Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 028.4

Петрова Т.А.

Экология и библиотека

Работа библиотек ссузов Республики Марий Эл по экологическому просвещению.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) определил задачи экологического образования и воспитания населения для всех государственных и общественных учреждений и организаций, в том числе и библиотек.

Библиотеки Республики Марий Эл разных типов и ведомственной принадлежности активно занимаются экологическим просвещением населения.

Главным в просвещении является определение места человека в окружающей среде, природе, его права на здоровый образ жизни, степени ответственности за состояние экологической ситуации. Деятельности библиотек в сфере экологического просвещения населения уже достаточно много лет; накоплен опыт работы, разработаны методики, планы. И тем не менее публикации на эту тему вызывают неизменный интерес у читателей.

В Первом всероссийском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения (1995–1996 гг.) участвовали практически все библиотеки Республики Марий Эл. Некоторые из них стали лидерами республиканского смотра-конкурса – это библиотеки Марийского аграрного колледжа ( Н.П. Наумова), Йошкар-Олинского аграрного колледжа (Т.В. Коробейникова), Йошкар-Олинского медицинского колледжа (Т.И. Бутенина), Марийского радиомеханического техникума (З.И. Черных, заслуженный работник культуры Республики Марий Эл). Они награждены Почетными грамотами Оргкомитета смотра-конкурса и методобъединения библиотек вузов и ссузов республики. К сожалению, приходится констатировать, что в республике не были объявлены второй и третий всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, однако библиотеки не снизили своей активности в этом направлении.

Пропаганда экологических знаний в библиотеках ссузов Республики Марий Эл ведется постоянно в процессе повседневной работы: оформляются интересные выставки, проходят викторины, праздники леса, конкурсы эрудитов, ситуационные игры, беседы и др.

Книжные фонды по экологии выделены не в каждой библиотеке, так как эта тема не является профилирующей в учебных заведениях. Общий фонд библиотек по экологии составляет более 10 тыс. экз. Сегодня ситуация с комплектованием начала улучшаться благодаря помощи Фонда Сороса. Фонды отражены в каталогах и тематических картотеках. Ими пользуются не только студенты и преподаватели, но и другие категории читателей.

В библиотеке Йошкар-Олинского педагогического училища (Л.И. Королева) обслуживание преподавателей и воспитателей детских садов ведется по системе избирательного распространения информации, им выдается большое количество тематических справок и подборок. Подобная работа ведется и в библиотеках Йошкар-Олинского аграрного колледжа, Марийского аграрного колледжа (И.П. Литвинова), Йошкар-Олинского медицинского колледжа.

Все библиотеки ведут большую информационную работу. Например, библиотеки Йошкар-Олинского педагогического училища, Марийского аграрного колледжа делают подборки публикаций из периодики по вопросам экологии на территории республики. Этой информацией в библиотеках Оршанского педагогического колледжа (В.Ю. Цветкова) и Марийского аграрного колледжа пользуются и учащиеся местных школ, и специалисты предприятий, расположенных в этих населенных пунктах.

Сами библиотеки создают большое количество методических и библиографических материалов. Например: информационно-библиографические материалы в помощь экологическому воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях (Йошкар-Олинское педагогическое училище); тексты радиопередач «Экологический вестник» (Йошкар-Олинский технологический колледж – И.А. Сухарева); рекомендательные аннотированные списки «Природа. Человек. Закон», «В объективе – живая природа!» (Марийский аграрный колледж); иллюстративно-аннотированный рекомендательный список «Тревоги нашего края», сценарий эколого-литературной гостиной «Мы и наша Земля», материалы для радиопередач (Марийский радиомеханический техникум); беседа для малышей «Наши пернатые друзья», экологическая информина (Оршанский педагогический колледж); сценарий конкурсов эрудитов, научно-практическая конференция «Экология и человек» (Йошкар-Олинский медицинский колледж); сценарий премьеры книги (Йошкар-Олинский аграрный колледж).

Все эти и другие материалы составлены на хорошем профессиональном уровне, с учетом возможностей каждой библиотеки.

В информационной деятельности используются все доступные формы. Библиотека Йошкар-Олинского технологического колледжа постоянно проводит в общежитии радиопередачи на экологические темы; библиотека Йошкар-Олинского педагогического училища организует дни информации; библиотека Йошкар-Олинского аграрного колледжа устроила премьеру книги Ю. Гладкова и С. Лаврова «Дайте планете шанс»; библиотека Оршанского педагогического колледжа в рамках экологических уроков проводит информационную игру «Информина»; работники этой же библиотеки помогают учащимся в подготовке и проведении экологических занятий, викторин, игр, уроков экологии, природоведения, естествознания в начальных классах школ, экологических утренников (на марийском языке) в детских садах.

Анализ методов библиотечного воздействия, применяемых в экологическом просвещении, наглядно показывает их постоянное совершенствование. Если на первом этапе деятельности учащимся и студентам предлагались традиционные формы: устные (дни специалиста, обзоры, вечера, конференции), наглядные (книжные выставки, просмотры, альбомы, плакаты, бюллетени), печатные (публикации, папки); то теперь преобладают более сложные, но и более интересные. Обновляются, модифицируются традиционные формы, заимствуется опыт других учреждений, идет поиск новых видов экологической пропаганды и просвещения.

Из критико-аналитических методов используются рекламно-информационные и игровые, из позитивно-иллюстративных – диалоговые. Начали применяться и методы опосредованной пропаганды – это совещания по экологическим вопросам с привлечением актива библиотек, участие в подготовке и проведении семинаров преподавателей, организация и проведение конкурсов сочинений и педсоветов по темам охраны окружающей среды. Изменились и названия мероприятий: часы интересных сообщений, ролевые игры, экологические проекты, турниры, эколого-литературные гостиные, вечера-портреты, чтения и др.

Опыт показывает, что общение библиотекаря с читателями является источником и формой передачи информации, предпочитаемой многими читателями. Примером может служить цикл радиопередач в эколого-литературной гостиной «Безопасен ли экологически наш город?», подготовленный библиотекарями Марийского радиомеханического техникума.

Развитию коммуникативных навыков студентов способствуют турниры, диспуты. Библиотека Йошкар-Олинского медицинского колледжа использует эти формы, готовя свои мероприятия в содружестве с преподавателями и студентами. Причем в сценарии задействованы ситуации, которые могут встретиться в будущей профессиональной деятельности студентов. Например, участникам конкурса «В новой должности» в экологическом турнире предлагается задание – помощнику санитарного врача подготовить выступление на конференции среди школьников на тему «Экология и здоровье». Или в этом же турнире предлагается блиц-опрос в трех вариантах, ответы на вопросы которого требуют специальных медицинских знаний. (Например: Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? Название прибора для определения влажности? Способствует ли развитию неинфекционного заболевания понижение содержания фтора в воде и почве? Первый этап самоочищения почвы? Какова доза свободного остаточного хлора после обеззараживания воды? и др.) В этом же турнире предлагаются для решения экологические ситуационные задачи (например: В Московском Кремле с первой половины XVI в. до конца 1730-х гг. действовал водопровод из свинцовых труб и резервуаров. В это время среди членов царской семьи наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственная инвалидность. Объясните, как связаны эти факты?).

Библиотеки сейчас ограничены в средствах, тем не менее находят возможность приглашать интересных людей на встречи со студентами. Тесный контакт наладили библиотеки со многими заинтересованными организациями и учреждениями, прежде всего с органами культуры, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды. Мероприятия проводятся в диалоговой форме, что повышает эффективность экологического просвещения. Диалоговые формы требуют большой подготовленности участников. Здесь учитываются индивидуальные способности и возможности человека, его коммуникативные качества.

Организация чтений, вечеров-портретов, пресс-конференций, экологических уроков служат важным источником информации студентов по интересующим их проблемам. В библиотеках практикуются также мероприятия, на которые приглашаются руководители различных служб, писатели, натуралисты.

В целях придания массовым мероприятиям большей занимательности в них все чаще включаются игровые программы с элементами соревнования (Например, библиотека Марийского радиомеханического техникума 1–2 раза в год проводит конкурс чтецов стихов марийских поэтов о природе; в библиотеке Йошкар-Олинского аграрного колледжа объявляются конкурсы на сочинение частушек на экологические темы.) Некоторые библиотеки приобщают своих читателей к подготовке конкурсов. В основном членами таких читательских активов являются студенты и учащиеся. Они выполняют фотоработы (библиотеки Марийского радиомехенического техникума, Йошкар-Олинского медицинского колледжа), пишут рефераты, проводят беседы с учащимися младших курсов (библиотеки Марийского радиомеханического техникума, Йошкар-Олинского аграрного колледжа), оформляют плакаты, бюллетени (библиотеки Марийского радиомеханического техникума, Марийского аграрного и медицинского колледжей).

Некоторые библиотекари привлекают средства массовой информации к освещению конкурсов. Местное телевидение и газеты «Молодежный курьер», «Марийская правда», «Эхо природы», «Вести» рассказывают о мероприятиях, проводимых в библиотеках Марийского радиомеханического техникума, медицинского и аграрных колледжей. По внутреннему радио передается информация в библиотеках Марийского радиомеханического техникума и Йошкар-Олинского технологического колледжа.

Понятно, что любая инициатива требует денежных вложений. Экологическое просвещение усилиями библиотек было бы более целенаправленным, если бы библиотеки получали финансовую помощь от природоохранительных органов.

В республике вступило в силу «Положение о порядке формирования и использования республиканского экологического фонда», утвержденное Постановлением Госсобрания Республики Марий Эл 23 мая 2001 года. В нем в § 2 на развитие экологического образования и воспитания законодательно закреплено 7% бюджета, но библиотеки к этому фонду доступа не имеют – сказывается недооценка природоохранительными организациями потенциала библиотек в деле экологического просвещения населения.

Материалы о деятельности библиотек в области экологии свидетельствуют о постоянном творческом поиске, новых эффективных формах и методах работы, инновационной активности коллективов. Об этом шел разговор на научно-практическом семинаре библиотекарей ссузов «Формы и методы работы с читателями по краеведению и экологическому просвещению», подготовленном научно-методическим центром библиотек вузов и ссузов республики при научной библиотеке Марийского государственного университета. Выступления сопровождались показом альбомов, рекомендательных и информационных списков, сценариев, плакатов и т.д.

Формирование экологической культуры – главный путь решения экологических проблем, и библиотеки становятся все более необходимым звеном в системе непрерывного экологического образования и просвещения населения.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России