Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 002(48)+336.1/.5(48)

Торхауг Й.

Информационная политика
и модели финансирования в Скандинавии

Перевод доклада, представленного на ежегодный конференции «Билефельд–2002» (см. «Науч. и техн. б-ки», 2002, № 7, С. 86–95).

При упоминании скандинавских моделей финансирования на ум невольно приходят общие слова: высокий уровень общественных служб, финансируемых на государственные деньги, выкачиваемые из населения жесточайшей налоговой системой. И еще – богатое общество с открытой информационной политикой и демократическим строем, где традиционно учитывается мнение всех граждан.

Один из важных моментов заключается в том, что население северных стран немногочисленно, и при этом в общении применяются 8 языков, из которых наиболее употребляемый – шведский (на нем говорят 9 млн человек), затем идет датский (5 млн). Рынок для книг, электронной информации или других интеллектуальных продуктов очень невелик.

Вследствие названных причин государство традиционно поддерживает данный сектор национального рынка, это рассматривается как составная часть национальной культурной политики. Конечно, имеются значительные различия между отдельными странами, поэтому я расскажу в основном о датском опыте, иногда обращаясь к примеру других северных стран.

Основные вопросы: Какие информационные продукты нам нужны? Как мы тратим деньги? Как организуем и структурируем в этих условиях информацию?

Я работаю в Национальной библиотечной службе Дании (НБСД), это правительственное агентство, не имеющее ничего общего с Королевской библиотекой (т. е. национальной). НБСД отвечает за национальный сводный каталог, в общедоступной версии он имеет адрес bibliotek.dk, в нем можно проводить и заказывать литературу из любой библиотеки страны. Кроме того, мы отвечаем за пятилетний проект научной электронной библиотеки (проект завершается в 2002 г.).

 

Основные принципы информационной политики

Дания не имеет формального и утвержденного варианта информационной политики; в наличии некоторые политические цели и накопленный опыт, которые легли в основу таких документов, как «Инфообщество–2000» (разработан в 1995 г.) и «Информация вовремя» (1997 г.), а затем и Закона о библиотеках, принятого в 2000 г. Этот закон предписывает публичным библиотекам предоставлять Интернет-услуги и обеспечивать равенство всех форм информации. Использование библиотечных материалов и основные консультации – бесплатно (хотя в отдельных случаях библиотекам разрешено взимать плату).

Основные принципы информационной политики в сокращенном виде выглядят следующим образом:

  1. Местные органы власти обязаны обеспечить каждому гражданину возможность пополнять знания путем доступа к базовым частям публикуемой информации.

  2. Государство обязано создавать эффективно действующую инфраструктуру для передачи информации. Публичные библиотеки и исследовательские (научные) публичные библиотеки составляют основу этой инфраструктуры.

  3. Государственные организации обязаны обеспечить регистрацию и обработку общественно доступной информации таким образом, чтобы пользователи знали, какие материалы доступны, где их найти и как получить.

  4. Государство должно обеспечивать комплектование и сохранение наиболее важной части информации, публикуемой в Дании.

  5. Государственные органы обязаны через систему публичных библиотек обеспечивать доступ к зарубежным публикациям.

  6. Государство должно обеспечить доступность опубликованных в Дании материалов для иностранных граждан.

  7. Каждый гражданин страны должен иметь гарантии получения (путем обучения или тренинга) достаточного навыка для того, чтобы научиться пользованию информацией. Такого рода подготовка должна быть частью образовательного процесса всех уровней – от начальной школы до аспирантуры.

Эти базовые политические заявления достаточно ясно отражают наши цели. Можно сказать одним предложением – государство играет решающую роль и несет основную ответственность в подготовке информированных граждан.

Нужно отметить, что эти позиции разработаны и опубликованы около 10 лет назад; с той поры мы прошли сквозь Интернет-революцию и соответствующую смену парадигмы в библиотечно-информационном мире. На практике это означает, что сейчас мы делаем многое из того, что не делали в 1993 г. Поэтому, хотя основа технической политики остается неизменной, практическая реализация и способы подачи информации изменились кардинально.

 

Датская модель гибридной библиотеки

Изменение парадигмы (т.е. набора устоявшихся исходных предположений) библиотечного дела привело к появлению библиотек смешанного, гибридного типа. Мы понимаем это так: физическое место, где хранятся библиотечные фонды, предоставляется доступ к информации в печатной форме или на других физически ощутимых носителях, сейчас обеспечивает пользователям доступ к постоянно растущему количеству электронных ресурсов, а также необходимое руководство и поддержку.

Много споров вызывала задача увеличения числа электронных услуг. Наша позиция схожа со всеми остальными: мы предоставляем доступ к электронным ресурсам и постепенно осуществляем оцифровку печатных материалов; в конце этого очень длинного туннеля будет обеспечен (с любого компьютера или какого-то иного устройства) очень быстрый и универсальный доступ к записям, сделанным всем человечеством.

Интерес представляет обсуждение путей, которыми мы придем к этому светлому будущему, выбор стратегии и способы финансирования такой грандиозной задачи.

Становой хребет датской гибридной библиотеки создан 10 лет назад, когда была сформирована база данных Danbib, содержащая записи (около 7 млн) о фондах всех библиотек Дании – университетских, академических, публичных. Этот проект – весьма дальновидное решение, принятое руководством Национальной библиотечной службы. В начале это решение не очень поддерживалось, в особенности университетскими библиотеками, но сейчас система работает, и все довольны.

БД Danbib создана и до сих пор поддерживается Датским библиотечным центром. Центр на 90% принадлежит правительству Дании и муниципалитетам и на 10% – крупнейшему датскому издательству Гильдендаль (Gyldendal), которое отказалось от получения дивидентов в этой компании. Центр работает по заказу Национальной библиотечной службы, формирует записи национальной библиографии.

В 2000 г. модернизированная версия Danbib, получившая к тому времени название Bibliotek.dk, представлена широкой публике. Эта версия имеет три уровня поиска по предметным рубрикам, ключевым словам, авторам, наименованию, виду публикации и году выпуска. Предусмотрена возможность заказа литературы из любой библиотеки страны автоматически, с домашнего компьютера. За отдельную плату некоторые библиотеки берутся доставить литературу вам на дом. Самая новая услуга – возможность не только заказать книгу из библиотеки, но и купить ее через магазин. Система снабжена рядом сетевых услуг (например: мгновенная справка от библиотекаря, предметный поиск в Интернете по вашему заказу и т. п.).

 

Три различных способа доступа к электронным ресурсам

Четыре года назад были три уровня доступа к ресурсам Интернета. Они всем известны:

1) свободный доступ для всех и каждого;

2) лицензированный доступ для зарегистрированных пользователей –
    научных работников и студентов;

3) платный доступ (типа «плати за просмотр» или другой способ оплаты).

Какова ситуация по отношению к этой модели сейчас?

 

Материалы, доступные для всех и каждого

Свободно доступных материалов относительно немного. Мы стремимся шаг за шагом оцифровать наше культурное наследие, в том числе и художественную литературу, но законы авторского права не позволяют развернуться в полную силу.

У нас разработан ряд более или менее эффективных проектов по оцифровке; согласно нашей государственной политике, все государственные организации должны давать свои публикации и для онлайнового доступа, поэтому количество текстов на датском языке постоянно растет, но все это пока капля в море по сравнению с традиционной библиотекой.

Мы пытаемся как-то улучшить ситуацию, создавая очень хорошие рекомендательные материалы к нашим сетевым ресурсам. Например, мы открыли ряд порталов, объем информации на которых постоянно растет за счет оцифровки; один пример – музыкальный портал, где вы найдете даже старейший датский музыкальный журнал, полностью оцифрованный с 1920 г.

Библиотеки должны приготовиться к работе по 24 часа 7 дней в неделю, совершенствовать доступ и повышать качество обслуживания. Чтобы этого достигнуть, нам нужно набрать некую критическую массу материала, предоставляемого для широкого пользования.

По-моему, то, что коммерческие издатели не желают инвестировать средства в обеспечение доступа к коммерческим продуктам, особенно в небольших странах – это реальная проблема. Электронные книги будут отставать от технологических возможностей.

 

Государственное вещание через Интернет

В Дании существует (на практике) политика в области информации и политика в области радио- и телевещания как часть государственной политики. Основой являются те же принципы, что и в других европейских странах. Можно выделить три базовые характеристики. Прежде всего это выполнение конкретной культурной, политической и социальной роли и некие обязательства, выражающиеся в независимости, универсальности и разнообразии. Конечно, имеется специальное обязательство – определенное время уделять национальной культуре и всему, что связано с Данией.

Государственное вещание занимает привилегированные позиции и должно обслуживать интересы каждого в вопросах подбора программ. И наконец – ответственность и отчетность перед публикой, финансовый контроль и специальные агентства, контролирующие вопросы соблюдения государственной независимости и безопасности.

Сейчас в Дании идет дискуссия по вопросу формирования государственного вещания через Интернет; финансироваться оно могло бы точно таким же образом, как и государственное радиовещание (телевещание), причем потребители вносили бы общую плату, либо оплачивали лицензию для желающих пользоваться этой услугой.

Нам нужен более системный подход при создании доступа к таким материалам, как словари, энциклопедии, и другим справочным инструментам общего пользования; нужна активная позиция в выборе Интернет-программ и информация о работе государственных и других органов власти и управления.

Потребность в государственной поддержке вызвана тем, что издатели не хотят расширять подобного рода сетевые услуги. Это явилось следствием неудачного опыта Норвегии и Швеции, где платный доступ к национальным энциклопедиям вылился в убытки в несколько миллионов долларов.

 

Лицензированные материалы

С точки зрения пользователя лицензированные материалы организованы так же, как и везде. Каждая университетская библиотека или какое-либо другое научное учреждение покупает доступ к определенному количеству наименований журналов для определенного количества зарегистрированных пользователей.

В контексте темы моего доклада я расскажу о том, как проводится лицензирование, как ведутся переговоры, как используется статистика и т. п.

У нас в северных странах можно говорить о стратегии лицензирования на национальном уровне. В больших странах лицензированием обычно занимаются самоорганизованные консорциумы, а у нас – учреждения национального уровня. В Швеции и Финляндии этим занимаются отделы национальных библиотек, а у нас, в Дании – Национальная библиотечная служба. (Самая богатая страна мира – Норвегия еще не определилась в этом вопросе.)

В 1997 г. Правительство Дании выделило грант в 27 млн евро на проект Датской электронной научной библиотеки. Основная цель проекта – изменение позиции библиотек по отношению к электронным услугам и работе в сети. Проект стоит на четырех «столбах» – общая инфраструктура, библиотечная инфраструктура, содержание и пользователи.

Концепция технической политики заключалась в том, чтобы набрать критическую массу электронных ресурсов, достаточную для постоянного привлечения пользователей и увеличения их числа. С первых же шагов реализации проекта приоритет получила политика лицензирования доступа к полнотекстовым базам данных и ретроконверсия каталогов. Следующий шаг – создание предметных порталов, в том числе с доступом к диссертациям, сетевым журналам и организация оцифровки печатных материалов.

Ретроконверсия завершится в текущем году; в цифровую форму будут переведены 2,5 млн каталожных карточек. Эта задача выполнялась частично крупными библиотеками, частично компаниями, приглашенными по тендеру.

Доступ к лицензированным полнотекстовым базам данных, энциклопедиям и т. п. построен на прагматичной основе: любая библиотека может выбрать какую угодно лицензию по своему желанию, и кроме того, может получить поддержку на национальном уровне, обратившись в Совет по лицензированию. (Совет собирается 10 раз в год, следит за рыночными тенденциями и решает, какие материалы следует поддержать централизованно.)

В настоящее время централизованную поддержку имеют лицензии на 8 тыс. наименований журналов. Чаще других применяется модель, когда Национальная библиотечная служба оплачивает часть стоимости, а остальное – библиотеки. Такая модель достаточно удобна для маленьких библиотек, которым без поддержки затруднительно заключить контракт. Как правило, мы участвуем в разработке международных принципов использования сетевых ресурсов, таких, как ICOLC, LIBER, EBLIDA.

В рамках проекта Датской электронной научной библиотеки мы уже создали семь предметных (тематических) порталов с финансовой поддержкой Национальной библиотечной службы и силами соответствующих библиотек. Типичный пример – bizigate – портал к деловой информации. На нем расположены около 3 тыс. электронных ресурсов по 15 направлениям, таким, как статистическая информация, стратегия, лидерство, рынки, продукты и т. п.

Этот портал создан около года назад специалистами из четырех библиотек (ориентировочные трудозатраты – 10 тыс. часов). Статистика пользования за последние 6 месяцев: ежедневно регистрируется примерно 1 тыс. обращений к сайту, просматривается 300 страниц; 70 посетителей проводят на сайте по 7 минут. Конечно, остается без ответа вопрос о степени их удовлетворенности, но тем не менее я убежден, что предметно ориентированные порталы позволяют использовать информацию наиболее эффективным образом.

Для процесса оцифровки печатных материалов несложно установить обобщенные критерии отбора.

Высший приоритет следует отдать ретроспективной конверсии каталогов и других важных библиографических материалов.

Следующий уровень – это, без сомнения, журналы. Дело в том, что хваленая система JSTOR чудовищно дорога и для информационного рынка малых стран, таких, как Дания, неприемлема. Мы начинали с тотальной оцифровки, но я настоял на принятии другой модели – «оцифровки по заказу» наших национальных журналов. (Нужно также постараться найти подходящую бизнес-модель наших взаимоотношений с частными компаниями, научными обществами, государством с тем, чтобы в первую очередь обеспечить доступ для научных работников и других профессиональных пользователей.)

И наконец, третий уровень приоритетности мы отдаем оцифровке наиболее используемых книг, других материалов или изображений; именно эти цифровые массивы будут определять лицо электронных библиотек. Мы сконцентрировались, в частности, на работе с датскими материалами и материалами других скандинавских стран, в том числе журналами на английском языке, опубликованными в Дании. Мы отбираем материалы, которые имеют или, по нашим оценкам, будут иметь большой спрос среди самых различных пользовательских групп.

На оцифровку нам выделяют около 1 млн евро (ретроконверсия и библиографии финансируются отдельно), поэтому мы можем показать только отдельные примеры. Так, мы проводим оцифровку новейшей энциклопедии датских артистов (держатели авторских прав, естественно, желают получить свою долю). Среди более старых материалов, не защищенных авторским правом, – еженедельная датская газета «Иллюстрированные новости» (Illustrated News), выходившая с 1859 по 1924 г., богато иллюстрированная ксилографиями и фотографиями. Эту газету очень часто спрашивают исследователи, журналисты, издатели, педагоги и многие другие, поэтому оцифрованная версия сделает материал более доступным, а оригиналы будут защищены от износа. Понятно, что подобные документы мы будем оцифровывать и представлять в открытый доступ раньше, чем материалы малого спроса.

 

Метод «плати за просмотр

Я считаю, что этот метод нигде в информационном секторе не был особо удачным. В Дании такая услуга вводилась для оплаты свежих (только что написанных и опубликованных) статей по различным вопросам. Вы можете найти эти статьи в каталоге bibliotek.dk по предметным рубрикам и оплатить пользование с вашей кредитной карты: 3 доллара за статью и вы получаете право возвращаться к ней трижды в течение 24 часов.

С точки зрения национальной информационной политики любой человек должен иметь возможность такого платного доступа к журналам, находящимся в Датской электронной научной библиотеке, если он не является ее зарегистрированным пользователем.

Университетские библиотеки в большинстве случаев могут дать вам статус «приходящего однократного» читателя, но если вы сельский житель, это не всегда удобно. Некоторые издатели предлагают обслуживание в режиме «плати за просмотр», но при стоимости статьи до 7 евро данная услуга не пользуется популярностью. Нужно посмотреть, окажется ли более удобным метод микроплатежей.

 

Финансирование

Почти все европейские страны разработали общие принципы технической политики по отношению к использованию Интернета; считается, что сетевые технологии дадут людям информационные услуги высокого качества. И у нас в Дании также полагают, что Интернет оказывает и будет оказывать существенное влияние на наше культурное окружение, производственные технологии и нашу способность удерживать высокий уровень в исследованиях, образовании и бизнесе.

В прошлом году наш социал-демократический премьер-министр провозгласил, что Дания должна стать ведущей страной в мире в области информационно-коммуникационных технологий. Естественно, что новый премьер-министр, представляющий либеральную партию, не может повторить эти слова, но на практике он действует именно так. И это – мудрая политика, поскольку рынок пока не способен обеспечить сеть качественной информацией, за исключением тех издателей, которые поставляют полнотекстовые базы данных в университетские библиотеки по всему миру.

Существенные аспекты новой информационной политики правительства: инфраструктура высокого качества, развитие информационной грамотности, активная позиция государства, которое энергично поддерживает электронный бизнес.

В Дании ряд издателей работает в сфере электронного бизнеса, но по сравнению с печатным – это капля в море. Относительно успешный датский издатель выпускает газету «Политикен» (Politiken) и соответствующий электронный вариант – «Полинфо» (Polinfo). Другие издатели и радиовещательные компании также пытаются идти этим путем.

Один датский издатель передал в сеть энциклопедию, однако новая версия национальной энциклопедии пока не готова к публикации в сети, поскольку перед глазами неудачный опыт Швеции и Норвегии, выставивших для сетевого пользования по индивидуальной подписке относительно недорогие национальные энциклопедии и оказавшихся в проигрыше, который составил несколько миллионов долларов. В такой ситуации лучше вернуться к государственной поддержке, хотя бы для начала.

 

Некоторые выводы

  1. Общая информация от государственных или муниципальных органов или их учреждений, получаемая в результате реализации национальной политики и потребностей пользователей, становится совершенно необходимой в системе национальной поставки информации. Финансирование составляет часть бюджета данного учреждения. Поставщиками высококачественной информации являются государственные учреждения, такие, как библиотеки, музеи и другие учреждения культуры. Оцифровка документов культурного наследия, национальной литературы и важнейших журналов представляет собой высокоприоритетную задачу.

  2. Лицензированная информация в значительной степени оплачивается государственными учреждениями. Все больше и больше компаний будут стремиться также стать поставщиками информации. С точки зрения университетских библиотек цены пока неразумно высоки. Эта модель вполне работоспособна, но в дальнейшем нужно стремиться к более сбалансированному соотношению стоимости и цены.

  3. Поставка информации, оплачиваемой по схеме «плати за просмотр», будет, по моему личному мнению, продолжать развиваться как дополнительный источник. Эта модель может оказаться интересной для библиотек, которые желают предоставлять доступ ко всем релевантным ресурсам, но при этом полностью оплачивать лицензию только на наиболее спрашиваемые материалы.

 

В заключение отмечу, что в малых странах, имеющих небольшие рынки сбыта, будет продолжать доминировать система государственной поддержки поставок электронной информации – просто потому, что на формирование полноценного рынка не хватает покупателей. Такая ситуация может привести к формированию сетей нового типа и новых форм кооперации между издателями, государством и государственными учреждениями (библиотеками). Подобная кооперация, без сомнения, будет необходима, если мы хотим ускорить развитие сетевых ресурсов и превратить их в более реальную, чем сегодня, альтернативу печатным материалам.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России