Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 025:65.011.56

Кожевникова Е.С.

Современные информационно-библиотечные технологии
в библиотеке вуза.
Проблемы создания электронной библиотеки

Опыт работы Научной библиотеки Иркутской государственной экономической академии.

Вторая половина двадцатого столетия характеризуется началом «новой информационной эры развития человечества» [1, c. 34]. В России переход к информационному обществу начался на 10–15 лет позднее, чем в западных странах и США, но осуществляется гораздо стремительнее. Уже к 1992 г. в стране функционировало около 30 территориальных компьютерных сетей, 6 из них имели возможность связываться с мировыми открытыми сетями. Общее число компьютеров достигло 10 млн. Наметилась тенденция к перестройке общественного сознания российских потребителей информации. Рост и расширение ассортимента товаров, услуг и технологий сопровождались развитием новых видов деятельности: маркетинга, менеджмента, рекламы.

В 1990 г. опубликована «Концепция информатизации общества», в которой определены основные цели и направления работ в области информатизации до 2005 г. Одним из приоритетных направлений названа информатизация сферы образования.

Через 10 лет, в январе 2001 г. в Министерстве образования Российской Федерации подписан приказ «О создании государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий Министерства образования Российской Федерации» [2]. Госинформобру Минобразования вменялось в обязанность обеспечить учреждения системы образования «информационными, учебно-методическими и аналитическими материалами, связанными с функционированием единой, информационной образовательной среды России», разработать концепции и проекты системной интеграции информационных технологий. Кроме того, Госиформобр обязан способствовать формированию информационного общества России и его «интеграции в глобальное информационное пространство в сфере образования» [2, c. 6].

Почти одновременно Министерство образования разработало проект Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 гг.». Для его реализации высшими учебными заведениями России разрабатывались системы программных мероприятий, включающие следующие пункты: планируемые мероприятия, имеющиеся разработки, ожидаемые результаты, сроки и объем затрат.

В разработке программных мероприятий принимала участие и ИГЭА – высшее государственное учебное заведение, осуществляющее образовательную деятельность в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования.

В 1990 г. ИГЭА располагала ПК с процессорами 286/386; сегодня для реализации различных элементов открытого образования парк компьютеров насчитывает более 920 ПЭВМ (Pentium), объединенных в единую сеть с выходом в Интернет.

В 1991 г. в библиотеке был только один компьютер – Mazovia, а сегодня отлажено работают в сети 80 ПК с процессорами 386/486 и Pentium. Развитая информационная система обеспечивает доступ к полнотекстовым БД учебно-методических материалов с сервера академической сети по всем дисциплинам. Современное программное обеспечение позволяет активно внедрять интенсивные методы обучения с упором на самостоятельную работу студентов. Активное участие в международных образовательных проектах Европейского Совета ТАСИС находит отражение в конференциях и семинарах, которые регулярно проводит ИГЭА.

Успешное обеспечение учебной, научной и международной деятельности ИГЭА было бы невозможно без соответствующего информационного обеспечения, что наиболее эффективно достигается путем создания электронных библиотек – распределенных информационных систем, с помощью которых можно хранить и качественно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступных пользователям посредством глобальных сетей передачи данных.

Создание электронных библиотек на базе вузов с Интернет-центрами и разными системами связи (радиомодемом, спутниковой) возможно в русле развития образовательной информационной среды. При такой позиции на веб-сервере вуза могут быть представлены информационные продукты академии, а на сайте библиотеки – библиографические базы данных, полнотекстовая информация, мультимедийные системы, электронные копии документов, адреса веб-серверов других библиотек и иная информация.

На веб-сервере ИГЭА размещены полнотекстовые материалы для первокурсников и абитуриентов, перечни научных разработок, которые велись в академии: научных монографий, депонированных рукописей, сборников научных трудов, материалов конференций и семинаров, патентов на изобретения, а также методические рекомендации по разработке программы социально-экономического развития Иркутска на 2001–2005 гг. и др. По системе дополнительного образования можно сделать онлайновую заявку на участие в переподготовке по одной из программ вуза.

Одним из главных информационных продуктов библиотеки, размещенных в Интернете, является электронный каталог. Он включает более 150 тыс. записей и состоит из подкаталогов: «Книги», «Статьи», «Периодика», «Методическая литература», «Художест­венная литература», «Диссертации и авторефераты», «Труды сотрудников ИГЭА», «История ИГЭА», «Ученые-экономисты», «Электронные ресурсы». Информация о книгах и электронных документах представлена в ЭК на русском и иностранных языках; БД статей содержит роспись 478 названий отечественных журналов и газет. Кроме того, на сайте библиотеки – электронные копии библиографических указателей, изданных в традиционной и электронной формах сотрудниками библиографического отдела: «Возвращенные книги – возвращенные имена. Вып. 1: А–Л. (1830–1930 гг.), Указатель содержания экономических журналов «Архив истории труда в России», «Труд в России». И, конечно, обратившись к сайту, пользователи смогут узнать о структуре библиотеки, расписание работы, получить информацию о научной деятельности структурных подразделений вуза. В ближайшее время предполагается разместить полнотекстовую электронную БД газетно-журнальных статей «Экономика Иркутской области».

На 2002–2006 гг. запланирована совместная разработка (библиотеки и вуза) программного и информационного обеспечения полнотекстовой БД электронной библиотеки мультимедийных учебных материалов по изучаемым дисциплинам кафедр ИГЭА (в том числе федеральный компонент базисных учебных планов); полнотекстовой БД электронных копий учебно-методических пособий для дистанционного обучения, полнотекстовой БД электронных копий редких изданий, аннотированной БД адресов электронных библиотек глобальной сети.

Некоторые из этих направлений деятельности уже осуществляются. Библиотека приступила к сканированию коллекции научного фонда редких книг на оптические носители (CD–R) с целью продления физической жизни ветхих печатных материалов. С АРМ библиотекаря можно просмотреть полнотекстовую БД электронных копий учебно-методических пособий (программ курса, рабочих программ, методических указаний, лекционного материала), расположенную на сервере академической сети; а также ввести библиографическую запись в каталог «Электронные издания» на электронные ресурсы удаленного доступа с указанием режима доступа.

Библиотека ИГЭА широко пользуется электронной почтой при переписке с организациями по вопросам комплектования, для передачи заказов и ответов по МБА, для выполнения библиографических справок.

В 2000 г. зав. отделом автоматизации разработано программное обеспечение для обмена фрагментами БД новых поступлений книг, статей и электронных ресурсов по электронной почте с библиотеками ИГУ, ИГПУ, ИГТУ. В процессе обмена в рабочем порядке решались проблемы использования библиотеками разных поисковых ИПЯ (УДК, ББК), уточнялись форматы библиографических записей, налаживался процесс взаимодействия библиотек по координации комплектования. Этот эксперимент следует продолжить, но уже на другом уровне. Когда все ЭК вузовских библиотек региона будут выставлены в Интернете и начнут еженедельно пополняться информацией о новых документах, можно налаживать обмен БД без ущерба для каждой из сторон, предварительно обсудив все организационные и правовые вопросы.

Возможности компьютерных технологий позволяют библиотеке ИГЭА проводить компьютерные презентации своих электронных продуктов, выполненных в виде рекламных роликов.

Для формирования фонда оригинальных электронных документов и работы с ними в 1999 г. в библиотеке ИГЭА организован читальный зал новых поступлений и электронных изданий. Он представляет собой медиатеку, которая объединяет в себе функции традиционного читального зала с информационным центром. В комплексных фондах медиатеки – новейшие печатные издания, CD–ROM, дискеты, аудио- и видеокассеты, правовые информационно-поисковые системы («Консультант Плюс», «Гарант»), а также доступ к Интернету.

Медиатека позволяет всем читателям овладеть навыками работы в различных информационно-поисковых системах, в подборе материала с веб-сервера ИГЭА или других информационных структур.

Основной массив электронных документов локального доступа медиатеки можно условно разделить на электронные учебники, журналы, видеоконференции, правовые справочники, библиографии, путеводители, статистические ежегодники, электронные копии редких книг научного фонда, видеоэнциклопедии учебных видеофильмов и мультимедиа программ, отраслевые энциклопедии, обучающие курсы для библиотечных и информационных работников, приложения к книгам и журналам, изданные на магнитных носителях и другие документы (более 460 экз.). На дом они не выдаются и на веб-сервер библиотеки не копируются; этим обеспечивается соблюдение авторских прав издателя.

На сегодня в медиатеке оборудованы шесть АРМ для пользователя с CD–ROM-дисководами, один АРМ для библиотекаря (имеется сканер, видеодвойка, аудиоаппаратура). Со временем парк компьютеров предполагается увеличить до 15 рабочих мест.

Основная задача библиотекаря читального зала новых поступлений и электронных изданий – обеспечить доступ к библиотечным и вузовским информационным ресурсам через Интернет и сеть ИГЭА, а также ко всем мировым информационным продуктам.

Если говорить о перспективах вузовских библиотек по организации электронной библиотеки, нельзя не сказать о возможностях формирования комплексных мультимедийных образовательных программ.

Сотрудники библиографического отдела библиотеки ИГЭА ведут три электронных каталога: «История ИГЭА», «Ученые – экономисты» и «Труды сотрудников ИГЭА». Эти ЭК, дополняя друг друга, представляют собой целостную картину жизни и деятельности корифеев экономической науки Восточно-Сибирского региона.

Назрела необходимость разработать проект создания культурно-образовательной программы, которая включала бы в себя биографии ученых, их портреты, списки публикаций, фрагменты докладов или лекций в виде видеокадров, полнотекстовые электронные копии учебных пособий, обучающие электронные оригинал-макеты и другую информацию. Реализация такой программы потребует немало затрат, но часть работы уже проделана. В 2000 г. библиографический отдел библиотеки издал указатель «Избранные труды сотрудников ИГЭА. 1900–1999 гг.». Документальная база для выполнения проекта подобного типа имеется.

Я уверена, что и в других библиотеках вузов имеются наработки для формирования «энциклопедии современных знаний» [3, c. 10].

 

Список литературы

  1. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение. 2000. № 3. С. 32–39.

  2. О создании государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий Министерства образования Российской Федерации»: Приказ М-ва образования РФ // Открытое образование. 2001. № 1.

  3. Майстрович Т.В. Электронная библиотека: новые грани нашей профессии // Мир библиографии. 2000. № 4. С. 7–10.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России