Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 02(571.17)

Блынская О.Е.

Корпоративная культура
Кемеровской областной научной библиотеки
им. В.Д. Федорова

Результаты исследования, проведенного отделом прогнозирования и развития библиотечного дела.

Согласно ст. 12 закона Кемеровской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов» Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова является главной центральной библиотекой региона, методическим центром для всех муниципальных библиотек области и, конечно, главной библиотекой города Кемерово.

Несмотря на то, что социальная инфраструктура города достаточно развита (224 библиотеки, в том числе 36 муниципальных, 13 профсоюзных, 11 библиотек вузов, 15 – техникумов, 14 – ПТУ, 88 школьных и др.), именно Кемеровская ОНБ благодаря своему многочисленному и богатому фонду, автоматизированным технологиям, развитому сервису является наиболее привлекательной и престижной для многих читателей.

Однако катаклизмы последнего десятилетия XX в. значительно пошатнули имидж библиотеки, что заставило коллектив задуматься о совершенствовании своей деятельности. Чтобы встать на путь позитивных перемен, коллектив прежде всего должен осознать их необходимость, наметить общую цель, выработать соответствующую программу.

Важную роль в процессе совершенствования играет корпоративная культура библиотеки. Вопросы формирования корпоративной культуры, или культуры организации, рассматриваются в литературе по социальному управлению уже два десятка лет. Поиск ответа на вопрос о месте библиотек в современном мире обусловливает необходимость тщательного изучения корпоративной культуры как в теории, так и на практике – в конкретных библиотеках.

Изучению корпоративной культуры Кемеровской ОНБ посвящено исследование, проведенное отделом прогнозирования и развития библиотечного дела в 2000 г.

Рабочая гипотеза исследования состояла в предположении, что корпоративная культура Кемеровской ОНБ находится на невысоком уровне развития и требует совершенствования, в частности посредством улучшения системы повышения квалификации персонала.

Цель исследования – изучить и описать все составляющие корпоративной культуры в библиотеке: представления коллектива о миссии библиотеки, о ресурсах библиотеки, посредством которых осуществляется достижение конкретных целей; представления работников о своей роли и месте в процессе достижения целей; отношение к истории, традициям; работу с персоналом. В задачи исследования входила выработка рекомендаций по формированию корпоративной культуры, в частности оптимизации системы повышения квалификации персонала.

Исследование проведено методом анкетирования библиотечных работников.

На 01.01.2000 г. в Кемеровской ОНБ работали 130 библиотекарей. Анкетирование проводилось только среди рядовых сотрудников и среднего звена руководителей (заведующих отделами). Такой выбор респондентов обусловлен предположением о разнице ответов персонала и руководства на предложенные вопросы. Заполнена 61 анкета, т.е. в исследовании приняли участие 46,9% от общего числа библиотекарей, или примерно каждый второй.

Образование. Большинство опрошенных – 36 человек (59%) – имеют высшее библиотечное образование, 15 (24,6%) – высшее небиблиотечное, 2 (3,3%) – неоконченное высшее, 3 (4,9%) – среднее специальное, 2 (3,3%) – среднее библиотечное, 1 (1,6%) – среднее, 2 человека не ответили.

Стаж работы в Кемеровской ОНБ. Большинство опрошенных – 25 человек (41%) – работают в библиотеке от 5 до 15 лет, 15 (24,6%) – 15–30 лет, 7 (11,5%) – более 30 лет, 4 (6,6%) – менее года, 2 (3,3%) – 1–3 года, 5 (8,2%) – 3–5 лет, 3 (4,9%) не ответили. Таким образом, в опросе приняли участие и сотрудники, проработавшие достаточное количество лет в библиотеке, и более молодые.

Формирование корпоративной культуры начинается с формулировки миссии библиотеки, или основной идеи, ради которой она существует и развивается, целей перспективных и сиюминутных. Мы попытались выяснить, как наши коллеги понимают, что такое миссия библиотеки в современном мире, какова миссия нашей библиотеки.

На вопрос о миссии библиотеки в современном мире ответили почти все – 60 человек (98,4%). Мы предложили 5 вариантов ответов (формулировки, приблизительно соответствовали основным функциям библиотеки), а также возможность дать иной, свой ответ. Большинство опрошенных (72,1%) считает, что современная библиотека – это информационно-образовательное учреждение; другая, тоже довольно многочисленная группа (52,5%) полагает, что миссия современной библиотеки – сбор, хранение и распространение информации. (На этот и некоторые следующие вопросы респонденты имели право дать несколько ответов, поэтому сумма процентов не равна 100.) Пятеро видят миссию библиотеки в совокупности всех предложенных нами вариантов. Чуть более трети опрошенных (36,1%) воспринимает библиотеку как культурно-просветительное учреждение; 19,7% – как центр досуга, место отдыха и развлечения; 14,8% – как центр интеллектуального общения.

Интересно было проследить взаимосвязь между осознанием каждым респондентом конечной цели своего труда и его представлением о миссии библиотеки в современном мире. Действительно ли раздробленность библиотечной технологии влияет на понимание работниками общей цели? Большинство опрошенных (49,2%) считает своей целью удовлетворение читательских запросов; на втором месте (42,6%) – ответы тех, кто видит цель своего труда в выдаче читателю документа; 14,8% ответили, что их цель – редактирование каталогов и картотек.

Условно связав ответы о цели труда с предполагаемыми должностными функциями респондента, мы попытались выстроить ассоциативные связи между тем, какие функции выполняет анкетируемый, и тем, как он понимает миссию современной библиотеки. Предположение о том, что характер труда накладывает неизменный отпечаток на видение миссии библиотеки, нашло свое подтверждение в результатах исследования.

Итак, большинство (73,3%) тех, кто считает целью своего труда удовлетворение читательских запросов, миссию библиотеки в современном мире видят как информационно-образовательную. 60% респондентов этой группы считают, что библиотека – это место сбора, хранения и предоставления информации, заключенной в документах; при этом не отрицаются и культурно-просветительские функции библиотеки, что отметили 30% респондентов.

Группа респондентов, «выдающих читателю документ», в большинстве своем (84,6%) склонна видеть в библиотеке информационно-образовательное учреждение; 50% считают, что библиотека – это место сбора, хранения и использования информации, заключенной в документах. Культурно-просветительскую миссию выделили 34,6% респондентов.

Редакторы каталогов и обработчики документов на первое место поставили миссию сбора, хранения и использования информации (88,9 и 87,5% соответственно). Информационно-образовательная функция оказалась на втором месте в ответах этой категории респондентов – ее отметили 77,8 и 71,4%. Вероятно, это связано с тем, что данная группа общается непосредственно с читателем гораздо реже, чем две предыдущие. И в этой связи процитируем Э.Р. Сукиасяна, который считает, что «сущностью самой библиотеки как общественного института… было и всегда будет удовлетворение читательских потребностей. Для профессионала первичным является читатель – он работает в библиотеке для читателя» (Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 1997. С. 21–28).

Видимо, возможность непосредственного общения с читателем помогла первой и второй группам респондентов быстрее и острее осознать, что современная библиотека и библиотека ближайшего и отдаленного будущего – это прежде всего информационное учреждение. Хотя здесь необходимо сделать оговорку – окончательного ответа на вопрос о миссии библиотеки пока не существует. Эта проблема является предметом постоянного обсуждения, полемики, рождает великое множество мнений. Представление о миссии во многом зависит от масштаба библиотеки, регионально-этнической специфики. Представить небольшую сельскую библиотеку в роли информационного учреждения, конечно, весьма трудно. Но будем надеяться – это дело будущего.

Одним из важнейших составляющих корпоративной культуры является осознание персоналом миссии библиотеки как в широком смысле (глобальное понимание роли библиотеки в обществе), так и в более узком, применительно к конкретной библиотеке. Поэтому мы задали нашим сотрудникам вопрос открытого типа о миссии Кемеровской ОНБ.

Почти каждый четвертый респондент затруднился с формулировкой. Мы попытались обработать ответы, разбив их по тем же пяти основным функциям библиотеки, что были использованы в вопросе о миссии библиотеки в современном мире.

Выяснилось, что лидирует информационно-образовательная миссия библиотеки, но возможность свободного ответа позволила выделить информационную миссию в самостоятельную функцию. Это вполне логично, так как образовательная функция присуща нашей библиотеке несколько опосредованно: в той части, в какой она обеспечивает информацией пользователей, повышающих свой образовательный уровень. Информационно-образовательным учреждением Кемеровскую ОНБ считает 26,2% респондентов; 21,3% ответивших полагают, что ОНБ – просто информационное учреждение; 21,3% относят к ее миссии функции культурного, досугового характера; 19,7% видят в своей библиотеке место сбора, хранения и использования информации.

Приведу некоторые, наиболее интересные, на мой взгляд, варианты ответов: оказывать помощь в развитии личности, для этого стать информационным культурно-образовательным центром; собирать, хранить, предоставлять пользователям информацию о культурно-историческом наследии Кузбасса; быть информационным центром в различных областях, в частности краеведении; в большей степени публичная библиотека, информационно-образовательное учреждение; миссия библиотеки состоит в том, чтобы наиболее полно, быстро обработать информацию и донести ее до каждого потребителя, по индивидуальному запросу, чтобы ни один потребитель не ушел из стен библиотеки не удовлетворенным обслуживанием.

Информация сама по себе не представляет никакой ценности, если не является востребованной. Главные ее потребители в библиотеке – это читатели, пользователи. Кто же, по мнению опрошенных, является основным пользователем нашей библиотеки? Каковы его основные потребности и ожидания? По мнению большинства (75,4%), основные пользователи нашей библиотеки – студенты, чьи потребности – быстрый и нетрудоемкий поиск необходимого документа или информации с использованием электронных баз данных и Интернета – обусловлены образовательным процессом. Названы и другие категории пользователей (в порядке убывания частоты встречаемости): учащиеся, пенсионеры, специалисты, преподаватели, научные работники, предприниматели, домохозяйки, безработные.

По мнению библиотекарей, пользователи ждут от библиотеки хорошего фонда, быстрого и культурного обслуживания, помощи в учебном процессе, книжных новинок и новинок периодики, быстрого получения информации. Без специальных исследований по изучению читателей, читательского спроса оценить такие высказывания сложно, но библиотекари, непосредственно общающиеся с читателем, несомненно, имеют представление о том, кто он и чего хочет.

Отвечает ли библиотека предъявляемым ей требованиям, располагает ли необходимыми для этого ресурсами? Для выяснения мнений работников библиотеки по этому поводу был задан вопрос о степени соответствия ресурсов библиотеки потребностям основных групп читателей. При этом предложены 4 ответа: «соответствуют полностью», «соответствуют в какой-то мере», «совершенно не соответствуют», «затрудняюсь ответить». Абсолютное большинство (83,6%) склонны думать, что ресурсы соответствуют потребностям пользователей лишь в какой-то мере, четверо затруднились с ответом; трое считают, что ресурсы библиотеки совершенно не соответствуют потребностям пользователей; двое, наоборот, уверенно отвечают, что соответствуют полностью. Один респондент не дал ответа.

Был задан и вопрос об удовлетворенности читателей уровнем обслуживания в библиотеке, с предложенной шкалой оценок («да», «нет», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да»). 55,7% опрошенных предполагают, что читатели в большей степени удовлетворены, нежели не удовлетворены обслуживанием. Вместе с тем немалая доля сотрудников (29,5%) считает, что читатели скорее не удовлетворены тем, как их обслуживают. Твердо уверены, что читатели не удовлетворены уровнем обслуживания (8,2%). Твердое «да» сказал только один человек. Таким образом, сотрудники библиотеки явно не отягощены «звездной болезнью» и подозревают, что обслуживать читателей нужно все-таки немного лучше. Более точную картину отношения читателей к библиотеке могут дать, конечно, только отклики самих читателей, для чего необходимо проводить мониторинг имиджа библиотеки. В задачи данного исследования входило определить отношение библиотечных работников к вопросам, являющимся составляющими корпоративной культуры.

Специалистами по менеджменту доказано, что имидж организации, эффективность и успешность ее деятельности во многом зависят от осознания важности своего вклада в общее дело каждым участником производственного процесса. Поэтому в задачи исследования входило изучить, по возможности, отношение библиотечных работников к своему труду, к его результатам, к библиотеке, к профессии в целом.

Поэтому участникам анкетирования был задан вопрос: «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?». 48 человек (78,7%), т.е. абсолютное большинство опрошенных, на этот вопрос ответили положительно; 9 (14,8%) не испытывают гордости за библиотеку, 4 (6,6%) не ответили. Таким образом, примерно каждый седьмой работник недоволен своей библиотекой или, по крайней мере, у него нет поводов для гордости за нее.

На вопрос, чем гордятся библиотекари, предложены 12 вариантов ответов и возможность дать свой. На первом месте ответ «высокий профессионализм сотрудников» (его отметили 36,1% респондентов); на втором (29,5%) – гордость дружным, сплоченным коллективом и возможностью заниматься интересным делом. На третьем месте (27,9%) – «общение с широким кругом людей»; 26,2% гордятся историей, традициями библиотеки; 23% считают, что библиотека получила общественное признание.

Однако нам хотелось бы обратить особое внимание на те варианты ответов, которые не были указаны респондентами. Ни один человек не считает поводом для гордости за библиотеку возможность реальных перспектив продвижения по службе; только четверо гордятся наличием в библиотеке условий для творческого и профессионального роста, и лишь двое отметили вариант «качество и культура обслуживания читателей». На мой взгляд, это весьма тревожные симптомы, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Был задан и вопрос: «Что не удовлетворяет Вас в работе библиотеки?». Почти все (95,1%), как и ожидалось, отметили небольшой заработок, задержки с его выплатой. Кроме того, не устраивает сотрудников (27,9%) невозможность повышать квалификацию, отсутствие перспектив карьерного роста (18%) и самореализации (14,8%); 13,1% отметили дискомфортный психологический климат в коллективе. Таким образом, если «вынести за скобки» сугубо объективную причину неудовлетворенности персонала библиотеки (ситуацию с заработной платой), остается немалая доля проблем субъективных, внутрибиблиотечных, отнюдь не являющихся показателем высокой корпоративной культуры и требующих разрешения.

Отношение коллектива к библиотеке можно определить и по ответам на вопрос: «При благоприятной возможности поменяли бы Вы место работы?». Ответы распределились почти равномерно: 37,7% ответили положительно, 31,1% – отрицательно, 27,9% сомневаются (ответили «не знаю»). Твердое «нет» ответили только те, кто проработал в библиотеке практически всю жизнь – более 30 лет. Огорчает, что большинство тех, кто уверенно поменял бы работу при благоприятной возможности, и тех, кто не определился с ответом, трудятся в ОНБ от 5 до 15 лет. Если еще принять во внимание, что 60,9% тех, кто решительно сменил бы работу, появись такая возможность, имеют высшее библиотечное образование, а 21,7% – другое высшее, то сам собою напрашивается вывод: в библиотеке создалась ситуация «предтекучести» высокопрофессиональных, ценных кадров, а значит, назрела необходимость тщательного анализа всей деятельности и по его итогам – ввода каких-то перемен, которые стали бы дополнительным стимулом в работе.

В ходе исследования задан и вопрос о необходимости перемен в библиотеке: нужны ли изменения, а если нужны, то какие, каковы их предполагаемые результаты и кто конкретно должен ими заниматься. Абсолютное большинство опрошенных (65%) указали несомненную необходимость изменений в библиотеке. Один человек считает, что ничего менять не надо; 32% не смогли или не захотели выразить свое мнение по этому вопросу. Большая часть сотрудников (59%) считает, что изменениями лучше заниматься руководству; 36% предполагают, что изменениями должны заниматься все; 26% считают, что изменения в библиотеке – дело совета заведующих, 18% – инициативной группы, 11,5% не ответили; чуть более половины опрошенных (55,7%) не пояснили, какие конкретно изменения нужны в библиотеке, каковы будут их результаты. 45,9% опрошенных считают, что в настоящее время в библиотеке уже происходят изменения; 18% ответили, что ничего не происходит; 36% затруднились ответить.

Среди удачных изменений названы (ответы приведены в авторской редакции): перевод издательской деятельности на новые технологии; автоматизация, рекламно-издательская деятельность, платные услуги; создание единого центра каталогизации, центра прикладных библиотечных исследований, центральной справочной службы, сектора по связям с общественностью, видеостудии; внедрение системы «Либер»; реструктуризация и перемещение отделов: МБА, справочно-библиографического; автоматизированный контроль на входе-выходе; выделение сектора краеведения; повышение имиджа ОНБ; подключение к Интернету.

Неудачными изменениями признаны: отсутствие постоянной практики повышения квалификации; дефицит (в канцелярских принадлежностях); отсутствие вентиляции; создание некоторых локальных БД, которые остались невостребованными; организация справочной службы (информационная деятельность – это не только «запрос-ответ»); попытки объединения коллектива, обучения и культурного развития; библиотека не комплектуется должным образом, не выписывается положенное количество периодики; дорогие читательские билеты.

На вопрос: «Какие результаты Вы ожидаете от изменений, которые, по Вашему мнению, необходимо провести в библиотеке?» – наиболее интересны следующие ответы: повернуться лицом к читателю; чтобы библиотека соответствовала своей миссии; хорошее комплектование фондов; оптимизация внутрибиблиотечной технологии и технологии обслуживания читателей для обеспечения свободного доступа к информации; больше внимания уделять повышению квалификации; информированность населения области о работе и услугах ОНБ; доведение до ума электронного или традиционного каталога статей из периодических изданий; новые стандарты обслуживания читателей; улучшение комфортности обслуживания читателей (в скорости предоставления информации, полноте охвата источников информации); улучшение условий (комфортности) в читальных залах; больше самостоятельности в финансировании и решении социальных вопросов работников, что улучшит качество обслуживания читателей; автоматизация процессов, доступ каждого в Интернет.

На вопрос о том, какой коллеги видят нашу библиотеку через пять лет, получены 34 ответа. Приведем примеры наиболее интересных (как одиночных, так и повторяющихся) ответов: библиотека будет более автоматизированной, но еще менее человечной; работа с машиной исключает общение, то ли дело – живой, часто умнее тебя, собеседник или книга; будут созданы Интернет-класс, издательский отдел, региональная книжная палата; расширены методические функции через библиографические и методические издания и посещение библиотек области; из-за отсутствия денег на комплектование отпадет функция абонемента, весь фонд библиотеки будет занесен в электронные БД; больше молодых кадров; посещение библиотеки – не необходимость, а информационная потребность; надежное техническое оснащение; комфортность и удобство; подготовленные и полные достоинства библиотекари; будет сделан ремонт в библиотеке, появится новая мебель, увеличится комплектование фонда; ликвидируют пробелы в комплектовании стандартов и патентов; образуется единое информационное пространство области; увидим больных, обнищавших библиотекарей, испорченные книги; появится оперативно изданная информация о Кузбассе; новые стандарты обслуживания читателей и др.

Как видно из ответов, мнения полярные: кто-то очень оптимистичен (таких все же больше), кто-то, наоборот, пессимистичен. Некоторые полагают, что ничего не изменится.

Любая организация стремится к созданию положительного имиджа. Одним из составляющих имиджа библиотеки является понятие ее видимости для местного сообщества – ее открытость, доступность и, главное, регулярность обновления информации о возможностях, услугах, мероприятиях библиотеки. По мнению коллег, ОНБ улучшает свой имидж посредством таких мероприятий, как организация выставок (54,1%); поддержание связей со СМИ (44,3%); дни открытых дверей (39,3%); установление и поддержание контактов с властями (31,1%); выпуск рекламных буклетов (26,2%); проведение презентаций книг (24,6%); проведение обзоров (9,8%); публикация в местной печати ежегодного отчета о работе (9,8%); издание собственной газеты или журнала (8,2%); выпуск пресс-релизов (6,6%); контакты с творческой интеллигенцией (указал один человек); участие в конференциях, проведение конференций, семинаров (один человек).

В анкете был задан вопрос о необходимости повышения квалификации. Только 65,6% респондентов считают, что их повседневный труд требует повышения квалификации, но о желании повышать свою квалификацию заявили 78,7%.

Какие же формы повышения квалификации наиболее предпочтительны для наших работников? На первом месте – компьютерные курсы, их отметили 54,1%; на втором (37,7%) – лекции, семинары при Учебно-методическом центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства; 18% предпочитают «круглые столы». Кроме того, названы стажировки, командировки в другие города России, за рубеж, обучение в аспирантуре. В изучении иностранных языков нуждаются 36%.

Очевиден тот факт, что система повышения квалификации в библиотеке требует незамедлительных перемен. Это подтверждают и оценки этой системе, выставленные участниками анкетирования по пятибалльной шкале: «1» – 13,1%, «2» – 18%, «3» – 26,2%, «4» – 19,7%, «5» – не поставил никто, 23% не ответили.

На вопрос об участии персонала в принятии решений получены следующие ответы: большая часть респондентов – 29 человек (47,5%) участвуют в принятии принципиальных решений эпизодически; 16 (26,2%) никогда не участвуют в принятии решений, 8 (13,1%) не испытывают такой потребности; только один респондент участвует в принятии решений систематически и трое (4,9%) – всегда. Если вспомнить, что в опрос не попал «высший эшелон власти» нашей библиотеки, то можно констатировать, что показатель «эпизодически» слишком высок, а показатели «систематически» и «всегда» – слишком низки. И достаточно высок (что неприятно) показатель «не испытываю такой потребности». Наличие таких ответов настораживает, особенно в сочетании с упомянутым выше отсутствием инициативности.

Наряду с возможностью участвовать в принятии принципиальных решений, при формировании корпоративной культуры очень много значит уровень информированности коллектива о том, что происходит внутри библиотеки и за ее пределами, и способы «добывания» такой информации. Общеизвестно, что отсутствие информации рождает различные слухи, как правило, негативного порядка, что ведет к дискомфорту в работе и снижению производительности труда.

Чтобы получить более точное представление о степени и характере информированности коллектива ОНБ о событиях, происходящих в библиотечном мире, были заданы вопросы о том, как часто и каким образом информация поступает в распоряжение коллектива. Ответы на вопрос: «Интересуетесь ли Вы событиями, происходящими в библиотечном мире?» – распределились следующим образом: «всегда» – 18 человек (29,5%); «да, если это касается моей библиотеки» – 36 (59%); «нет» – 3 (4,9%); «иногда» – 3 (4,9%), «нет ответа» – 1 (1,6%).

Как видно, интерес большинства опрошенных не выходит за рамки узкобиблиотечных проблем, и все, что происходит в библиотечном мире, по-видимому, никак не отражается на их повседневных заботах. Такая «ограниченность» (в географическом смысле), несомненно, оказывает влияние на всю деятельность. Интересоваться только работой своей библиотеки – это, по сути, «вариться в собственном соку», что неизбежно ведет к застою.

Тем не менее интерес все же есть, и важно выяснить, какими путями он удовлетворяется. С этой целью мы задали вопрос об источниках соответствующей информации. Лишь 18% респондентов указали, что информацию о событиях в библиотечном мире они получают от руководства библиотеки, из чего можно предположить, что коллективу не хватает общения с руководством. Большинство (50,8%) получают информацию от сослуживцев и из профессиональной печати (44,3%). Получают библиотекари информацию и от непосредственных начальников (41%), и из средств массовой информации (41%), и на семинарах и совещаниях (4,9%).

Большинство опрошенных считают уровень информированности коллектива недостаточным (44,3%) или средним (36,1%). Достаточным его считают только 6,6%. 4,9% оценили уровень информированности коллектива как нулевой. В ходе исследования было предложено высказать соображения по улучшению системы информирования коллектива. Приводим наиболее интересные: выделять сотрудникам время для ознакомления с новой информацией либо проводить еженедельные или ежемесячные занятия, на которых сотрудники могли бы знакомиться с новостями библиотечной жизни; сделать доступной информацию о деятельности библиотеки, планах переустройства и ожидаемых результатах; проводить ежеквартальные встречи с бухгалтером (о реализации средств от платных услуг); публиковать отчеты о командировках в сборнике «Библиотечная жизнь Кузбасса»; выпускать полугодовые списки выписанной периодики с сиглами отделов-получателей; ввести в практику ежегодные публичные отчеты отделов о работе; сделать доступным печатный вариант годового отчета о работе ОНБ; выпускать еженедельные информационные листки; один раз в месяц проводить собрания коллектива «Отчет и план»; регулярно делать обзоры профессиональной литературы.

Одной из составных частей корпоративной культуры является наличие в организации собственных традиций и обычаев, а также методов их сохранения и развития. На вопрос о традициях в библиотеке большинство анкетируемых (72,1%) ответили, что библиотека имеет свои традиции; 23% затруднились с ответом; 4,9% ответили «нет». Из тех, кто думает, что в библиотеке сложились свои традиции и обычаи, 55,7% считают, что библиотека стремится к их поддержанию, сохранению; 16,4% – не стремится; 27,9% не ответили.

В заключение отметим, что в ходе исследования рабочая гипотеза получила подтверждение по многим своим составляющим. Так, коллектив смутно представляет себе, какова миссия библиотеки, ее основные цели и пути их достижения. Это выражается в разобщенности, непонимании и нежелании достигать определенных целей (у каждого подразделения они свои, не всегда пересекающиеся с общебиблиотечными). Невысок уровень информированности работников о современных библиотечных проблемах, что подтверждает необходимость совершенствования системы повышения квалификации персонала.

Вместе с тем самое главное – позитивный настрой, желание развиваться у нашей библиотеки есть. Это подтверждается самим фактом данного исследования – прекрасной возможностью высказаться, поделиться опытом, пофантазировать, просто услышать друг друга. Результаты исследования должны послужить совершенствованию корпоративной культуры Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России