам (Педагогика, Психология, Отдельные отрасли знания) и рубрики по видам (Программы, Учебники, Конференции, Авторефераты диссертаций). Последняя рубрика вида Авторефераты диссертаций повторяет перечень рубрик по темам и представлена соответственно разделами Педагогика, Психология, Отдельные отрасли знания.

Приоритетность тематико-видового выбора рубрик определена профильностью и спецификой ГНПБ им. К.Д. Ушинского. Такое представление знания в целом обусловлено сложившейся за многие десятилетия и оправдавшей себя во времени структурой карточной информационно-поисковой системы библиотеки.

Составляющие рабочего листа каждой рубрики: раздел (или группа рубрик) и его план выражения через основные ИПЯ; рубрика, подрубрики, вышестоящая рубрика (для рубрик вида), страна и соответствующие им ББК, УДК, ГРНТИ, ДКД, ИИ (издательский индекс); ссылки "смотри" и "смотри также"; фрагмент ББК для рубрик вида Учебники; аннотация.

Система предназначена для одновременного введения классификационных индексов вышеперечисленных ИПЯ в поисковый образ документа. Дробность индексов ББК соответствует делениям основных таблиц (ОТ) и плана расположения (ПР) – разделы 74 Педагогика, 88 Психология, Учебно-методические издания. Глубина индексов других отраслей знания ограничена, как правило, основными делениями (ОД). Однако предусмотрена возможность продолжения индексов (ББК) до любого уровня, включая детализацию ПР, специальных типовых делений (СТД) и территориальных типовых делений (ТТД) в зависимости от специфики библиотек. Построение соответствия на уровне классификационных индексов идет, как уже говорилось, от ББК; индексы УДК, ГРНТИ, ДКД выбраны по соответствию; если же соответствие установить невозможно, то совмещение устанавливается на уровне обозначения рубрики в целом.

Фрагмент модели текстового файла рубрики Отдельные педагогические системы, школы, направления в разделе 74 Педагогика:

Раздел: Педагогика
ББК
74
УДК
37
ГРНТИ
14
ДКД
370
ИИ
74
Рубрики: Отдельные педагогические системы, школы, направления (наименование рубрики)
Россия (территориальный признак)
Подрубрики:
Отдельные педагогические системы, школы, направления в педагогике в целом
Отдельные педагогические системы, школы, направления в дошкольной педагогике
Отдельные педагогические системы, школы, направления в педагогике общеобразовательной школы
Отдельные педагогические системы, школы, направления в педагогике профессионального образования (наименования подрубрик).
Планы выражения подрубрик:
ББК:
74. 003 (2 Рос)
74. 103 (2 Рос)
74. 203 (2 Рос)
74. 500. 3 (2 Рос)
УДК:
371. 4 (47)
ГРНТИ:
14. 07. 01
14. 23. 01
14. 25. 01
14. 31. 01& 14. 33. 01& 14. 35. 01
ДКД:
370. 04
ИИ:
74. 003 (2)

Пояснения:

  • каждая тематическая рубрика предваряется наименованием раздела (отрасли знания, например Педагогика), которому принадлежит данная рубрика. Разделу присваиваются соответствующие цифровые символы ББК, УДК, ГРНТИ, ДКД;

  • сама рубрика в данном случае не имеет плана выражения, ее содержимое представлено подрубриками и соответствующими им индексами ББК, ограниченными крупными делениями ПР. С каждым из индексов ББК связан конкретный индекс другой классификационной схемы: УДК, ГРНТИ, ДКД;

  • индексы УДК и других систем выбраны согласно соответствию;

  • территориальные деления, которыми завершается тот или иной индекс, выбраны следующие: по ББК для России – (2 Рос), для зарубежных стран – (3) без учета континентов и стран; эту функцию выполняет ИПЯ лексического типа – Тезаурус, для УДК выбраны территориальные деления (47) и (100) соответственно. Будучи важным, но вторичным признаком, территориальный определитель в индексах ДКД пока отсутствует, кроме тех случаев, которые отражают историю вопроса;

  • издательские индексы (ИИ) также входят в структуру модели и предназначены для создания указателя текущих поступлений в автоматизированном режиме. Причем формирование БД указателя происходит одновременно с процессом систематизации. ИИ соответствует первому индексу ББК (самый высокий уровень). ИИ действуют в пределах конкретной отрасли знания и идут в порядке возрастания цифровых обозначений. Это позволяет выстроить рубрики в заданной последовательности. Кроме того, являясь объединяющим значением для группы рубрик, ИИ позволяет разместить рядом близкие по значению, но находящиеся в разных отраслях знания понятия, например: социальные вопросы педагогики и социология образования, организации и движения учащейся молодежи и молодежные организации и движения России и зарубежных стран и т. п. Наличие ИИ предполагает формирование указателя текущих поступлений наряду с процессом систематизации и может способствовать сохранению традиционного систематического каталога в печатной форме.

Ведение карточного каталога, составляющие которого выполнены на базе "модели", также возможно даже при отсутствии глубокого индексирования, так как способов его ведения при наличии дескрипторов в поисковом образе документа может быть несколько: предметно-систематический, системно-хронологический, традиционно-систематический.

Механизм процесса индексирования по ББК сводится к правильному выбору индекса (одного или нескольких) в соответствующем разделе, рубрике. Каждый подлежащий смысловой обработке документ (библиографическая запись) подробно описывается дескрипторами Тезауруса согласно правилам индексирования и получает нужный индекс ББК, классификационные индексы других систем присоединяются автоматически. При этом ошибки в индексации, технические ошибки (отсутствует набор) сводятся к минимуму, методические решения становятся определеннее (формальнее), процесс подготовки специалиста-систематизатора на рабочем месте упрощается. Однако ничто из вышеперечисленного не избавляет систематизатора от обязанности знать те информационно-поисковые языки, с которыми он работает, и хорошо представлять принятые методические решения.

Процесс автоматизированного поиска информации в БД по различным ИПЯ происходит автономно, и каждый из языков несет свою функцию. Тезаурус обеспечивает предметный вход в БД. ББК, во-первых, служит инструментом организации знания (информации), во-вторых, предусматривает поиск по конкретному индексу, который в свою очередь обеспечивает системный подход в поиске данных. УДК, ДКД, ГРНТИ несут ту же функцию, повышая при этом репрезентативность БД библиотеки (возможен вход по любому ИПЯ).

Однако, несмотря на такую "независимость" при поиске, в процессе аналитико-синтетической обработки документного потока одновременное (комплексное) использование ИПЯ лексического и символического типа (Тезаурус и ББК) играет важную положительную роль: наиболее точно определяется терминология в пределах того лингвистического пространства (поля), которое предлагает индекс ББК. Например, при выборе индекса ББК "74. 204 (.)" уместнее будет словосочетание организация учебного процесса, а не учебно-воспитательный процесс, учащиеся или учителя, а не процессы, предусмотренные дидактикой и т. п. Таким образом, выбранные индексы и дескрипторы главной темы (ГТ) должны отражать предмет рассмотрения и одновременно служить продолжением смысла, заложенного в индексе ББК.

Во второй дескрипторной строке, условно называемой неглавной темой (НТ), описываются аспект рассмотрения предмета и термины-дескрипторы, необходимые для предполагаемого запроса. Например: Учебник русского языка для аномальных учащихся YIII вида (олигофренов):

  • ГТ: язык русскийучебникишколы специальные (термины одного лингвистического уровня);

  • НТ: умственно-отсталыеобучение языку (или речи) –  классы начальные и т. д. Такой набор дескрипторов в ГТ и НТ позволяет при поиске в БД сочетать терминологию, не сочетаемую с точки зрения грамматики: термины, описывающие людей и термины, описывающие вещи, что на уровне запроса может быть вполне уместно (учебники – язык русский – олигофрены). При этом индекс ББК будет выглядеть следующим образом: 81я721. 7, где 81 – языковедение, я721. 7 – общий типовой определитель учебной литературы для коррекционного обучения аномальных. Продолжением смысла для "81" является термин язык русский, для продолжения смысла я721. 7 – термин умственно отсталые. То и другое может быть использовано и при поиске, и при расстановке карточек в систематическом каталоге.

Использование данной модели в ГНПБ им. К.Д. Ушинского с 1998 г. помогло решить ряд проблем, возникших в процессе перехода на компьютерную технологию (своевременная обработка информационного потока, ведение машиночитаемого и карточного каталогов одновременно, перспективное создание рубрицированного указателя текущих поступлений в печатной и электронной версиях и др.).

Таким образом, в условиях автоматизации возможны различные пути усовершенствования библиотечной технологии, в том числе такого интеллектуального процесса, как систематизация. В ГНПБ создана база данных лингвистического инструмента систематизатора: отраслевой двуязычный тезаурус и ББК в ее специализированной версии.

 

Список литературы

Библиотечно-библиографическая классификация: Табл. для науч. б-к: Сокр. вариант/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина и др. М., 1970–1972. Вып. 1–5.

Библиотечно-библиографическая классификация: Табл. для обл. б-к/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина и др. М., 1980–1982. Вып. 1–4.

Библиотечно-библиографическая классификация: Рабочие табл. для массовых б-к. М.: Либерея, 1997. 688 с.

Гендина Н.И. Лингвистические средства автоматизации документального поиска. СПб., 1992. 188 с.

Государственный рубрикатор научно-технической информации. Изд. 4-е. М., 1992. 135 с.

Десятичная классификация Дьюи. Изд. 20-е. Олбани; Нью-Йорк.

Сопоставительные таблицы "Библиотечно-библиографической классификации. Табл. для массовых б-к" и схемы "Расположение библиографических записей в государственных библиографических указателях на основе Универсальной десятичной классификации"/ Рос. кн. палата. М., 1996. 99 с.

Сопоставительные таблицы схемы "Расположение библиографических записей в государственных библиографических указателях на основе Универсальной десятичной классификации" и Библиотечно-библиографической классификации/ Рос. кн. палата. – М., 1996. 30 с.

Универсальная децимальная классификация. Изд. 4-е. М.: Ректор, 1997.

Черный А.И. ИПЯ: типы, принципы построения, совместимость// НТИ. Сер. 2. 1978. № 1. С. 1–10.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России