Пилко И.С.
Кемеровская государственная
академия культуры и искусств
Технологизация как тенденция
развития
библиотечного образования
Глобальная тенденция превращения постиндустриального общества в информационное, в котором "информация, информационные технологии и услуги, область знаний и их базовые отрасли – телекоммуникации, компьютерные науки и технологии... – растут более быстрыми темпами и начинают доминировать в экономике" [1, c. 85], в недавнем прошлом выглядела как долгосрочный научный прогноз. Сегодня она проявляется в обществах, находящихся на различных этапах цивилизационного развития, во всех сферах человеческий деятельности, включая образование. Формируется инновационная парадигма образования, ориентированная не на прошлое (консерватизм), а на будущее (футуризм) человеческой цивилизации, также меняющей свою парадигму (модель) развития [2].
На пути своего реформирования образование вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли. Суть технологизации общего и специального образования выражается ее основными направлениями:
Технологизация обеспечивает обновление содержания образования за счет перехода от созерцательного уровня к деятельностному, от эмпирического к концептуальному, от тематического к проблемному.
Библиотечное сообщество осознает значимость подобной реформации. Характеризуя перспективы развития библиотечного образования, ведущие специалисты (практические и педагогические работники) говорят о необходимости насыщения его технологическим знанием: консерватизм преподавания проявляется прежде всего в неосвоении новой информационной технологии [4]; пренебрежение вопросами технологии приводит к определенной дискредитации библиотечной науки и библиотечного образования [5]; овладение информационными технологиями должно занять ключевое место в подготовке современного библиотекаря-библиографа [6].
Технологизация непрерывного библиотечного образования ориентирована на формирование профессиональной компетентности специалиста, которая определяется профессиональной педагогикой как углубленное знание предмета или освоенное умение, состояние адекватного выполнения задачи. Включая в себя содержательный и процессуальный компоненты, компетентность является выражением дидактической триады знания – умения – навыки. Ее характеризуют атрибутивные свойства, принципиальные для диагностики технологической подготовки специалиста: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления.
Основная дидактическая идея технологизации библиотечного образования заключается в формировании технологического менталитета будущего специалиста. Она не сводится к насыщению учебных дисциплин перспективными информационными технологиями. Современная библиотека представляет собой полифункциональное учреждение. Реализацию ее информационной, культурной, образовательной и иных функций следует связывать с удовлетворением запросов пользователей путем предоставления информационных продуктов и услуг необходимого ассортимента, качества и количества. Это требует от библиотечного персонала профессионального владения информационными, образовательными, досуговыми, коммуникативными, управленческими технологиями. Этому требованию логично подчинить структуру и содержание профессионального обучения. В то же время определяющая профессиональную компетентность выпускника установка на освоение актуального для общества ассортимента информационных продуктов и услуг на базе современных информационных технологий должна быть подкреплена полученными в вузе знаниями и практическими умениями.
Характеризуемая концепция ориентирована на преодоление сложившегося стереотипа библиотечного сознания: "технология есть совокупность процессов и операций", перенос акцента в технологическом обучении библиотечных специалистов на конечный результат – информационные продукты и услуги с определенными потребительскими свойствами и заданными показателями качества, на формирование установки: гарантией требуемого результата является квалифицированный выбор ресурсной базы и обеспечивающих средств, наличие адекватных задачам методов, точное соблюдение технологических предписаний, грамотное распределение функциональных обязанностей.
Дидактический потенциал технологического подхода к библиотечной (и иной) деятельности определяется самой природой технологического знания: его системностью, алгоритмическим характером, нормализующим значением, нацеленностью на воспроизводимый результат. Основные компоненты библиотечной технологии: документная информация и запросы (информационные потребности) пользователей; библиотечный персонал; библиотечные производственные и технологические процессы; зафиксированные в регламентирующих документах нормы, требования и рекомендации по их осуществлению; ресурсы и средства производства, информационные продукты и услуги, организационно-функциональная структура библиотеки как технологической системы могут служить основанием структурирования учебного материала в курсах профессиональной подготовки библиотечных специалистов.
Компонентную структуру библиотечной (информационной) технологии можно рассматривать в качестве объективной основы определения объема и дозирования содержания образовательных программ по уровням профессионализации (начальное – допрофессиональное, профессиональное обучение, повышение квалификации).
Концепция технологизации непрерывного библиотечного образования последовательно реализуется на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств (ФИТ КемГАКИ) с середины 1980-х гг. Ее обоснование и освоение потребовало от коллективов выпускающих кафедр – технологии документальных коммуникаций (ТДК) и технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ) – большой исследовательской, экспериментальной и педагогической работы по следующим направлениям:
формирование основных дидактических идей и принципов, целевых установок и ориентации обучения;
определение объема и содержания образования (знаний – умений – навыков, дифференцированных по уровням обучения);
выбор методов, средств и организационных форм обучения, способов управления образовательным процессом;
программно-методическое обеспечение учебного процесса;
разработка диагностического инструментария (содержания и форм входного, рубежного и итогового контроля).
Результаты этой работы нашли выражение в номенклатуре специализаций по специальности 05.27.00 – "Библиотековедение и библиография" (технология автоматизированных библиотечных систем, технология информационного обеспечения, технология формирования и эксплуатации информационных ресурсов, технология формирования информационной культуры и др.), в квалификационных характеристиках выпускников и учебных планах факультета, в оригинальных учебных программах, методических рекомендациях, учебных пособиях, компьютерных тестах, тестовых заданиях и другой учебно-методической документации.
На Всероссийском научно-практическом семинаре "Концептуальные основы разработки нового поколения библиотечных стандартов" (Кемерово, февраль 2002 г.) факультет представил проекты государственных образовательных стандартов высшего библиотечного образования (ГОС ВБО) по трем квалификациям. Одна из них – "библиотекарь-технолог" – так, по мнению разработчика (кафедры ТДК), может именоваться квалификация "классического библиотекаря" в современном звучании.
Отличительные особенности предложенного проекта ГОС ВБО:
основные дидактические единицы стандарта определены на основе результатов контент-анализа репрезентативного массива актуальных регламентов библиотечно-информационной деятельности (международных и государственных правовых актов, стандартов, нормативных документов, рекомендаций ИФЛА, РБА и других профессиональных объединений), публикаций в специальной печати (материалов научных конференции, сборников, журнальных статей), отражающих современное состояние и тенденции развития библиотечного дела в России и за рубежом;
номенклатура учебных дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки определена на основе частотного анализа более 7 тыс. лексических единиц, описывающих предметное поле библиотечной профессии, и их группировки в соответствии с компонентной структурой библиотечной технологии;
базовые компоненты библиотечной технологии отражены в номенклатуре каждого из трех циклов дисциплин: общепрофессионального (ОПД), дисциплин квалификации (ДК), дисциплин специализации (ДС). Каждый "нижележащий" уровень (ОПД – ДК – ДС) конкретизирует знания, полученные в курсах предыдущего уровня, делает его более прикладным, расширяет арсенал подлежащих практическому освоению методов деятельности, формирует конкретные профессиональные умения;
требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки специалиста разделены на три группы – выпускник должен: 1) иметь представление, 2) знать, 3) уметь. Каждому "представлению", "знанию", "умению" поставлены в соответствие учебные дисциплины различных циклов (ОПД, ДК и ДС), ответственные за их формирование. Эти соответствия зафиксированы в проекте.
Интенсивная и продуктивная работа над проектом ГОС ВБО позволила факультету информационных технологий определить долговременную стратегию развития научной и педагогической деятельности, перспективы дальнейшего совершенствования учебных планов и программ обучения.
Многолетний опыт ФИТ КемГАКИ по реализации технологической концепции на всех уровнях непрерывного библиотечного образования со всей очевидностью свидетельствует о ее содержательной состоятельности и выявляет актуальную дидактическую задачу – поиск адекватной технологии обучения.
В профессиональной педагогике в качестве таковой востребована гибкая технология проблемно-модульного обучения [7]. Ее структурная, содержательная и дидактическая гибкость обеспечивается за счет реализации базовых принципов: системного квантования учебной информации, проблемности, модульности, мотивации, когнитивной визуализации, опоры на ошибки, экономии учебного времени.
Помимо принципиальных оснований, специфику технологии проблемно-модульного обучения определяют:
модульная организация учебного материала, обеспечивающая диагностическое целеобразование, экономичность, управляемость образовательного процесса;
рейтинговый контроль и оценка знаний и умений, позволяющие дифференцировать систему требований к уровням профессиональной компетентности, выделить уровни минимальной, оптимальной и максимальной компетентности будущего специалиста;
гибкая технология обучения, базирующаяся на сочетании методов, средств и форм проектирования и организации учебной деятельности, диагностики и контроля знаний и умений.
Все сказанное свидетельствует в пользу признания технологического подхода к библиотеке как перспективной методологии научного осмысления и дидактического воспроизведения библиотечной деятельности. Его востребованность в качестве концептуальной основы стандартизации многоуровневого библиотечного образования является наглядным проявлением технологизации библиотечной практики и профессионального образования.
Список литературы
Шрайберг Я.Л. Роль библиотек в преобразовании гражданского общества в информационное // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 4. С. 83-92.
Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ, Сер. 1. 1997. № 2. С. 3-11.
Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школ. технологии. 2000. № 1. С. 15-36.
Моргенштерн И.Г. Подготовка кадров: нужна модернизация // Библиография. 1998. № 1. С. 11-15.
Берестова Т.Ф. Руководствуясь здравым смыслом: Новые стандарты системы образования // Библиотека. 1999. № 7. С. 10-14.
Мазурицкий А.М. Какие специалисты нужны библиотекам // Там же. 1998. № 1. С. 52-53.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. М.: Нар. образование, 1996. 157 с.