Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 339.13:05(470)

Цветкова В.А., Зиновьева Е.Д.

Рынок электронных реферативных журналов в России

Данная публикация подготовлена в рамках проекта РФФИ № 01–07–90103в и представлена как доклад на Международной конференции «LIBCOM–2001» (Моск. обл., Ершово, 12–16 ноября 2001 г.).

Реферативные журналы как форма научной коммуникации появились еще в XIX в. С 1830 г. в Германии издавался первый реферативный журнал Chemisches Zentralblatt, который выходил до 1969 г. В Германии же с 1848 г. выпускался РЖ по физике Fortschritte der Physik; с 1920 г. он поменял название на Physikalische Berichte, а в 1995 г. слился с английским Physics Abstracts.

Как форма информирования ученых и специалистов РЖ продолжают существовать и сегодня. Все крупнейшие информационные службы мира в сфере НТИ (CAS, INIS, BIOSIS, MEDLARS, INSPEC, PASCAL, AGRIS, ВИНИТИ и др.) сохраняют реферирование как одну из наиболее оперативных и информативных форм оповещения научной общественности о новых научных достижениях.

Безусловно, правомочны дискуссии на тему, есть ли будущее у реферирования в условиях стремительного развития информационных технологий и предоставления неограниченных возможностей использования полнотекстовых материалов. Это проблема отдельного исследования. Но сегодня научная общественность продолжает широко использовать РЖ.

Благодаря новым технологиям, традиционный печатный РЖ обогатился разнообразными указателями: авторскими, предметными, источников, видов документов и т. п. Современные компьютерные технологии позволяют выпускать РЖ не только в традиционной печатной версии, но и в электронной (ЭлРЖ). При этом потребителю предоставляется выбор носителей: дискета, компакт-диск, передача с использованием телекоммуникационных сетей (протокол FTP и др.). Однако большинство реферативных служб не спешат отказаться от печатной формы РЖ и продолжают выпускать ее параллельно с электронной. Подобная практика позволяет, во-первых, учесть интересы традиционных подписчиков, использующих в основном печатную версию, во-вторых, привлечь новых, предпочитающих современные формы представления информации, в-третьих, сохранить экономические показатели, поскольку считается, что сегодня электронная форма дает только 12–15% дохода, а остальное приносит реализация печатной формы.

В России РЖ выпускают несколько крупных информационных центров, среди них ВИНИТИ РАН, ИНИОН РАН, ВНТИЦентр, ВИМИ. Безусловно, крупнейшим реферативным центром является ВИНИТИ, основанный в 1952 г. для улучшения информационного обеспечения ученых и специалистов. Ежегодно он обрабатывает более миллиона документов, поступающих из 100 стран мира на 60 языках. Получаемая информация используется для подготовки БД, РЖ, других информационных продуктов.

На примере деятельности ВИНИТИ можно проследить формирование рынка ЭлРЖ в России.

ВИНИТИ начал издавать ЭлРЖ в 1995 г. Учитывая инертность потребителя, разработчики сохранили привычную форму представления материала, но предоставили подписчикам новые возможности по поиску, просмотру, созданию кумулятивных (сборных) изданий, обусловленные современными информационными технологиями.

Сегодня ЭлРЖ – аналог печатной версии по наполнению и порядку расположения разделов и данных, снабженный общепринятыми для информационных изданий механизмами поиска документов и доступа к ним. Такая форма предоставления информации очень удобна для традиционных пользователей ВИНИТИ: научных институтов, крупных библиотек, привыкших к печатным вариантам РЖ.

Достоинства ЭлРЖ:

  • подписка на журнал может быть оформлена как на отдельные номера, так и на годовые комплекты, в том числе и за прошлые годы с глубиной ретроспективы до 1985 г.;

  • разработанный в ВИНИТИ поисковый аппарат прост в использовании и значительно облегчает работу с журналом;

  • компактность при хранении и транспортировке имеет большое значение, особенно в связи с ростом цен на почтовые пересылки;

  • обеспечена возможность вывода на печать необходимых рефератов, что является одним из наиболее важных параметров, склоняющих подписчика в пользу электронной версии.

В работе с ЭлРЖ используются элементы, присущие электронной торговле: поступление заказа по электронной почте, запись продукта на электронный носитель. Отсутствует только система электронных платежей, но это – беда всей российской системы расчетов.

На диаграмме показан рост объема подписки на ЭлРЖ за период 1998–2001 гг.

 

Объем подписки

На графике – рост подписки за 1998–2001 гг. по биологии,
химии и химической технологии, автоматике и радиоэлектронике.

 

В 2001 г. увеличилась подписка на издания по экономике промышленности, металлургии, горному делу и геологии, электротехнике и энергетике. В том же году проведен анализ спроса на ЭлРЖ ВИНИТИ по различным тематическим направлениям. Его результаты: биология – 17%; химия – 13%; автоматика и радиоэлектроника – 11%; физика – 10%; экономика промышленности – 10%; электротехника и энергетика – 10%; машиностроение – 5%; механика – 5%; геология и горное дело – 5%; география и геофизика – 3%; металлургия – 5%; астрономия – 1%.

Среди потребителей ЭлРЖ можно выделить следующие категории: институты Российской Академии наук; НТБ в городах России и библиотеки высших учебных заведений; библиотеки и центры НТИ при НИИ; организации различных форм собственности.

Наблюдения за динамикой заказов на ЭлРЖ показывают, что к середине 2001 г. установился довольно устойчивый круг потребителей (с небольшой тенденцией к расширению). Подобную динамику имеет круг приверженцев баз данных и поиска в режиме онлайн. Таким образом, на информационном рынке группа потребителей, тяготеющая к электронным формам информационных продуктов и услуг, становится более многочисленной. При этом наблюдается ситуация, когда рост (падение) реализации печатной и электронной версий проходит как бы синхронно. Это позволяет сделать вывод, что конечные потребители этих форм все-таки разные. Сегодня обе версии не конкурируют между собой, а, скорее, дополняют друг друга.

К настоящему времени объемы ЭлРЖ по количеству заказываемых выпусков составляют 12–15% от печатных вариантов.

В ходе работы у нас возникли не столько технологические и технические, сколько маркетинговые проблемы.

  1. В России возможности работы с электронными ресурсами сосредоточены в основном в крупных городах: в Москве (существует мнение, что в столице сосредоточено более 50% всех электронных ресурсов страны), С.-Петербурге, Новосибирске и др. На остальной территории используется в основном традиционная технология. Поэтому все РЖ ВИНИТИ предлагаются потребителям и в печатной, и в электронной форме.

  2. Основные модели ценообразования:

  • единая цена для комбинации электронной и печатной версии издания. В этом случае купить их можно только вместе. Этот маркетинговый прием позволяет формировать у потребителей желание работать с электронными продуктами. Данная модель не всегда приводит к желаемым результатам;

  • дополнение бумажной версии электронной влечет небольшое увеличение цены на 10–20%, при этом покупка электронной версии необязательна. Эта модель создает хорошие условия для потребителей, которые хотят иметь электронную версию дополнительно к печатной,  но не привлекательна для желающих пользоваться только электронной версией (как правило, она стоит не меньше печатного аналога);

  • печатная и электронная версии предлагаются раздельно. Цена, как правило, одинакова, или же стоимость электронной версии ниже на 10–30%. Эта модель используется при реализации изданий ВИНИТИ;

  • определение специальных цен для консорциумов (коллективного использования).

  • Еще более сложным ценообразование становится для сетевых версий изданий.

  1. Сохранность, информационная безопасность и доступность материалов, особенно за прошлые годы. Издательства заинтересованы в быстром распространении имеющих спрос материалов и не заинтересованы в поддержке в рабочем состоянии массивов за прошлые годы. Именно поэтому Центр OCLC Electronic Collections Online (США) взял на себя обязательство постоянно архивировать получаемые им электронные журналы. С согласия издательств архивирование электронных версий могли бы взять на себя агентства по подписке (EBSCO, Swets, «Книга-сервис»).

Кроме того, надежность и доступность данных в значительной мере снижаются из-за низкой пропускной способности и невысокой надежности трафика. В этом случае хороший эффект может дать размещение копий сетевых электронных журналов на разных серверах в разных регионах страны.

Создатели ЭлРЖ уже вплотную столкнулись с проблемой сетевых версий, на которые ориентируются технологии электронных библиотек. До тех пор, пока речь идет о локальной сети, между издателями и потребителями (библиотеками) практически не возникает экономических проблем, но они появляются, как только библиотеки делают электронные издания доступными. В настоящее время регламентирование таких проблем возможно только в рамках договорных отношений между издателями и потребителями. При этом данные проблемы будут, вероятно, решаться по-разному для электронных версий изданий на дискетах, компакт-дисках и т. п. и для сетевых электронных изданий.

Несмотря на все трудности, связанные со становлением нового направления, ЭлРЖ стали реальностью и продолжают пополнять электронные библиотеки.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России