Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Электронные библиотеки: проблемы и решения

УДК 025:65.011.56

Гентер К.

Обеспечение доступности цифровой библиотеки

Сокращенный перевод статьи из журнала «Компьютеры в библиотеках» (Kim Guenther. Making Your Digital Library Accessible. –Computers in Libraries. 2001. Vol. 21, № 9. P. 61–63).

От редакции. Сегодня существует несколько терминов, определяющих одно и то же понятие: в России чаще используется словосочетание электронная библиотека, реже – виртуальная библиотека. В англоязычной литературе употребляется термин цифровая библиотека, может быть, потому, что крупные проекты Библиотеки Конгресса США и акты американского правительства также используют термин цифровая (библиотека, авторское право и т. п.). В данной статье, стремясь быть как можно ближе к оригиналу, мы оставили термин цифровая библиотека.

* * *

Вне зависимости от того, знаете вы об этом или нет, на ваш веб-сайт наверняка заходят пользователи с какими-либо физическими недостатками. В связи с этим, возможно, стоит напомнить, что в США существует «Закон об американцах с физическими недостатками» (Americans with Disabilities Act, ADA), который запрещает дискриминацию, связанную с физическими недостатками в таких областях, как прием на работу, участие в программах, финансируемых федеральным правительством или правительством конкретного штата, в коммерческой деятельности, а также в получении товаров или услуг от частных компаний.

В 1990 г., когда этот закон был принят, веб-сайты, конечно, не были столь популярным средством коммуникации. В те годы для библиотек наиболее значительными явились моменты, связанные с выполнением требований данного закона, которые касались обеспечения доступности читательского места и оборудования: достаточно широкие двери, рампы для въезда на инвалидной коляске, более низкие (по сравнению с обычными) подставки под компьютеры и т. п. В этом смысле закон рассматривался с точки зрения обеспечения физической доступности библиотек для инвалидов.

* * *

Пока мы, библиотекари, занимались обеспечением физической доступности наших библиотек для инвалидов, должного внимания обеспечению доступности наших цифровых библиотек мы не уделяли.

Администрация президента Клинтона инициировала несколько законов, касающихся доступа в Интернет и веб-сайтов: любая организация, получающая федеральные средства или средства определенного штата (а библиотеки, в том числе публичные, безусловно, относятся к таким организациям), обязана обеспечивать доступность своих услуг для всех категорий граждан, в том числе и с физическими недостатками.

Сложность заключается в том, что сейчас многие клиенты пользуются удаленным доступом на ваш сайт – вы не имеете непосредственного контакта с ними и можете просто не знать о тех препятствиях, с которыми им приходится сталкиваться. Поэтому мы должны исходить из того, что какая-то часть пользователей может оказаться инвалидами, и обязаны заранее делать наши цифровые ресурсы доступными для них, так же, как мы сделали физически доступными наши здания.

Что, собственно, стоит за словами «сделать веб-страницы доступными»? Словарь Вебстера определяет доступность как «несложность, простота сближения, вхождения, досягаемость для собеседования или использования». Применительно к веб-сайту это определение означает принятие всех возможных мер для устранения каких-либо непреднамеренных препятствий, мешающих спокойному и удобному проведению поиска и использованию сетевого материала. Например, человеку с серьезными нарушениями слуха совершенно бесполезно предлагать звуковой клип, не имеющий субтитров. Люди с нарушениями познавательных способностей нуждаются в отведении им большего времени на понимание информации, которую они только что прочитали, поэтому нет нужды демонстрировать им «вспыхивающие» на 5–10 секунд окошки с подсказками. Людям с нарушениями двигательного аппарата может оказаться слишком сложным управляться с тонкими и точными движениями мыши, которые необходимы при работе с окном прокрутки.

Возможно, для вас окажется полезным и следующее наблюдение: технические устройства и приемы, предназначенные для людей с физическими недостатками, оказываются также полезными пожилым людям. По мере старения сегодняшнего молодежного поколения пользователей Интернета, проектирование веб-сайтов с улучшенной доступностью может оказаться необходимым огромному количеству людей.

 

Рекомендации и приоритеты

Поскольку сеть WWW превратилась в основное средство коммуникации, потребовалась разработка стандартов. Пожалуй, наиболее полный, хорошо продуманный и широко принятый мировым сообществом набор стандартов предложен корпорацией World Wide Web Consortium, WЗC. Он получил название «Инициатива по веб-доступности» (Web Accessibility Initiative, WAI).

Рекомендации включают 65 пунктов проверки, сгруппированных по трем уровням приоритетов обеспечения доступности с учетом значимости указанных пунктов. Выделение приоритетов по уровням доступности позволяет при проектировании веб-сайта сосредоточиться на решении наиболее важных в данный момент задач.

Высокоприоритетные рекомендации включают, например, требование иметь текстовый эквивалент для каждого нетекстового элемента сетевой страницы. Это означает необходимость применения таких разметочных символов языка HTML (тэгов), как <alt>, <longdesk> либо избыточных текстовых гиперссылок для каждой активной области структуры содержания сервера. В целом приоритетные группы, рекомендованные концерном WЗC, выглядят следующим образом.

 

Приоритеты WAI

Каждый пункт требований и рекомендаций отнесен к определенной группе приоритетов в соответствии со своим влиянием на обеспечение доступности сайта.

Приоритет 1. Разработчик веб-сайта обязан удовлетворять требования, отнесенные к данной группе. Иначе одна или несколько групп пользователей не смогут пользоваться информацией, размещенной на сайте. Выполнение требований данной группы может оказаться решающим для реализации доступа к сетевым документам.

Приоритет 2. Разработчику веб-сайта следует удовлетворять требования, отнесенные к данной группе. Иначе одна или несколько групп пользователей окажутся в затруднении при реализации доступа к сетевым документам. Выполнение требований данной группы устранит существенные препятствия для доступа.

Приоритет 3. Разработчику веб-сайта можно руководствоваться требованиями этой группы. Иначе одна или несколько групп пользователей почувствуют неудобство при пользовании веб-сайтом. Выполнение требований данной группы улучшит доступность сетевых документов.

 

Выполнение высокоприоритетных требований группы 1 поможет превратить ваш сайт из нечитаемого в общедоступный для большинства пользовательских групп. Выполнение требований стандарта означает использование полноценного, синтаксически правильного языка разметки HTML. (Это требование аналогично рекомендации соблюдать правила английской грамматики, если вы хотите, чтобы англоязычные пользователи вас поняли.)

 

Каким образом можно использовать
рекомендации и правила WAI
в разработке вашей цифровой библиотеки

Большинство организаций не могут просто так «выбросить на свалку» свои веб-сайты, чтобы избавиться от недостатков. Поэтому встает вопрос: что нужно сделать для исправления недостатков и обеспечения доступности сетевых ресурсов?

Небольшие по объему материала веб-сайты не так уж трудно быстро «подремонтировать», выполняя рекомендации стандартов WAI. Конечно, большинство сначала займется выполнением 16 рекомендаций первой приоритетной группы и вскоре перейдет к реализации всех 65 пунктов. Что же касается крупных сайтов, например сайтов цифровых библиотек, то разумнее двигаться поэтапно, начиная с требований высшего приоритета и постепенно переходя к другим.

Достижение совместимости с рекомендациями WAI дается намного проще, если сайт создавали с использованием стандартных заготовок (templates). Последующая их модификация будет происходить уже в соответствии с требованиями стандартов. Переработка существующих старых страниц, конечно, потребует больше времени.

Выполнение требований первой приоритетной группы WAI существенно упрощается, если вы пользуетесь настроечными инструментами языка HTML. Одна из первых рекомендаций состоит в использовании разметочного символа <alt>. Использование этих символов (тэгов) с соответствующими отсылками к простому тексту при описании графики или участков содержания с гиперссылками должно считаться нормальной, хорошей практикой программирования. Это важно в любом случае, а при использовании таких текстовых браузеров, как например Lynx, - необходимо.

Еще один пример принципиальной важности применения символов разметки <alt>: веб-сайты, в которых для навигации используется графика с гиперссылками (clickable graphic). Устройство проверки языка HTML (validator) поможет вам найти недостающие символы <alt> на ваших сетевых страницах.

Вы можете воспользоваться статистикой посещения вашего веб-сайта в качестве надежного средства для выбора тех участков, с которых следует начинать реконструкцию. Определив набор сетевых документов, которые обеспечивают самый напряженный траффик на сайте, вы безошибочно назовете первоочередных кандидатов на перестройку. Для большинства сайтов – это домашние страницы (первые страницы сайта), а также все отсылки от домашних страниц.

В качестве следующего шага можно взять домашние страницы, любые другие сетевые страницы с напряженным траффиком и построить их текстовые эквиваленты. Это удастся существенно упростить в том случае, если содержание ваших сетевых документов опирается на основную базу данных. Помните также, что подобного рода переделки облегчают переход к альтернативным системам навигации, которые применяются, например, в портативных ручных устройствах.

 

Хочется еще раз подчеркнуть, что перестройка сайта для улучшения доступа имеет отношение не только к физически неполноценным людям, она нацелена на широкий круг возможных будущих применений. Следовательно, своевременная реконструкция – это требования здравого смысла, а не бег «впереди паровоза».


Рекомендуемые инструменты
для проверки доступности веб-сайта:

http://www.cast.org/bobby  –

Бобби – это программа, разработанная Центром прикладных специальных технологий (Center for Applied Special Technologies, CAST) для испытания совместимости веб-сайта с требованиями «Инициативы по веб-доступности» (WAI).

http://www.anybrowser.com  –

по этому адресу можно найти много полезных инструментов, в том числе средства проверки HTML и гиперссылок.

http://www.macromedia.com/macromedia/accessibility  –

компания «Чудесный ткач» (Dreamweaver) предлагает инструменты проверки сетевых страниц на доступность; средства расширения указывают на возникшие проблемы с доступностью и помогают найти их местонахождение, ссылаясь при этом на соответствующие коды и инструкции компании WЗC.

 

Последний этап – испытания

Как часть своих программ проверки созданного сайта (если речь идет о достаточно крупной цифровой библиотеке) полезно создать испытательный стенд. Он может состоять из нескольких персональных компьютеров (и не самых новых). Однако на этих компьютерах должно быть инсталлировано разнообразное программное обеспечение, в том числе Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Mac OS, а также широкий набор браузеров и их версий. (Если вы посмотрите на статистику вашей цифровой библиотеки, то ясно увидите богатую смесь операционных систем и программных продуктов, которыми пользуются ваши клиенты.)

Не забудьте также, что очень многие удаленные пользователи заходят на ваш сайт через коммутируемую телефонную линию с пропускной способностью 28,8 Кбит/сек, поэтому следует моделировать и этот канал.

Программное обеспечение испытательного стенда должно также включать в себя такие продукты, как Flash, Shock Wave, RealAudio, а также некоторые вспомогательные продукты, например программу озвучивания содержания экрана.

Подобного рода испытательный стенд позволит убедиться в том, что ваши сетевые страницы работоспособны в широком диапазоне программных платформ и продуктов, используемых клиентами, а значит, подходят для работы самым широким слоям населения. Такой подход позволит выявить препятствия к осуществлению доступа, хотя, конечно, данный стенд не способен оценить качество содержания вашей цифровой библиотеки, структуры сайта, эффективность использования. Это уже работа более сложная, требующая организации обратной связи с пользователем.

После доработки сайта в соответствии с требованиями стандартов, рекомендаций и руководств, большая, уважающая себя библиотека должна объединить результаты испытаний с результатами опроса соответствующих групп пользователей, поинтересоваться мнением клиентов, имеющих физические недостатки, выслушать их советы и рекомендации на будущее. Все это вместе взятое поможет вам открыть виртуальные двери в вашу цифровую библиотеку вне зависимости от специфических ограничений или потребностей различных групп пользователей.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России