Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 025:65.011.56

Тэйлор К.

Кинофильм приходит по почте

Перевод статьи: Chris Taylor. The Movie Is in the Mail. – The Time. 2002. № 159. P. 67.

От редакции. Мы познакомим вас с интересным начинанием, имеющим самое непосредственное отношение к перспективам библиотечной работы, что вы сами почувствуете, если внимательно оцените каждый этап используемой технологии обслуживания.

Во-первых, речь идет об онлайновом заказе на один из наиболее современных видов физических носителей информации. Оптический диск DVD расшифровывается как Digital Video Disc (цифровой видеодиск), или Digital Versatile Disc (цифровой надежный диск). Эти диски очень похожи на привычные оптические компакт-диски CD–ROM и могут воспроизводиться точно так же, как CD–ROM, однако имеют во много раз большую емкость и скорость передачи информации. Информации, записанной на одной стороне DVD, хватает на воспроизведение 4-часового видеофильма.

Второй элемент нового бизнеса – платный прокат, или в библиотечной терминологии – абонемент (понятие, очень подходящее для данного случая). Уже сейчас в Российской Федерации выдача аудио- и видеоматериалов на кассетах становится живым направлением работы массовых библиотек.

Третий элемент – продуманная система работы с клиентом, в полной мере учитывающая его вкусы и пристрастия.

В городских публичных библиотеках США на долю абонемента такого рода материалов приходится иногда более половины «книговыдачи».

Вполне можно предположить, что данный практический опыт будет использован и у нас.

Другие компоненты успеха – аккуратная работа американской почты и умная система следования вкусам потребителя.

Журнал «Тайм», где опубликована эта короткая заметка, – широко известное в мире популярное издание; и поэтому не удивляйтесь, пожалуйста, специфическому, немного легковесному стилю изложения.

*  *  *

Мир не содрогнулся, когда год назад некая Бетси Дэйли перестала ходить в кинотеатры на блокбайстеры. Гиганту прокатного бизнеса самое время спросить себя, представляет ли поступок этой 33-летней дамы из Сан Хосе (Калифорния) будущее его корпорации?

Сейчас Бетси Дэйли за 15 долларов в месяц имеет право делать онлайновые заказы на оптические диски DVD. Через день-два после заказа они приходят к ней домой обычной почтой. Она может одновременно держать дома два диска, а если захочет держать три диска, то нужно заплатить еще 5 долларов в месяц. Она возвращает DVD также простой почтой. (Диском можно пользоваться столько, сколько нужно.)

«Мне нравится, что фильм лежит у меня на шкафчике несколько недель и никого это не беспокоит, – говорит Бетси. – Мне порядком надоели все эти покупки билетов в последний момент в кинотеатр, да и цена тоже кусается».

Сервис, которым теперь пользуется г-жа Дэйли, называется Netflix, на него подписались уже 500 тыс. человек, что свидетельствует о бурном росте интереса к DVD и о неудовлетворенности пользователей традиционными моделями проката.

Основателю компании Netflix Риду Гастингсу пришлось в свое время (в 1998 г.) заплатить штраф 40 долларов за просроченный возврат видеофильма «Аполло 13» и, видимо, это навело его на мысль о негативном воздействии понятия просроченный возврат на привязанность покупателя к данному виду услуг. «Если бы я тогда вернул вовремя этот фильм, у нас не было бы таких достижений», – говорит Р. Гастингс.

Ну а сейчас сайт его компании Netflix.com входит в список 10 наиболее посещаемых сайтов электронной торговли, наряду с такими мировыми лидерами, как eBay или Amazon. Каждый день 82 тыс. дисков выкатываются с конвейеров на складах его компании в Лос Гатосе (Калифорния), а также в Бостоне и Лос-Анжелесе. На прошлой неделе г-н Гастингс начал подготовку на торгах акциями компании Netflix, он предполагает получить около 115 млн долларов. И только одна вещь может подпортить праздник г-ну Гастингсу – возможность того, что кинопрокатная группа «Блокбастер» освоит его технологию проката.

В недавнюю пору расцвета онлайновых компаний (сейчас этот период называют dotcom boom, поскольку в Интернет-адресах коммерческих онлайновых предприятий верхний доменный уровень обозначается .com) такого рода прокат DVD уже использовался, например в компании Kozmo.com. Однако эта компания доставляла диски с нарочным, что оказалось и разорительным, и неэффективным. В отличие от Kozmo.com компания Netflix в полной мере пользуется тем, что легкие, плоские и небьющиеся диски несложно отправить по почте, а американская почта действует четко и надежно.

Как отмечает сотрудник и аналитик консультационной компании IDC г-н Джонатан Коу: «Совершенно блестящая идея – упаковать диск в конверт, послать его по адресу и получить обратно в предварительно оплаченном обратном конверте». Действительно, эта технология очень точно использует стремление современного человека не утомлять себя дополнительными поисками или покупками: все готово, все под рукой.

Пока что, в начальный период «раскрутки», компания Netflix убыточна, но в ближайшее время планируется выйти на прибыль порядка 100 млн долларов в год. Сейчас в Америке каждая третья семья имеет в доме DVD-проигрыватель; каждые праздники приносят в дом в качестве подарка еще миллионы проигрывателей. Естественно, что американцам не терпится поскорее вставить диск и посмотреть видеофильм.

Кто смотрит прокатные видеофильмы? Статистика утверждает, что это относительно молодые люди – 18–35 лет, зачастую с детьми; эта же возрастная категория наиболее активна по поиску фильмов через Интернет. В настоящее время более 20 онлайновых компаний занимаются прокатом DVD; компания Netflix имеет преимущество и наиболее популярна из-за своей системы рекомендаций. Вы ранжируете (т. е. как-то оцениваете) тот фильм, который только что просмотрели, и программа автоматически подберет что-нибудь подобное, что может вам понравиться, даже если вы никогда и не слыхали о этом фильме.

Netflix стремится также улучшить свой сервис; пока что покупатели, живущие на восточном побережье США, вдвое дольше ожидают доставку заказанных дисков по сравнению с жителями западных штатов. Поэтому Р. Гастингс планирует сформировать распределительную сеть, чтобы по всей стране обеспечить доставку за один день.

В заключение приведем поэтапный план пользования системой Netflix, в библиотеке которой сейчас имеется 12 тыс. наименований видеофильмов.

  1. На основании просмотра веб-сайта компании вы составляете свой список фильмов, в порядке предпочтения.

  2. Система находит в своей коллекции наименование фильма, соответствующее наиболее высокому рангу в вашем списке и в тот же день отправляет вам DVD по почте.

  3. Вы смотрите видеофильм на диске столько, сколько желаете и затем возвращаете его в предварительно оплаченном конверте, поступившем вместе с диском. Как только компания получит диск, она автоматически найдет и отправит вам следующий фильм из вашего списка.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России