УДК 025:65.011.56
Кожевникова Е.С.
Библиотека и Интернет
Проанализированы результаты исследований «Читатель и Интернет» и «Роль библиотеки в грядущем информационном обществе», проведенных Научной библиотекой Байкальского государственного университета экономики и права в 2003 г. |
В настоящее время в России и за рубежом проводится много исследований по проблемам влияния Интернета на общество. Их результаты освещаются в специальной прессе. Так, комплексный обзор отечественных и зарубежных исследований по теме «Исследования Интернета в психологии» дает А.Е. Войскунский [1]. С фундаментальными Интернет-исследованиями в Рунете за 1999–2002 г. знакомит Фонд «Общественное мнение» (http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2837731). Статистическую информацию об аудитории российского сегмента Интернета представляют компании Spylog.ru (http://www.spylog.ru), RAMBLER (http://rumetrice.rambler.ru), MAIL (http://mail.ru). Международный исследовательский проект VELHAM посвящен изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. Результаты индивидуальных исследований опубликованы в работах А.Е. Войскунского [2–4], Н.В. Чудовой [5], О.Н. Арестовой [6,7], М. Ли, Н. Деринса, В. Фриндте, Т. Келлера и др.
Актуальность темы исследований обусловлена необходимостью осмысления глобальных процессов, которые ныне переживает земная цивилизация. Информационная революция превратила мировое общество в одну огромную Вселенную, насытив человеческий лексикон понятиями мировое знание, мировой разум. Произошел распад старых замкнутых структур и их слияние «в новое, вселенское вместилище, доступное для всех и обязанное своим существованием всем» [8].
Кардинальным развитием сферы услуг информационная революция привнесла в человеческое общество культ сегодняшнего момента, повышение жизненного уровня любой ценой и как результат перечисленного – ослабление моральных норм. Ей же мы обязаны становлением и развитием новой среды обитания, в которой индивиды могут успешно взаимодействовать между собой. С возникновением Интернета информационная среда «воплотилась в реальный образ, сформировала вокруг себя новый иллюзорный мир символов» и стала условно называться «киберпространством» [9].
Экологические пространства Интернета безграничны и удачно описаны А.Е. Войскунским в [2], где Интернет предстает как общедоступная библиотека, настольное издательство, среда обмена электронной почтой, среда асинхронных обсуждений, среда синхронных чатов, среда групповых ролевых игр, среда «метамиров», среда, объединяющая «интерактивное видоизображение вместе с передачей голосовых сообщений». С современной точки зрения Интернет представляет собой семиотическое (знаковое) опосредование действительности, являясь наиболее усовершенствованным инструментом и орудием труда.
Библиотека, в свою очередь, – тоже искусственно созданная среда обитания, хранилище знаний, какими бы символами эти знания ни выражались, включая и сам Интернет. Она создает рынок значимой информации для удовлетворения потребностей общества и отдельных индивидов в информационных продуктах и услугах, организует международный обмен культурными, образовательными и научно-техническими знаниями, формирует системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование этих знаний, участвует в создании единого информационно-коммуникационного пространства.
Научная библиотека Байкальского государственного университета экономики и права (НБ БГУЭП) систематически проводит научные исследования. Их результаты освещаются в прессе (например [10]).
По результатам исследований «Читатель и Интернет» и «Роль библиотеки в грядущем информационном обществе» сделаны выводы о безальтернативности деятельности библиотеки в пространстве вуза, осуществлен анализ работы студентов и аспирантов в киберпространстве и показана ее мотивация.
В качестве инструментов исследований использовались три анкеты (одна открытая и две закрытых), собеседования, интервью в читальных залах НБ БГУЭП. Участие в опросах было добровольным.
Проанализированы ответы 195 студентов и аспирантов в возрасте от 17 до 30 лет. Они посещают библиотеку (данные в процентах к числу опрошенных):
Частота посещений |
Студенты |
Аспиранты |
---|---|---|
Ежедневно |
26 |
12 |
Еженедельно |
60 |
44 |
Ежемесячно |
10 |
36 |
1 раз в семестр |
2 |
8 |
2 раза в год |
2 |
0 |
На вопрос, сохранится ли библиотека в информационном обществе как определенное место в пространстве, утвердительно ответили 77% студентов и 88% аспирантов.
Отношение к библиотекарям: 33% студентов и 60% аспирантов считают библиотекарей «инженерами общества знаний», а 67% студентов и 40% аспирантов – «обслуживающим персоналом».
30% студентов и 24% аспирантов полагают, что компьютер в информационном обществе сможет полностью заменить библиотекаря; 47% студентов и 52% аспирантов убеждены в том, что «железки» лишь частично его заменят; 21% студентов и 24% аспирантов отрицательно ответили на этот вопрос; 2% студентов затрудняются с ответом.
Время работы наших респондентов в киберпространстве в среднем составляет два-три часа при каждом посещении. Частота посещений (в процентах к общему числу опрошенных):
ежедневно – 18,
4 раза в неделю – 30,
еженедельно – 23,
1 раз в месяц – 28.
В основе работы студентов и аспирантов БГУЭП в Интернете лежат следующие виды мотивов (в процентах к общему числу опрошенных):
познавательные – 94,
коммуникативные – 70,
игровые – 27,
деловые – 12,
самореализации – 3.
Выделенные виды мотивов представляют собой некоторые составляющие мотивационной направленности читателей в Интернете: познавательную, развивающую, коммуникативную, продуктивную и коммерческую.
Ниже приведены виды деятельности, в которых наши респонденты реализуют содержательную направленность своих интересов (в процентах к числу опрошенных).
Виды деятельности |
Студенты |
Аспиранты |
---|---|---|
Электронный бизнес |
– |
12 |
Поиск высокооплачиваемой работы |
– |
4 |
Оформление документов на участие в грантовых конкурсах |
4 |
– |
Выполнение сложных справок |
28 |
30 |
Изучение иностранных языков |
12 |
11 |
Пользование электронной библиотекой |
28 |
32 |
Комплектование домашней библиотеки |
36 |
14 |
Тиражирование книг из бесплатных библиотек |
16 |
2 |
Получение почтовых рассылок |
32 |
23 |
Личная переписка |
70 |
30 |
Введение домашней странички в Интернете |
4 |
– |
Издание своих произведений в Интернете |
2 |
– |
Работая в Интернете, рассчитывают повысить: материальный достаток – 16% студентов и 2% аспирантов; профессиональный уровень – 65% студентов и 69% аспирантов; должностной статус – 10% студентов; уважение коллег – 5% студентов и 2% аспирантов. Не возлагают больших надежд на виртуальную среду 4% студентов и 17% аспирантов.
На вопрос, какие дополнительные виды деятельности удалось освоить с помощью Интернета, получены ответы: библиотекаря – 3% аспирантов; рекламного агента – 4% студентов; менеджера – 4% студентов и 1% аспирантов; веб-дизайнера, программиста – 13% студентов и 2% аспирантов; литератора – 2% студентов.
Таким образом, Интернет как среда свободного общения, познания и игры реализует различные личные интересы пользователей несколькими видами деятельности в киберпространстве. Первая – размещение домашних страничек в Интернете с возможностями общения на уровне автокоммуникаций и дискуссий. Вторая – участие в Интернет-конференциях, форумах. Третья – деловая и личная переписка. Четвертая – обучение в виртуальных образовательных учреждениях; изучение иностранных языков, методов техники скорочтения, техники печати; самиздат и т.д.
Кроме автокоммуникации и дискуссионной коммуникации, по мнению Н.В. Чудовой [5], в Интернет-среде присутствуют коммуникации псевдонимов и анонимности. Они позволяют воспринимать «жителя Интернета» как личность Интернет-сообщества, стирая уровни общения по расовому, языковому, социальному, религиозному и другим принципам. «Граница личности есть граница семиотическая», – писал Ю.М. Лотман [11].
В условиях оперирования гипертекстовыми структурами далеко не каждый читатель «выходит» из виртуальной среды, испытывая положительные эмоции от общения с нею. На вопрос, удовлетворены ли Вы полнотой выполнения справок в Интернете, 72% респондентов ответили отрицательно. По поводу удовлетворения читательских запросов в НБ БГУЭП отрицательных ответов немного – всего 7% от общего числа опрошенных студентов.
Не могут осуществить гипертекстовый поиск в Интернете по причинам: многочисленности сайтов – 12%, частоповторяющихся сайтов – 44%, непредсказуемого отклика на запрос – 44% от общего количества респондентов.
Эти цифры говорят о недостаточном знании и опыте работы читателей в виртуальной среде, о необходимости усовершенствования протоколов для обращения более чем к 5 млн. веб-сайтов, о полезности присутствия библиографа Интернет-ресурсов в Интернет-классах. Есть необходимость увеличить количество часов на проведение ББЗ по теме «Интернет-ресурсы электронных библиотек», дополнить страничку в Интернете некоторыми адресами сайтов бесплатных электронных библиотек по основным дисциплинам вуза, «оживить» эту страничку онлайновой справкой «Спросите специалиста».
На территории Иркутской области вузовские библиотеки не объединены в корпорацию. Геополитически наши читатели оказались отрезанными от мира. Только Интернет побеждает чувство одиночества и открывает для читателей новые горизонты общения, деятельности, самореализации, а для библиотеки – колоссальнейшие фонды знаний, орудие для их извлечения, воспроизведения, производства и дифференцированного распределения между читателями.
Список литературы
Войскунский А.
Исследования Интернета в психологии [Электронный
ресурс] / А. Войскунский //
http://pubs.carnegie.ru/boks/2002/08_bis/10.asp.
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета / А.Е. Войскунский // Вопр. философии. 2001. № 11. С. 64–79.
Войскунский А.Е.
Психологические аспекты деятельности
человека в Интернет-среде [Электронный
ресурс]/ А.Е. Войскунский//
http://psychology.ru/internet/ecology/01.stm.
Войскунский А.Е.
Психологические исследования феномена
Интернет-аддикции [Электронный ресурс]/ А.Е.
Войскунский//
http://psychology.ru/internet/ecology/04.stm.
Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета»/ Н.В. Чудова// Психолог. журнал. 2002. Т.23, № 1.
Арестова О.Н. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства/ Арестова О.Н., Пахомов И.А. //Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 112–123.
Арестова О.Н. и
др. Психологическое исследование мотивации
пользователей Интернета [Электронный
ресурс]/ Арестова О.Н., Бабанин Л.Н.,
Войскунский А.Е.//
http://psychology.ru/internet/ecology/02.stm.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ./ Д. Белл; Под ред. В.Л. Иноземцева. М: Academia, 1999. 956 c.
Колин К.К. Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества/ К.К. Колин// Библиотековедение. 2002. № 3. С. 48–57.
Кожевникова Е.С. Читатель вузовской библиотеки в грядущем цифровом обществе: Социально-психологические последствия информатизации библиотек/ Е.С. Кожевникова// Науч. и техн. б-ки. 2002. № 12. С. 46–50.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров/ Ю. Лотман. М., 1996.