Кириллова О.В., Цветкова В.А.
ВИНИТИ, Москва

Развитие системы доставки документов
в информационном центре

Система доставки документов (СДД) информационного центра федерального уровня имеет свои особенности, отличающие ее от систем межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД) в библиотеках, а также от систем ЭДД информационных органов других уровней и типов.

Основное отличие СДД ВИНИТИ заключается в том, что сама система создается как неотъемлемое звено в полном цикле информационного обеспечения, имеющее задачей предоставление копий первоисточников на основе вторичной информации, заключенной в реферативном журнале и базах данных ВИНИТИ. Причем в данном случае задача предоставления копии выходит за рамки фонда научно-технической литературы, имеющегося в ВИНИТИ, так как существующая в ВИНИТИ технология подготовки информационных продуктов предусматривает широкое использование первоисточников, поступающих в ВИНИТИ на короткий период с целью отражения в реферативном журнале и базах данных и хранящихся в других традиционных, электронных библиотеках и информационных органах.

Пользователю, осуществляющему поиск по базам данных в режиме онлайн, предоставляется возможность заказать копию любого первоисточника, кроме патентных документов, в службе доставки документов Центра научно-информационного обслуживания ВИНИТИ. Задача СДД – обеспечить пользователя копией первоисточника, отраженного в реферативном журнале или базах данных. Для этого в настоящее время создается распределенная система доставки документов на основе координации и кооперации с библиотеками и информационными органами, предоставляющими свою литературу (в основном иностранные периодические издания) во входной поток ВИНИТИ для технологических целей подготовки информационных продуктов.

В то же время СДД ВИНИТИ представляет собой информационную структуру, воспринимающую все возможные каналы поступления запросов в систему, в том числе и не связанные непосредственно с подготавливаемыми ВИНИТИ информационными продуктами.

Имея фонд научно-технической литературы (НТЛ), который не находит стопроцентного отражения в информационных продуктах (ИП) в связи с существующим выборочным подходом к отбору материалов для ИП, ВИНИТИ в последние годы целенаправленно расширил работы по организации, хранению и многостороннему использованию своего фонда. С целью предоставления пользователям наиболее полной информации об имеющемся фонде и оптимизации его использования подготовлен Электронный каталог журналов, который размещен на сайте ВИНИТИ и через который может быть осуществлен заказ первоисточников пользователями – абонентами СДД ВИНИТИ.

В настоящее время в стадии подготовки для размещения в Интернете находится весь информационный массив, отражающий содержание монографии в фонде НТЛ ВИНИТИ. Существующая в ВИНИТИ автоматизированная система комплектования, учета и регистрации входного потока документов (АС «Вход») с комплексом информационных массивов, программных и лингвистических средств, обеспечивающих ее работу, позволяет широко ее использовать для решения технологических и пользовательских задач.

Таким образом, развитие информационных ресурсов СДД ВИНИТИ, включаемых в систему для выполнения заказов пользователей, предусматривает использование:

Еще одной особенностью СДД ВИНИТИ является то, что система объединяет в себе все формы предоставления первоисточников, не разделяя по параллельным технологиям и организационным структурам традиционное и электронное копирование и используя единую систему расчетов на все формы копий первоисточников для одного пользователя – абонента системы.

Опыт работы СДД ВИНИТИ показывает, что наиболее рациональным и эффективным является комплексное использование технических средств копирования, сканирования и распечатки документов, позволяющее создавать для пользователей наиболее комфортные условия, при которых пользователь – абонент системы имеет возможность сделать выбор форм и каналов предоставления копий по конкретным заказам, варьируя их в зависимости от его личных интересов и расчетов.

Таким образом создается интегрированная информационная среда, обеспечивающая предоставление копий документов, в которой циркулируют:

СДД ВИНИТИ не предусматривает выдачу литературы из своего фонда по МБА. Исключение составляют большие библиотеки, такие, как БЕН РАН и ГПНТБ России, находящиеся в Москве, не использующие регулярную почту и гарантирующие оперативный возврат (как и ВИНИТИ).

Отсутствие в ВИНИТИ развитого МБА для библиотек страны связано с тем, что при отсутствии дублирования изданий в фонде и при организации массового оперативного обслуживания копиями первоисточников недопустимо выдавать литературу из фонда на длительное время и подвергать издания опасности быть утраченными. В то же время МБА – единственная форма обслуживания, предусматривающая выдачу оригинала без видимого нарушения авторского права, которое должно соблюдаться при копировании (копирование может осуществить сам пользователь, получив издание, но библиотека-владелец об этом не узнает).

Если системы доставки документов, которые создаются на базе информационных центров, предусматривают только копирование в традиционной или электронной формах, то в библиотеках более целесообразно вести комплексное обслуживание, включающее все три составляющие удаленного обслуживания первоисточниками – МБА, традиционное копирование, сканирование и электронную доставку документов.

Существующая ситуация, разделяющая участки обслуживания на МБА (с традиционным копированием) и электронную доставку документов, ведет к раздробленности систем, имеющих одни и те же задачи с разными технологиями их выполнения и технической базой. Основная отрицательная черта такого положения в том, что библиотека – фондодержатель и исполнитель заказа – ставит пользователя перед необходимостью искусственного выбора заказа только бумажной или только электронной копии в зависимости от того, с какой из систем он работает и абонентом какой из систем является. В противном случае ему необходимо регистрироваться и оплачивать работы той и другой системы. Возникают конфликтные ситуации и в коллективах библиотек, объясняемые отсутствием взаимопонимания между библиотекарями, занимающимися МБА, и специалистами, осуществляющими электронную доставку документов.

Создаваемые корпоративные библиотечные системы и системы корпоративной каталогизации также в основном не предусматривают выбора форм предоставления копий, сводя их только к заказу копий в электронном виде. Безусловно, современные технологии и хорошее оснащение библиотек в последние годы расширяют возможности предоставления информационных услуг в электронном виде, однако экономическая ситуация, часто ограничивающая платежеспособность пользователей, недостаточный уровень технической и телекоммуникационной оснащенности библиотек и рабочих мест пользователей в регионах, недостаточная подготовленность пользователей к восприятию и овладению новыми технологиями не дают им в полной мере воспользоваться электронными услугами.

По-видимому, МБА должен рассматриваться сегодня как часть всей системы доставки документов библиотеки. Опыт, накопленный за многие годы работы МБА, должен быть использован при развитии СДД и ее наиболее современной части – ЭДД.

Надо признать, что сегодня только МБА работает в полном соответствии с законодательством. Все остальные службы СДД в той или иной мере нарушают закон. Но потребитель хочет иметь информацию и не хочет погружаться в законодательную «кухню», запрещающую копировать интересующие его книги и журналы. Подобные противоречия требуют разрешения на законодательном уровне с учетом интересов всех участников процесса: авторов – издателей – библиотек – пользователей (читателей).

Действительно, для пользователей удобна единая СДД, он не должен думать, в какое подразделение библиотеки или информационного центра направлять свой запрос. Внутренняя структура СДД должна обеспечивать предоставление материалов с использованием технологий традиционного МБА, обслуживания твердыми (бумаж­ными) копиями и электронной доставки документов.

Техническое переоснащение, организационное решение проблемы интеграции технологий по предоставлению копий первоисточников в различных формах и по различным каналам, а также повышение квалификации библиотечных работников, осуществляющих обслуживание по МБА, позволят централизовать в библиотеках работу по выполнению копий во всех видах и создать всем пользователям, как коллективным, так и индивидуальным, более благоприятные условия.

Представляется, что в настоящее время необходима глубокая идеологическая проработка организации доставки документов в информационных центрах и библиотеках, что, возможно, потребует более тщательной разработки методических, технологических и организационных основ комплексного использования всех существующих способов и форм доставки документов.