Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

УДК 02:37

Официальное признание концепции
подготовки специалистов-библиотерапевтов

В настоящее время библиотеки, испытывающие как социальный институт жесткую конкуренцию со стороны электронных средств массовой информации, Интернета и т.п., активно ищут не только новые формы, методы работы, но и сферы деятельности. Приходится этим заниматься и Республиканскому медицинскому библиотечно-информационному центру Минздрава Республики Татарстан (РМБИЦ МЗ РТ).

Поиск продуктивных направлений для приложения творческих сил коллектива, обслуживающего руководящее звено и специалистов системы здравоохранения, ученых-медиков, студентов медицинских учебных заведений, а также пациентов лечебно-профилактических учреждений, заставил вспомнить о таком понятии, как библиотерапия – лечение книгой.

О том, что правильно подобранная и рекомендованная больному человеку литература может психологически способствовать его выздоровлению, известно еще со времен античности. Знали об этом и средневековые врачи. Но как особая сфера деятельности библиотерапия более или менее оформилась в конце XIX века, вобрав в себя потенциал психологии, педагогики и социологии чтения.

Основоположниками библиотерапии в России были Н.А. Рубакин, А.А. Гайворовский и В.А. Невский. Некоторые теоретические наработки и практический опыт появились в советский период. Однако все это не идет ни в какое сравнение с тем, что в то время делалось в этой сфере на Западе.

Публикации свидетельствуют, что в США и целом ряде европейских стран не только получила широкое распространение библиотерапевтическая деятельность, но и ведется подготовка библиотерапевтов, разрабатываются соответствующие образовательные стандарты, выделены уровни квалификации специалистов, создается учебно-методическое оснащение учебного процесса.

Мировой опыт убедительно доказывает, что библиотерапия является весьма продуктивным направлением работы библиотек, обслуживающих пациентов медицинских учреждений и социальные группы со специфическими проблемами. Кроме того, библиотерапевтические методики успешно используются как средство психологической адаптации вполне здоровых людей в дискомфортных и кризисных ситуациях и, следовательно, могут применяться библиотеками разных типов и видов. В российских условиях их широкому распространению и эффективному применению препятствует отсутствие специально обученных кадров.

В нашей стране библиотечные специалисты приходят к библиотерапевтической деятельности в основном двумя путями: 1) в результате обобщения опыта своей творческой деятельности; 2) после обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки, в программу которых включены элементы библиотерапии (спецкурс). Однако библиотерапевты-практики, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки, испытывают серьезные затруднения, делают ошибки, снижающие эффективность деятельности, а иногда и вредящие читателю-пациенту. Это связано с нехваткой системных знаний о человеке из областей педагогики, психологии, социологии, медицины и т.д.

В РМБИЦ МЗ РТ библиотерапией начали заниматься (в том числе и практически) еще в 1992 г., поэтому проблема профессиональной компетентности библиотерапевтов осознана очень глубоко. В сотрудничестве со специалистами информационно-библиотечного факультета Казанской государственной академии культуры и искусств (КГАКИ) началась ее серьезная разработка, вылившаяся в масштабное научное исследование, которое возглавила директор РМБИЦ, канд. пед. наук Юлия Николаевна Дрешер.

Оказалось, что тема столь объемна и многогранна, что вполне может стать предметом докторской диссертации.  Сформулирована она была так: «Профессиональная подготовка библиотерапевтов в системе непрерывного образования».

Следует отметить, что Ю.Н. Дрешер одновременно и руководит РМБИЦ, и преподает в КГАКИ, таким образом педагогика для нее совсем не чужда. В ходе исследования она изучила массу литературы, существенная часть которой до сих пор на русском языке не издана (список источников – фактически уникальный по полноте тематический указатель – составил более 800 наименований), выполнила огромный объем теоретической работы, организовала ряд интересных экспериментов.

В итоге в сентябре 2001 г. очень успешно прошла защита диссертации, а в феврале 2002 г. ВАК подтвердила ее результаты.

О самой защите стоит сказать особо. Поскольку проблема носит ярко выраженный междисциплинарный характер, не сразу было решено, в каком ученом совете она должна проходить. После длительных раздумий и консультаций был выбран совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Казанском государственном технологическом университете.

Очень показателен состав научных консультантов (д-р пед. наук, проф. Л.И. Гурье, д-р мед. наук, проф. Ш.М. Вахитов) и официальных оппонентов (д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов, широко известный российской библиотечной общественности д-р пед. наук, проф. В.П. Леонов, а также академик АН Республики Татарстан, д-р мед. наук, проф. М.К. Михайлов). Таким образом, в обсуждении диссертации принимали участие видные специалисты в области педагогики, библиотечного дела и медицины.

Ученый совет единодушно констатировал наличие в работе научной новизны и теоретической значимости, что в самом сжатом виде можно сформулировать следующим образом:

  • постановка и решение на теоретико-методическом и дидактическом уровнях проблемы проектирования профессиональной подготовки по новой специальности «библиотерапевт», отвечающей потребностям современного общества;

  • определение содержания ключевых понятий, раскрывающих сущность библиотерапевтической деятельности;

  • создание концептуальной модели библиотерапевтического процесса;

  • обоснование методологических подходов к проектированию профессиональной подготовки библиотерапевтов;

  • разработка личностно-ориентированной образовательной технологии, базирующейся на модульной структуре содержания обучения, принципе развивающих коммуникаций в совокупности с активными формами проведения занятий, а также многофункциональное диагностическое сопровождение.

Не менее важно и то, что создано комплексное нормативное и учебно-методическое обеспечение системы подготовки специалистов-библиотерапевтов (профессиограмма, квалификационная характеристика, проект государственного образовательного стандарта, образовательная программа, учебные планы, комплекс учебно-методических пособий). Оно уже активно используется в КГАКИ и медицинских учебных заведениях Республики Татарстан.

Предложено библиотерапию сделать одной из специализаций на информационно-библиотечном факультете Академии культуры и искусств. В скором времени это предложение будет реализовано.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России