Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 02:378+02(73)

Зверевич В.В.

Alma Mater семь лет спустя:
библиотечное образование и организация библиотечного
обслуживания в Университете Святого Джона

В марте 2001 г. я снова побывал в библиотеке и Отделении библиотековедения и информатики Университета Святого Джона (St. John’s University), где в 1994–1995 гг. мне довелось учиться в рамках программы Федерального правительства США «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act) и получить диплом магистра библиотековедения.

По разным причинам я не опубликовал свои впечатления о пребывании в США и об учебе в этом университете «по горячим следам». Тем интереснее проследить изменения, произошедшие в учебном процессе Отделения  библиотековедения и информатики (далее – Отделение) и в структуре библиотечно-информационного обслуживания Университета Святого Джона (далее – Университет) на рубеже двух веков и тысячелетий.

Сначала несколько слов об учебном процессе и наборе предметов. В 1994 г. учебная программа Отделения включала основы информатики (Introduction to Information Science), основы справочно-библиографической работы (Introduction to Reference Services), отраслевые библиографии (Information Sources in…), основы каталогизации (Introduction to Cataloging), управление библиотечным делом (Management of Libraries), историю собраний рукописных и редких книг (History of Books and Printing) – аналог книговедения и др.

При первом знакомстве со списком предметов создалось впечатление, что нечто очень похожее я уже видел. Данный перечень во многом напомнил учебную программу библиотечного факультета Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, который я закончил в 1985 г.

Конечно, имели место содержательные и, безусловно, идеологические различия между соответствующими дисциплинами в американском и советском библиотечно-библиографическом образовании. Например, курс «Основы каталогизации» включает изучение поиска по любым признакам, как это происходит в электронном каталоге. А в ЛГИК преподавались самостоятельные курсы по алфавитным, систематическим и предметным каталогам. Из отраслевых библиографий Университет предлагал библиографию литературы по гуманитарным наукам (Information Sources in Humanities); библиографию литературы по общественным наукам (Information Sources in Social Sciences) без «политической» составляющей; библиографию литературы по бизнесу и экономике (Information Sources in Business and Economics), в СССР ее вообще не было, поскольку не было самого бизнеса; библиографию литературы по праву (Introduction to Legal Bibliography), библиографию детской литературы (Literature and Related Resources for Children); библиографию научно-технической литературы (Information Sources in Science and Technology).

Кроме того, в программе Университета вообще отсутствуют такие направления библиотечной деятельности, как работа с читателями и рекомендательная библиография. Впоследствии удалось выяснить, что их отсутствие – один из концептуальных моментов организации библиотечного дела в США и вообще на Западе. Там предполагается, что человек сам решает, что ему читать, и какие-либо советы или рекомендации пользователям со стороны библиотек и информационных служб просто не приняты.

Интересно также отметить, что основные концепции курсов отраслевых библиографий, основ справочно-библиографической работы и основ информатики (особенно – в части теории информации и информационных потребностей) очень похожи на концепции соответствующих курсов, преподававшихся в ЛГИК. Данный факт заметно облегчил мне учебный процесс.

Вначале сложилось впечатление, что учебная программа Отделения в основном ориентирована на традиционное библиотековедение. И в 1994 г. это соответствовало действительности. Хотя уровень компьютеризации в России и США не поддается сравнению (как тогда, так и сейчас), соотношение «традиционных» и «электронных» учебных дисциплин в программе Отделения было не в пользу последних.

В 1994 г. слушателям предлагались курсы «Микрокомпьютеры в библиотеках» (Microcomputers in Libraries) – ознакомительный курс о том, как работать с компьютером, «Онлайновый поиск в базах данных» (Online Database Searching), «Системы управления базами данных» (Database Management Systems) и др. В компьютерном классе менее 10 компьютеров имели выход в Интернет по выделенному каналу. На этих компьютерах студенты выполняли практические задания по онлайновому поиску и работали с ресурсами OCLC в рамках курсов по каталогизации. Однако уже к концу 1995 г. начался серьезный процесс переориентации учебной программы в сторону современных информационных технологий.

Спустя семь лет можно с уверенностью констатировать, что Отделение совершило гигантский скачок вперед на пути внедрения в учебный процесс современных информационных технологий, улучшения технической оснащенности и увеличения доли соответствующих дисциплин в учебной программе. В каждом классе несколько компьютеров с прямым доступом в Интернет.

По состоянию на 2001 г. в учебную программу включены новые предметы: «Формирование фонда и управление ресурсами знания» (Collection Development and Management of Knowledge Resources) – в том числе электронными, «Разработка мультимедиа-ресурсов» (Design and Production of Media Resources), «Организация информации в электронной среде» (Organization of Information: Issues for Electronic Environment), «Программирование в библиотековедении и информатике» (Computer Programming Applications for Library and Information Science), «Медиа-центры в школах» (School Media Centers), «Метаданные в библиотеках» (Metadata for Libraries), «Автоматизированные системы и автоматизация библиотек» (Systems Analysis and Library Automation), «Интегрированные сети в библиотечной и информационной деятельности» (Networks in Library and Information Science), «Базы данных по бизнесу в режиме онлайн» (Business Databases Online), «Правовые базы данных в режиме онлайн» (Databases Online Legal), «Телекоммуникации: технология и политика» (Telecommunications Technology and Policy) [1].

Библиотека Университета произвела на меня большое впечатление еще в 1994 г., прежде всего в отношении автоматизации библиотечных процессов. В то время в Библиотеке функционировал электронный каталог, а также были полностью автоматизированы процессы учета читателей, книговыдачи и возврата литературы. В последнем случае, чтобы просто сдать книгу, достаточно положить ее в специальную нишу в стене здания, причем это можно сделать в любое время суток, даже когда Библиотека закрыта. Дежурный на абонементе считывает штрих-код книги и исключает ее из читательского компьютерного формуляра. На каждом этаже копировальные аппараты, на которых за умеренную плату и в неограниченном количестве копируются любые материалы из собрания Библиотеки, в том числе и не подлежащие выдаче на дом. В свободном доступе находятся все периодические издания, а также источники справочной и библиографической информации.

Заслуживает внимания техническое оснащение зала периодики. Стеллажи, на которых расставлены журналы, установлены на рельсы и приводятся в движение с помощью кнопок, расположенных на боковой стороне каждого стеллажа. Для удобства поиска требуемого издания пользователь может сам раздвинуть проход между стеллажами (разумеется, если в соседнем проходе никого нет).

Все журналы до 1987 г. (по состоянию на 1994 г.) переведены на микрофильмы. Аппараты для чтения микрофильмов и микрофиш – на каждом этаже.

Отличительная черта Библиотеки и вообще всей организации библиотечного дела в университетах США – так называемое резервное собрание (в университетских библиотеках Западной Европы и России таких собраний нет). В нем сосредоточены материалы, которые преподаватели сами собирают для своих курсов и рекомендуют студентам как дополнительную литературу. Каждому преподавателю Университета выделяется полка, которую он сам и формирует.

В резервном собрании могут быть любые материалы: книги из фонда Библиотеки, личные книги преподавателей, ксерокопии статей, архивные материалы, артефакты и т.д. На каждую единицу резервного собрания наносятся индекс курса и собственный учетный индекс собрания. Материалы из резервного собрания выдаются для работы только в специальном читальном зале. В качестве залога пользователь обязан оставить свою университетскую карточку. Выносить материалы за пределы этого зала нельзя. Разумеется, в зале стоит ксерокопировальный аппарат.

За 1995–2001 гг. организация деятельности Библиотеки и библиотечного обслуживания сильно изменилась. Библиотека стала если не полностью электронной (поскольку однозначной трактовки термина электронная библиотека нет, то сказать с уверенностью, является ли электронной та или иная библиотека, просто невозможно), то уж гибридной библиотекой высокого уровня – бесспорно. Если в 1995 г. обслуживался один пользователь в одном месте и в одно время, то сейчас обслуживается много пользователей в разных местах и в разное время [2].

Развитие Библиотеки идет по пути внедрения и активного использования современных информационных технологий и Интернета, оцифровки изданий на традиционных носителях, приобретения электронных документов и информационных материалов (как полнотекстовых, так библиографических и справочных), организации приема информационных запросов и отправки готовых справок по электронной почте, предоставления студентам, преподавателям и сотрудникам удаленного доступа к каталогу и электронным ресурсам Библиотеки через Интернет и ряду других направлений.

Фактически система библиотек Университета в настоящее время трансформируется в единую электронную библиотеку с хранилищами документов в кампусах Университета в Квинсе, Стейтен Айленде, Риме и Восточном Лонг Айленде (кампус в Нижнем Манхеттене совсем недавно полностью перешел в ведение Университета, однако его библиотека пока не присоединена к системе библиотек и компьютерной сети Университета). Но над этими четырьмя реальными хранилищами документов разворачивается виртуальная библиотека, которая разом охватывает все структуры Университета во всех кампусах, включая классные комнаты, жилые помещения и административные здания, любое место, где можно соединиться с компьютерной сетью Университета.

Целью Библиотеки является «предоставление нужной информации всем членам сообщества Университета Святого Джона вне зависимости от их местонахождения с использованием WWW как основного средства передачи». Для достижения этой цели Библиотека «должна комплектовать, организовывать и предоставлять в пользование электронные информационные ресурсы по всем пертинентным дисциплинам. В перспективе Библиотека должна конвертировать существующие печатные документы в электронный формат» [2].

За 1998–2000 гг. в фонде Библиотеки значительно повысилось количество баз данных и электронных журналов. Если в 1998–1999 гг. пользователям были доступны только 30 баз данных, то в 1999–2000 гг. – 73. В 1998–1999 гг. в Библиотеке осуществлялся доступ к 2 303 электронным журналам, а в 1999–2000 гг. – уже к 12 470. Библиотека предпочитает комплектовать электронные журналы, у которых есть архивные копии. Основными поставщиками электронных журналов являются Oxford University Press, IDEAL (International Digital Electronic Access Library) и JSTOR (Journal Storage) [2].

В декабре 1999 г. в Библиотеке разработана и запущена веб-страница, через которую стал возможен доступ к тысячам электронных книг (E-books) по различным тематическим направлениям, размещенным в сети. В апреле 2000 г. в Библиотеке в качестве эксперимента впервые осуществлен доступ к тысячам электронных книг, доступных в настоящее время через netLibrary. В ближайшем будущем Библиотека планирует постоянно подписываться на электронные книги. Для этого в компаниях netLibrary и Rocket Books приобретена портативная аппаратура для чтения электронных книг, каждая единица которой вмещает в себя до 40 электронных книг [2].

Доступ к электронным ресурсам Библиотеки осуществляется с любого компьютера, входящего в компьютерную сеть Университета. В настоящее время испытывается система, которая сделает доступными электронные ресурсы Библиотеки с любого компьютера, подключенного к Интернету.

В последнее время в Библиотеке активно развивается электронное справочное обслуживание. С осени 2000 г. любой пользователь Интернета может направить запрос в справочную и информационную службу Библиотеки.

Одним из результатов увеличения комплектования и использования электронных ресурсов является сокращение количества фотокопий традиционных бумажных документов. Сегодня пользователи предпочитают делать распечатки из полнотекстовых электронных документов в режиме онлайн. Хотя соотношение между количеством новых пользователей и количеством фотокопий осталось в Библиотеке на прежнем уровне, по прогнозам специалистов количество бумажных фотокопий на одного пользователя в течение нескольких ближайших лет будет стремительно сокращаться [2].

Концептуальным положением в деятельности Библиотеки является сбалансированное развитие информационных ресурсов всех форматов. Руководство Библиотеки считает, что «лишь интегрированный подход к формированию фонда, сочетающего печатные документы, электронные ресурсы и документы на микроносителях, позволит успешно удовлетворять учебные и исследовательские потребности университетского сообщества» [2]. В 2001 г. наряду с приобретением большого количества электронных ресурсов Библиотека по заказу преподавательского состава приобрела много книг для Отделения в римском кампусе Университета.

Повсеместное использование современных информационных технологий и электронных информационных ресурсов обусловило развитие системы повышения информационной грамотности пользователей. Библиотека разработала программу мероприятий и учебных курсов по обучению студентов Университета основам ориентирования в глобальном информационном пространстве и поиска электронных информационных ресурсов.

Библиотеки основных кампусов Университета в Квинсе и Стейтен Айленде предлагают своим пользователям целый ряд программ, курсов и мероприятий соответствующего профиля. В библиотеке главного кампуса Университета в Квинсе разработаны электронные вспомогательные материалы по идентификации, поиску и использованию электронных информационных ресурсов Библиотеки. Эти материалы доступны и в Интернете. В настоящее время разрабатываются подобные материалы для поиска информации по специфическим дисциплинам; отдел дистанционного обучения Библиотеки работает над проектом обеспечения онлайнового доступа к обучающим материалам из кампусов Университета в Восточном Лонг Айленде и Риме.

Основы информационной грамотности включены в планируемый список курсов, обязательных для всех специальностей Университета. Этим вопросам также уделено серьезное внимание при подготовке программы курса «Изучение Нью-Йорка», рассчитанного на студентов всех специальностей. Он будет предложен во всех школах Университета.

Разумеется, Библиотека не собирается останавливаться на достигнутом и ставит перед собой еще более серьезные и интересные задачи. В 2002 г. планируется увеличить подписку на электронные журналы, предоставить доступ к большому количеству электронных книг, усовершенствовать соответствующие службы, улучшить селекционную работу на рынке баз данных и других электронных ресурсов и использовать как можно больше релевантных ресурсов для пробного доступа и последующей оценки их полезности для Университета.

В рамках программы перевода подписки на журналы с печатной на электронную форму Библиотека планирует расширить список издательств-партнеров, предоставляющих подписку на свою продукцию в электронном виде.

Очень интересное направление развития Библиотеки – создание электронной резервной коллекции. Суть этого проекта в предоставлении доступа к информационным ресурсам, созданным преподавателями «в домашних условиях», через общедоступные веб-страницы, которые предлагаются коммерческими Интернет-провайдерами [2]. После тестирования эти страницы будут размещены на веб-сайте Библиотеки.

На ближайшие годы запланирована разработка нового дизайна заглавной страницы веб-сайта Библиотеки и совершенствование структуры разделов и гиперссылок. В перспективе – присоединение всех электронных журналов, доступных в Библиотеке, к ее электронному каталогу. Также планируется установить гиперссылки между электронными журналами и индексными и реферативными базами данных, имеющимися в Библиотеке.

Все сказанное выше подтверждает, что развитие электронных ресурсов и применение современных информационных технологий для Библиотеки – не самоцель, а способ выполнения ее главной миссии – используя различные виды документов (электронные, печатные или микроформы), обслуживать сообщество Университета релевантной информацией для удовлетворения его учебных и исследовательских потребностей [2]. На этом пути Библиотеку Университета ждет много новых и интересных проектов и открытий.

 

P.S. Во время подготовки этой статьи произошла террористическая атака на Нью-Йорк и Вашингтон, унесшая жизни более 6 тыс. человек. Трагедия в Нью-Йорке затронула и Университет Святого Джона. В трех кварталах от Всемирного торгового центра, снесенного террористами с лица земли, расположен нижне-манхеттенский кампус Университета. Сотрудники кампуса и само здание не пострадали, однако учебный процесс и библиотечное обслуживание до сих пор не возобновлены. До недавнего времени здание кампуса находилось в распоряжении Красного Креста. В нем было организовано питание пожарных, полицейских и спасателей, участвовавших в восстановительных работах на месте трагедии, а также предоставление необходимой медицинской помощи.

Ряд студентов, проходивших в то время практику в компаниях, расположенных во Всемирном торговом центре, до сих пор числятся пропавшими без вести [3].

 

Список литературы

  1. St. John’s University Graduate Bulletin, 2000–2002/ St. John’s University, New York. Jamaica, NY, 2000.

  2. University Libraries Annual Report, 1999–2000/ St. John’s University, New York. Jamaica, NY, 2000.

  3. Traumatized by Terrorism // American Libraries 2001. Vol. 32, N 10. P. 12–15.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России