От редакции. Данная публикация – это запись выступления Дерка Хаанка (Derk Haank), исполнительного директора компании "Эльзевир" (Elsevier), на специальном мероприятии "Новости бизнеса".

Д. Хаанк – экономист по образованию, преподавал в Свободном университете (г. Амстердам); в компании "Эльзевир" работает с 1986 г.

УДК 004.91

Хаанк Д.

Будущее электронных публикаций

Кризис модели печатных журналов

К середине 1990-х гг. стало ясно, что традиционная технология производства и распространения периодических научных изданий начинает "пробуксовывать", испытывает сложности. Эта технология в принципе очень хорошая, надежная, отработанная: ей около 200 лет и сердцем ее является научное рецензирование. Однако с задачами доставки документа она уже не справляется: слишком широк ассортимент издаваемой литературы, разнообразны интересы пользователей, очень велика стоимость подписки (рост стоимости подписки – не менее 8% в год).

Бремя платежей за подписку на дорогие научные журналы распределено несправедливо: 2-3 библиотеки крупных университетов платят за всех, а другие библиотеки или потребители не могут себе позволить подписку и поэтому пользуются копированием, системой доставки документов или межбиблиотечным абонементом.

Причем эта проблема "порочного круга" – узел самопроизвольно затягивается все туже: чем дороже издание, тем меньше подписчиков, а значит, подписавшимся приходится платить за всех. Ясно, что нужны кардинальные изменения: экономически разумной является модель, когда многочисленные покупатели платят понемногу, а не наоборот.

 

Электронные публикации

Компания "Эльзевир" начала исследования новой технологии в 1986 г., и сейчас мы твердо знаем, как развивать электронные публикации. Конечно, для библиотекарей наступает время тревог и сомнений (кому-то придется переучиваться, переквалифицироваться).

Электронные публикации с точки зрения бизнесмена определяются как часть новой экономики с ее типичными характеристиками:

  1. Требуются большие начальные капиталовложения на создание инфраструктуры; при этом эксплуатационные расходы на создание продукта и на его доставку пользователю окажутся невысокими.

  2. Имеется возможность создавать связи между документами и осуществлять многоаспектный поиск.

Эти характеристики отлично вписываются в новую модель бизнеса, появившуюся с развитием информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее при широком внедрении электронных технологий должны быть решены некоторые важные проблемы.

Проблемы видимости и доступа (так Д. Хаанк назвал возможность найти информацию и получить документ. – Ред.) состоят в том, что каждый пользователь должен иметь информацию о новых публикациях, а также круглосуточный ежедневный доступ к информации с тем, чтобы поднять роль и значимость работы с литературой при проведении научных исследований.

Потенциальная опасность может быть в том, что целое поколение Интернет-пользователей увлечено упрощенной идеологией поиска, используемой, например, в популярной системе Гугл.

Системы "Эльзевир" – Scirus и Science Direct – по мнению пользователей, по всем параметрам (кроме стоимости) опережают разработки других компаний и открывают широкий мир для исследователя. На основе Science Direct можно вводить новые функциональные возможности и создавать содержание нового типа.

В распоряжении компании "Эльзевир" в настоящее время имеется 30 млн реферативных записей; 2,5 млн статей, предоставляемых системой Science Direct; 4 млн ретрозаписей (backfiles).

Между 2002 и 2004 гг. число статей, доступных в электронном формате, увеличится в 4 раза за счет создания оцифрованных версий ретроспективных выпусков журналов и публикации справочных материалов.

Проблемы архивации. Прежде всего следует заниматься миграцией очень серьезно, с профессиональных позиций и проводить перезапись электронного материала как можно скорее, не дожидаясь полной смены технологий.

Помимо решения чисто технологических вопросов, нужно не упускать из вида организационные, а быть может, и психологические проблемы. Библиотекарям, авторам и издателям нужны гарантии в том, что, если со временем будет осуществлен переход на исключительно электронный формат (e-only), никаких пропаж или исчезновения столь легкорастворимого материала, как электронные публикации, не произойдет. Должны быть предоставлены убедительные гарантии, что с материалами ничего дурного не случится, и они не исчезнут при любом развитии событий в долговременной перспективе.

Решением этой проблемы могут стать долгосрочные лицензионные соглашения о партнерском сотрудничестве.

В компании "Эльзевир" с 1999 г. в лицензионных контрактах на предоставление доступа к системе Science Direct оговариваются условия архивации и доступа к архивным материалам. Мы поддерживаем электронные архивы всех журналов, которые предоставляются пользователям в системе Science Direct; специально оговаривается возможность конверсии файлов, обусловленной изменениями технологии. Мы берем на себя обязательство в случае прекращения деятельности компании "Эльзевир" передавать архивы только по взаимному согласованию с покупателями.

Национальная и Королевская библиотека Нидерландов и "Эльзевир" подписали историческое соглашение, касающееся обеспечения долгосрочного хранения и сохранности материалов.

 

Расширение рыночного сегмента

"Эльзевир" твердо рассчитывает на увеличение рыночного сегмента. Для этого осуществляется дифференцированная ценовая политика (с учетом числа пользователей в больших или малых организациях-партнерах). Кстати, сами библиотекари уже перешли к системам дифференцирования оплаты при работе в составе консорциумов.

Чисто электронные публикации (e-only) сейчас используют около 10% клиентов "Эльзевир". В ближайшие 3–4 года мы предполагаем, что их количество увеличится до 40–50%. Конечно, при этом никто не станет покушаться на существующие печатные формы; поставка новых печатных изданий будет продолжаться, пока на них имеется рыночный спрос. Так что горделивое выражение e-only касается, скорее, увеличения доли электронных публикаций в общей системе библиотечных фондов.

Расширение контингента пользователей предполагается осуществить за счет улучшения качества предлагаемой продукции (обогащение содержания, дополнительные функциональные возможности и т.п.).

Сейчас мы работаем в основном с большими библиотеками и наши пользователи – это преимущественно научные работники, которым поставляемый материал нужен для исследований. В ближайшем будущем мы намерены максимально расширить работу и с малыми библиотеками, поставлять существенно больше электронных изданий, необходимых для обучения или повышения квалификации пользователей.