Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 02+316

Васильченко Н.П.

Модель библиотеки как социальной организации

Мнение о составляющих библиотеки как социального института общества.

К настоящему времени накопилось значительное количество теоретических обобщений по вопросам управления, создания и структурирования различных организаций, в том числе и библиотек. Они требуют осмысления и анализа.

Сосредоточу внимание на составляющих библиотеки как одного из социальных институтов общества. Для рассмотрения этого вопроса остановлюсь на трех фундаментальных источниках, два из которых имеют непосредственное отношение к библиотекам [1; 2], а третий акцентирует внимание на составляющих любой социальной организации [3].

В первом из названных источников Ю.Н. Столяров предложил рассматривать систему библиотеки, состоящую из следующих элементов: документа, абонента, библиотекаря, материально-технической базы.

К. Еббот полагает, что концептуальная модель библиотеки состоит из персонала, оборудования, бюджета и общего собрания библиотеки, другими словами, библиотечного фонда [2].

Авторы «Основ менеджмента» [3] считают, что основными переменными в любой организации являются цели, структура, задачи, технология и люди, т.е. персонал.

Общими составляющими в предложенных моделях являются технология (материально-техническая база, оборудование) и персонал (библиотекарь, люди), а в публикациях [1; 2] и библиотечный фонд (документ, общее собрание библиотеки).

Исходный вопрос для анализа составляющих библиотеки: при наличии каких переменных можно открыть библиотеку как социальный институт? Отвечая на него, следует подчеркнуть, что при открытии государственных, муниципальных и ряда других библиотек (за исключением личных) прежде всего необходимо юридическое обоснование. Эту составляющую можно назвать нормативно-правовым обеспечением деятельности библиотеки.

Так, для издания постановления, приказа или распоряжения вышестоящих органов об образовании библиотеки следует соблюсти ряд нормативно-правовых процедур, например, для открытия публичной библиотеки необходимо иметь здание с соответствующим оборудованием, штатную единицу библиотекаря (необязательно на полную ставку) и первоначальный нормативный библиотечный фонд, зафиксированный в учетных документах библиотеки.

К примеру, на Украине установлены нормативы открытия публичных библиотек постановлением Кабинета Министров Украины от 30 мая 1997 г. № 510 «О минимальных социальных нормативах обеспечения населения публичными библиотеками в Украине» (Урядовий кур’ер. 1997. 11 вересня). Количество городских библиотек определяется количеством населения и этажностью застройки: в жилых районах с многоэтажной застройкой (8 и более этажей) – одна библиотека на 30 тыс. человек; со среднеэтажной застройкой (4–5 этажей) – одна библиотека на 15–20 тыс., с малоэтажной застройкой (1–3 этажа) – одна библиотека на 5–8 тыс. жителей.

Для открытия негосударственных организаций, в том числе и библиотек, необходимо получить лицензию. Для этого в соответствующие органы нужно представить устав или положение, бизнес-план, раскрывающие цель, функции и задачи организации, источники финансирования и др.; составить должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, эксплуатации оборудования и другую необходимую документацию.

Все названные составляющие должны быть в таком состоянии, на таких фазах развития, чтобы между ними было возможно взаимодействие. Это значит, что помещения и оборудование должны отвечать всем необходимым технологическим, антипожарным и иным требованиям, библиотечный фонд достаточен для первоначального удовлетворения запросов абонентов, а библиотечный работник способен профессионально работать с фондом и абонентами.

Абоненты своим поведением, своими действиями влияют на развитие библиотечных элементов, их мнения о составе и качестве фонда, профессионализме работников библиотеки, своевременности обслуживания и т.д. естественно влияют как на библиотечный фонд, так и на другие элементы системы библиотека. Общаясь между собой и с библиотечным персоналом, абоненты способны к самоорганизации, т.е. созданию клубов по интересам, кружков или иных интеллектуальных коллективов.

Известно, что в 1920–1930-х гг. в библиотеках особенно активно развивались клубные и театральные формы работы, которые пользовались успехом у абонентов. Со временем, к сожалению, эти формы были подзабыты, но на новом историческом этапе в 1970–1980-х гг. – небезуспешно возобновили свою деятельность.

Естественно, что такие формы взаимодействия и подсистемы непременно влияют как на организационную работу, так и на различные составляющие библиотеки. Но это еще не означает, что контингент абонентов обязательно входит в систему библиотека.

Любая организация, любой социальный институт в человеческом обществе создается с какой-то целевой установкой. Следовательно, исходной точкой, толчком, мотивом при создании организации является формулировка цели. Необходимо согласиться с [3] в том, что цели – желаемый результат, достичь которого стремится группа людей, объединенная в организацию.

Цель является интегрирующим фактором в библиотеке. А целью библиотеки является удовлетворение информационных, научных, культурных потребностей общества, обогащение духовного потенциала народа, другими словами, потребителей. А коль удовлетворение потребителей заложено в цели, в стержневой составляющей библиотеки как социальной организации, то есть ли смысл включать их в модель библиотеки? Ведь заводы, фабрики, магазины, фирмы и т.д. также удовлетворяют запросы потребителей, но не включают их в свою структурную модель.

Да, есть существенная разница в деятельности названных организаций. Одни создают машины, технологическое оборудование, продукты и т.д., другие всевозможные услуги в получении той или иной, в том числе и документной информации. Например, такая близкая к библиотеке по своей деятельности организация, как архив, также осуществляет информационную деятельность, комплектует, хранит архивные документы и выдает их пользователям в соответствии с информационными запросами и потребностями. Но архивисты не включают пользователей как составляющий элемент в свои организации, а ведь архивы, как и библиотеки, удовлетворяют запросы потребителей преимущественно на документную информацию.

А как быть со структурой, которую авторы «Основ менеджмента» считают одним из элементов организации? Да, структура придает любым системам целостность, способствует сохранению устойчивого состояния системы и в известной мере является показателем ее организации. Структура как система выводится из взаимодействия, представляя собой устойчивую форму взаимодействия связей и отношений. Но системный подход тем и отличается от структурного, что при системном подходе структура рассматривается вместе с вещами [4]. Так, директор библиотеки, его заместители, руководители отделов, секторов, главные специалисты выполняют управленческие функции в рамках линейной, функциональной или смешанной структуры управления. Поиском, снабжением, установкой, наладкой и эксплуатацией технологического оборудования в библиотеке занимается структура, связанная с административно-хозяйственной деятельностью. Планированием, ведением, выполнением бюджета в основном занимается бухгалтерия, сотрудниками библиотеки – преимущественно отдел кадров и т.д.

Но при всей однотипности перечисленных структур, их названия и в какой-то мере функции во многом индивидуальны, т.е. учитывают тип, объем, традиции библиотеки и являются одним из механизмов, содействующим успешному достижению целей ее функционирования.

Итак, представляется, что составляющими такой социальной организации, как библиотека, должны быть следующие: цель, нормативно-правовое обеспечение деятельности, бюджет, кадры, библиотечный фонд, технология.


Список литературы

  1. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М., 1981. С. 43–50.

  2. Еббот К. Визначення якостi роботи у сферi бiблiотечних та iнформацiйних послуг. Киiв, 1999. 72 с.

  3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 89, 114.

  4. Цофнос А.Ю. Теория систем и теория познания: монография. Одесса, 1999. С. 56.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России