УДК 025:65.011.56

Демпси К.

Глядя в будущее

Перевод статьи из газеты «Мировой обзор информации» (Kathy Dempsey. Looking to the future. – Information WorldReview. The newspaper for the information industry. Issue 186. Dec. 2002. P. 24).

За прошлый год в библиотечно-информационной сфере США произошло много интересных перемен в технологии, политике и экономике.

В области технологических продвижений больше всего разговоров ведется относительно:

персональных цифровых помощников – personal digital assistant (PDA) – по сути это очень компактный, размером с ладонь, но довольно мощный компьютер (в нашем сборнике уже была короткая заметка об этих устройствах – см.: Науч. и техн. б-ки. 2002, № 9. С. 69. – Ред.);

службы персональных контактов библиотекаря с пользователем, зашедшим на веб-сайт библиотеки за справкой (chat reference); иногда такие контакты удается осуществлять в интерактивном режиме реального времени; иногда посетитель оставляет вопрос или предложение, а кто-то из библиотекарей лично (в этом вся соль!) дает ему ответ.

Сейчас многие американские библиотеки заняты изучением того, каким образом можно встроить PDA в систему библиотечного обслуживания; а поставщики библиотечных систем автоматизации берутся построить новую конфигурацию каталога библиотеки, выставленного в сеть, под использование ее непосредственно с PDA. Это позволит клиентам работать с сетевыми библиотечными продуктами в удобном для них режиме, а библиотекам «идти в ногу» с грядущими технологическими переменами.

Широко обсуждается вопрос, не пора ли и самим библиотекарям применять PDA, а также давать их в пользование посетителям библиотеки – так, как это делается с аудио- и видеокассетами, а сейчас и с персональными компьютерами, и с электронными книгами. Нужно ли создавать в библиотеках по крайней мере узлы подключения PDA к библиотечной автоматизированной системе, чтобы пойти навстречу пожеланиям молодых посетителей библиотеки?

Множится число статей о PDA, и лидерами  в освоении новой технологии, по-видимому, будут медицинские библиотеки. Действительно, практикующему врачу особенно удобно иметь возможность обратиться за советом к тщательно составленной и отформатированной под использование с PDA базе данных прямо на рабочем месте, у постели больного или в лаборатории. Мгновенная консультация, ответ на возникшие вопросы в нужном месте и в нужное время – это дорогого стоит.

Большинство специалистов по информационному обслуживанию хотели бы знать компании, работающие для PDA. Вот некоторые из них:

По мере повышения влияния компьютеров на нашу жизнь введение службы персональных контактов библиотекаря с пользователем (chat reference) помогает сближению людей. На домашних страницах веб-сайтов многих американских библиотек имеется специальный значок (иконка), дающий возможность мгновенно организовать собеседование с библиотекарем. В некоторых учреждениях эта услуга оказывается самостоятельно; иногда формируются коллективные службы, в которых намного проще обеспечить круглосуточное дежурство без перерывов и выходных.

Программное обеспечение для службы персональных контактов библиотекаря с пользователем поставляет компания LSSI (www.lssi.com/virtual); можно обратиться также в компанию Digi-Net (http://elibrarian.digi-net.com).

Еще одна технологическая новинка, быстро завоевывающая сердца библиотекарей – радиочастотная идентификация – Radio Frequence Identification (RFID), которая сможет революционным образом изменить отслеживание пути книги. (На ИФЛА–2003 состоялось специальное заседание – “Information Technology”, посвященное RFID; материал о нем будет опубликован в одном из первых номеров сборника за 2004 г. – Ред.)

Ярлычок RFID по сути очень похож на штрих-кодовую наклейку, он содержит всю необходимую библиографическую информацию, но, кроме того, и любую другую, а также служит как контрольная вклейка безопасности, предохраняющая от кражи изданий (говорящая ленточка).

Заметим, что при работе с RFID вовсе не нужно подходить вплотную к считывателю штрих-кодов (сканеру). Сигнал с RFID может приниматься стационарным устройством (или переносным приемником) на большом расстоянии. Это создает огромные удобства при сдаче книги методом самообслуживания, расстановке на полку или снятии с полки – книга сама подсказывает библиотекарю, где именно она находится.

Легко понять, что заменить все штрих-коды на новые ярлычки – это колоссальный труд при работе с библиотечным фондом объемом в 10 тыс. или 100 тыс. документов. Пока что и стоимость одного ярлычка непомерно велика (примерно 1 доллар), но сейчас цена быстро падает.

Я лично верю в то, что эти могучие системы составят будущее всей библиотечной автоматизации, обслуживания и контроля пути книги.

Разрабатывают и поставляют системы RFID такие компании, как Checkpoint System (www.checkpointsystem.com), 3M (www.3m.com/library), Bibliotheca (www.bibliotheca-rfid.com/uk), VTLS (www.vtis.com/products).

 

Если говорить о политических переменах, то большие опасения вызывает принятый в США закон «Патриот». (В данном случае «Патриот» – это подходящий по смыслу и отвечающий целям законодателей акроним полного английского названия закона: Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (PATRIOT) – «Обеспечение соответствующих инструментов, необходимых для перехвата и воспрепятствования терроризму».) Введенный в действие вскоре после 11 сентября 2001 г. закон дает правоохранительным органам существенно расширенные права и возможности для сбора информации о подозреваемых, в том числе и право просматривать библиотечные записи о том, что читал подозреваемый.

Как вы можете легко догадаться, библиотекари быстро распознали в таких действиях нарушение права на частную жизнь. И тем не менее теперь библиотеки должны быть готовы к тому, что представители федеральных органов власти придут и запросят персональную информацию о читателях. Для библиотекарей, в течение долгого времени исповедовавших идеалы личной свободы, это отнюдь не желанное развитие событий.

Если у вас есть потребность, вы можете подробнее ознакомиться с материалами по данной проблеме на сайте Вашингтонского офиса Американской библиотечной ассоциации (www.ala.org/washoff/privacy.html).

Снижение темпов роста американской и мировой экономики затронуло и нашу отрасль. Даже после того как ко второй половине 2002 г. страсти распродаж, слияний и поглощений, а также закрытия предприятий улеглись, руководство компаний все еще очень осторожно подходит к расходованию денег. Стенды на торговых выставках (и подарки, там раздаваемые) стали намного скромнее, меньше денег тратится на печатную рекламу и т.п.

В таком умеренном экономическом климате совершенно неожиданно два гиганта информационной индустрии – EBSCO и LexisNexis развернули широкомасштабную кампанию публичной рекламы своих услуг, в том числе и на мелких местных радиостанциях. Так что, быть может, ожидается расширение рынка информационных услуг!

Возможно, в ближайшее, время появятся новости относительно использования систем искусственного интеллекта на библиотечных веб-сайтах, станет больше открытых источников в сети и нас ожидают изменения и дальнейшее развитие библиотечных систем автоматизации. Посмотрим. А пока оставайтесь с нами!