Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 02:37.018

Квочкина О.И.,
Садыкова В.Ф.,
Кострикова М.В.

Повышение квалификации работников РНТБ Казахстана

РНТБ Казахстана основана в 1960 г. В 1966–1976 гг. в республике создана сеть территориальных НТБ, подчиненных непосредственно РНТБ. В 1999 г. РНТБ получила статус казенного предприятия, а областные и городские НТБ преобразованы в ее филиалы.

Являясь методическим центром для библиотек сети, РНТБ уделяет большое внимание мероприятиям, способствующим профессиональному развитию кадров, издает в помощь библиотекам методические материалы, информационные листки об инновационной деятельности библиотек.

Содержание, формы и методы работы с кадрами постоянно обновляются. Основная же ее цель осталась неизменной – совершенствование всех направлений деятельности НТБ в помощь производству и научным исследованиям.

С 1962 г. РНТБ по собственной инициативе начала подготовку библиотекарей для специфической работы в НТБ, так как в вузах, техникумах и училищах данная специализация отсутствовала. Правовую и материальную поддержку эта деятельность получила в 1965 г. благодаря официальному оформлению курсов повышения квалификации работников информационных служб и НТБ с отрывом от производства на один месяц. Подавляющее большинство библиотекарей, работавших в 1960–1980-х гг. в территориальных НТБ и технических библиотеках предприятий, прошли обучение на этих курсах.

В последние годы проблема кадров в республике обострилась. Отсутствует фундаментальная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников. Штат РНТБ, где квалифицированное старшее поколение уходит на заслуженный отдых, в основном пополняется работниками без специального образования, более-менее четкого представления о библиотеке. В этих условиях РНТБ вынуждена самостоятельно готовить кадры для себя и своих филиалов.

В настоящее время ответственность за работу с кадрами возложена на отдел развития библиотек. Изучая многочисленные публикации по данному вопросу, отдел разрабатывает и одновременно проверяет на практике многоуровневую систему повышения квалификации и переподготовки кадров, ежегодно планирует мероприятия по обучению для различных категорий сотрудников.

В течение первых двух месяцев новые сотрудники, не имеющие библиотечного образования, обучаются конкретным операциям непосредственно в функциональных подразделениях. Для них обязательна экскурсия по библиотеке, во время которой они знакомятся с ее структурой, ресурсами и основными направлениями деятельности. Затем новые сотрудники проходят аттестационную комиссию, которая решает вопрос об их переводе на постоянную работу. К сожалению, не все выдерживают нагрузку, не все постигают премудрости библиотечной практики. Принятые на постоянную работу продолжают совершенствовать знания, расширяют свой профессиональный кругозор на краткосрочных курсах основ библиотечного дела, на семинарских и других занятиях.

Автоматизация библиотечных процессов потребовала экстренной подготовки всего штата РНТБ для работы в новых условиях. Обучение завершилось экзаменом, который успешно сдали 99% сотрудников.

Работа с кадрами в отделах получила окончательное оформление после знакомства со статьей Э.Р. Сукиасяна «Некоторые особенности работы с кадрами в Библиотеке Конгресса США» («Науч. и техн. б-ки». 2000, № 8). Приказом директора РНТБ от (30 марта 2001 г.) утверждено «Положение о супервайзерах РНТБ Казахстана», где зафиксированы их функции и обязанности, в том числе: вводный инструктаж и обучение нового сотрудника на рабочем месте; помощь в адаптации к профессиональным задачам; углубление специализации сотрудника структурного подразделения и повышение его профессионального мастерства; постоянное расширение диапазона профессиональных знаний; обеспечение практического освоения новых информационных технологий; разработка подробных характеристик каждого рабочего места структурного подразделения; составление дифференцированных текущих и перспективных планов обучения и поэтапного повышения квалификации каждого сотрудника с учетом меняющейся ситуации в конкретной библиотечной сфере.

Основная задача супервайзера – организация учебы в структурных подразделениях библиотеки и контроль за ее осуществлением. Формы и методы обучения: индивидуальные занятия и консультации; учебные, практические, информационные занятия; передача высококвалифицированными профессионалами своих знаний, умений, навыков молодым специалистам; деловые и имитационные игры, стажировки, практикумы; самообразование.

Супервайзеру предоставлено право рекомендовать сотрудников для направления на курсы основ библиотечного дела, семинары, тренинги в целях изучения актуальных направлений библиотечной деятельности. Супервайзер участвует в предварительном собеседовании с принимаемым на работу сотрудником, в собеседовании по истечении двух месяцев, в заседаниях аттестационной комиссии, на которых заслушиваются курируемые им сотрудники. Он вносит предложения по выдвижению хорошо проявивших себя, способных сотрудников на должности, требующие высокой профессиональной квалификации.

Сам супервайзер обязан постоянно углублять знания производственных процессов своего подразделения, хорошо знать основы административной работы и быть осведомленным о деятельности всех подразделений и библиотеки в целом.

Один раз в полугодие супервайзер представляет отчет о своей деятельности, по результатам которой может быть поощрен материально.

Для руководителей и главных специалистов проводятся занятия по проблемам библиотековедения, библиографии, по программным средствам, маркетингу, менеджменту. Обучение ведется не только в библиотеке, но и в других организациях, профиль деятельности которых близок к РНТБ. Так, работники патентного фонда повышают квалификацию на курсах специалистов в области охраны промышленной собственности при Казпатенте.

Опробована на практике такая форма расширения профессионального кругозора директоров филиалов, как подготовка и защита рефератов по важнейшим направлениям деятельности библиотек: «Моделирование фонда. Управление фондом», «Инновационные процессы в библиотеках», «Реклама и имидж библиотеки», «Управление процессом перемен в библиотеке» и др.

Особое внимание уделяется участию в конкурсах и семинарах, проводимых различными фондами для библиотек республики. Благодаря получению на конкурсной основе грантов фондов «Сорос-Казахстан», Института «Открытое общество» (Будапешт), Информационной службы Посольства США и других международных благотворительных организаций, сотрудники РНТБ и подведомственных библиотек смогли принять участие в работе курсов «Библиотеки и Интернет» в летнем европейском университете (Венгрия), семинаров «Информационные технологии и их воздействие на развитие библиотечного дела» (Австрия), «Европейский проект INTAS» (Германия), «Применение компьютеров в библиотечном обслуживании» (Индия), в трехнедельной программе «Управление библиотеками в США», ознакомились с деятельностью библиотек Финляндии, ежегодно участвуют в Международных Крымских конференциях и т.д.

Специалисты РНТБ и филиалов с удовольствием учатся – за 1998–2000 гг. 396 сотрудников посетили 86 мероприятий, в том числе и международных.

С 1998 г. в РНТБ обучаются и повышают квалификацию сотрудники других библиотек Казахстана, а также специалисты Киргизстана, Таджикистана. На мероприятия РНТБ приглашаются сотрудники областных и городских библиотек всех систем и ведомств.

Одним из первых проведен республиканский семинар «Про­блемы автоматизации библиотек Казахстана», в работе которого приняли участие более 70 человек из 15 городов республики, специалисты ГПНТБ России; по материалам семинара выпущена брошюра.

В деле повышения квалификации и переподготовки кадров библиотек республики РНТБ получает поддержку различных организаций. По приглашению Фонда «Сорос–Киргизстан» в Бишкеке проведен тренинг «Менеджмент и маркетинг в библиотечном деле». По гранту фонда Института «Открытое общество» (Будапешт) организованы тренинги «Работа в командах. Внебюджетные источники финансирования», «Реклама библиотеки: теория, методика, практика», по гранту «Каунтерпарт Консорциума» в рамках программы «Женщина-лидер» – тренинги «Психологические аспекты управления», «Фандрайзинг» и др.

С 1998 по июнь 2000 г. в РНТБ на 47 мероприятиях прошли обучение 580 библиотекарей (в том числе 85 человек – на платной основе).

В июле 2000 г. на базе РНТБ открыт Центр профессионального развития библиотечных работников Казахстана, созданный благодаря выигранным грантам фондов «Евразия» и Института «Открытое общество» (Будапешт). Цель обучения в нем – модернизация библиотечной сферы путем освоения и внедрения новых информационных и управленческих технологий; преподаватели – сотрудники РНТБ. Материальная база вполне удовлетворительная: конференц-зал, компьютерный класс, подключение к Интернету по выделенному каналу, различное демонстрационное оборудование.

В 2000–2001 гг. в Центре прошли обучение около 500 специалистов из 136 библиотек различных систем и ведомств Казахстана, Киргизстана и Таджикистана, 46% которых составили директора и заведующие библиотеками, 28% – заведующие отделами и главные библиотекари, 26% – заведующие секторами, ведущие библиотекари. Тематика семинаров: «Партнерство в поиске эффективной стратегии развития», «Маркетинговые исследования в библиотеках», «Работа в командах. Управление конфликтами», «Реклама библиотеки: теория, методика, практика», «Внебюджетные источники финансирования», «Методика написания и подачи заявок на грант», «Бизнес-план в библиотеках», «Систематизация документов по УДК», «Информационный менеджмент и Интернет», «Новые информационные технологии в библиотеках Казахстана», «Автоматизированные библиотечные системы и технологии», «Школа ИРБИС».

Из этого перечня становится ясно, что преимущественное внимание уделяется изучению новых информационных технологий и способов получения внебюджетных средств, что крайне важно для обеспечения жизнедеятельности библиотек в условиях жесткого финансового дефицита. Об актуальности этой тематики свидетельствует количество заявок на участие в работе семинаров, превышающее максимально допустимое (20–25 человек) в десятки раз.

РНТБ может приглашать лекторов и преподавателей из других организаций. Так, на конференции по проблемам автоматизации библиотек Казахстана программу ИРБИС представляли ее разработчики – сотрудники ГПНТБ России А.И. Бродовский и С.М. Дунаевская. Семинар по УДК провели высококвалифицированные специалисты ГПНТБ России Л.С. Соловьева и Н.Г. Соколова; семинар «Новые информационные технологии и ресурсы» – сотрудница Российской национальной библиотеки С.Д. Мангутова. Цикл семинаров под общим названием «Информационный менеджмент и Интернет» организован при поддержке Информационной службы Посольства США с участием преподавателя онлайнового компьютерного информационного центра OCLC.

Перед слушателями семинаров выступают не только библиотечные работники, но и социологи, психологи. Интересно построен, например, семинар-тренинг известного психолога Р.К. Камбаровой из психологического агентства «Ренессанс» (Алматы).

Слушателями семинаров выполнено одно из важнейших условий грантов: согласно полученной Центром информации, в 2000 г. по возвращении на места они провели в 2000 г. во всех регионах Казахстана 93 аналогичных мероприятия, на которых присутствовали
1 307 человек.

Дальнейшая работа Центра будет строиться на основе результатов прикладного исследования «Состояние и пути совершенствования системы образования и повышения квалификации библиотечных работников в Казахстане». В настоящее время обрабатывается более 600 анкет, полученных от директоров библиотек и библиотекарей.

В 2001 г. Фонд «Евразия» отметил проект создания Центра профессионального развития библиотечных работников Казахстана  как лучший проект со стабильной и востребованной деятельностью. Предварительно представители Фонда «Евразия» посетили РНТБ, ознакомились с документами и материалами, побеседовали с руководителем и тренерами.

С 2002 г. планируется создание региональных центров профессионального развития библиотекарей, первый из которых откроется в Караганде.

РНТБ участвует в создании проекта МБИАЦ «Международная система дистанционного обучения и тестирования библиотекарей».


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России