Гусева В.Н.
ГПНТБ России

Формирование фонда деловой литературы
на основе анализа читательского спроса

Кабинет деловой информации (КДИ) – структурное подразделение ГПНТБ России. Решение о его создании принято в 1992 г.; тогда же началось и формирование фонда в соответствии с задачами, поставленными перед КДИ – обеспечение специалистов экономической, коммерческой и финансовой информацией, без овладения которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность.

В начале существования КДИ упор делался в основном на товарно-фирменные и адресные справочники (как традиционные, так и электронные); со временем тематика комплектования слегка видоизменялась в соответствии со спросом читателей.

К 2002 г. фонд КДИ насчитывал около 32 тыс. документов.

Значительное место в КДИ отводится адресно-справочным изданиям и базам данных, из которых можно получить справку о производителе конкретного продукта или услуги, найти его адрес и телефон, выяснить номенклатуру и объем производимой продукции.

Достоверную и полную адресную информацию можно также получить из изданий Министерства юстиции Российской Федерации и Государственной регистрационной палаты. Это вестники с сериями: Коммерческие организации с иностранными инвестициями, зарегистрированные и внесенные в Государственный реестр; лизинговые компании, получившие лицензии на осуществление финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации и внесенные в сводный Государственный реестр; представительства иностранных компаний, аккредитованные в Российской Федерации и внесенные в сводный Государственный реестр.

Постоянным спросом пользуется статистическая экономическая информация, представленная в фонде в основном статистическими бюллетенями, справочниками Госкомстата Российской Федерации («Российский статистический ежегодник», «Россия в цифрах», «Промышленность России») и материалами, подготавливаемыми соответствующими комитетами ООН и охватывающими все регионы мира.

Из зарубежных изданий большим спросом пользуется «International Financial Statistics» Международного валютного фонда. Однако зарубежные справочные издания представлены в меньшей степени; среди них: системы КОМПАСС по ряду стран, EUROPAGES, World Business Directory (Gale) и некоторые другие.

Мы не можем себе позволить постоянное их обновление ввиду дороговизны и ограниченных средств на комплектование, тем более что эти издания стали пользоваться у нас меньшим спросом. В случае необходимости сотрудники КДИ прибегают к поиску информации в Интернете. Это подчас становится единственной возможностью получить актуальную информацию об адресах зарубежных фирм и их филиалов, о производителях того или иного вида товаров и услуг.

Большой интерес представляют материалы по маркетинговым исследованиям рынков товаров и услуг, аналитические и исследовательские обзоры:

Анализ запросов за несколько лет ярко показывает изменение и расширение тематики запросов потребителей. Если 3–4 года назад основными вопросами были приватизация, страхование, биржевое дело, то сейчас – маркетинг в управлении организацией, паблик-рилейшнз, гостиничный и туристический бизнес, франчайзинговый бизнес, хеджирование, управление рисками, реклама и продвижение торговли.

Результатом анализа становится расширение тематики комплектования и включение в тематический план комплектования ряда новых разделов, например, по экономике, организации и управлению туризмом, гостиничному хозяйству.

Помимо регулярного анализа статистических данных специалисты КДИ проводят эпизодические анонимные экспресс-опросы потребителей, позволяющие определить, насколько они довольны результатами своей работы в КДИ, деятельностью его сотрудников, возможностями и ресурсами КДИ.

Многих потребителей привлекает в КДИ продуманная система обслуживания:

Сотрудники КДИ не только осуществляют специализированное библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание, но также обучают пользователей навыкам работы с официальной информацией и использования компьютерной техники.

С каждым годом возрастает число потребителей правовой информации и названные выше правовые базы просто незаменимы в работе.

БД «Консультант-плюс», «Кодекс» всем хорошо известны, поэтому скажу несколько слов о менее известном производителе. Это электронное издательство «Равновесие-Медиа», которое разрабатывает, издает и распространяет программное обеспечение и мультимедийные компакт-диски. Их гордость – серия «Энциклопедия российского права», универсальная справочная правовая система по всем отраслям российского законодательства. Издается при информационной поддержке «Российской газеты» – официального публикатора Правительства Российской Федерации. В системе содержатся указы Президента, постановления Правительства, законы, кодексы, документы ГТК, Минфина, Центробанка, МНС и других ведомств – всего свыше 120 тыс. документов. Система разрабатывается и еженедельно обновляется с 1993 г.; с 1996 г. ежемесячно издается на компакт-дисках, т.е. оперативно найдя документ по поисковому аппарату системы, потребитель может тут же вывести его на экран дисплея и изучить, либо получить в печатном виде (распечатка на принтере), либо запросить текст из фонда отдела.

Фонд периодических изданий КДИ – наша гордость; он уникален как по содержанию, так и по количеству – 396 наименований журналов. (Названная цифра – это официально зарегистрированные и прошедшие обработку издания.) Помимо этого мы получаем более 100 названий периодических, рекламно-информационных изданий по разным каналам, которые также не остаются без внимания. Для них выделено специальное место в читальном зале, изучается спрос на эти издания.

В настоящее время регулярно поступают журналы «Самарский бухгалтер», «Налоги» (Челябинск), «Партнер» (Чебоксары), но они практически не востребованы. В то же время издания «Туризм. Экономика и учет», «Рекламодатель», «Турбизнес» постоянно в работе у потребителей в читальном зале, их фрагменты копируются и сканируются. Как только выясняется, что издание пользуется спросом, оно официально передается в обработку и поступает в отдел с шифром.

В фонде КДИ периодические издания составляют 60% от его общего объема. В число деловых журналов, пользующихся у потребителей заслуженным авторитетом на протяжении ряда лет, входят «Аудит и финансовый анализ», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Проблемы теории и практики управления», «Рекламные технологии», «Экономика и право», «Эксперт» и многие другие. Их дополняет целый ряд новых изданий, хорошо зарекомендовавших себя за короткий срок благодаря четко сформулированной оперативной информации. Это «Валютный спекулянт» (журнал ЗАО «АКМОС–МЕДИА»), «Бизнес-Академия» (журнал Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации), «Маркетинговые коммуникации» (издательский дом Гребенникова); журнал «Рынок ценных бумаг» дополняют два новых издания – «Товарный рынок», «Управление компанией».

Немаловажно, что с 1999 г. потребителям информации предоставлен доступ к созданной в 1996 г. базе данных по оглавлениям отечественных периодических изданий, поступающих в КДИ, что позволяет пользователям четко ориентироваться в огромном информационном массиве, экономить время и обеспечивает при поиске разумный объем выдачи, облегчая труд библиотекаря.

Из всего числа газет, выписываемых ГПНТБ России, в КДИ поступает 48% (22 наименования). Это официальные издания Российской Федерации: «Российская газета», «Известия», «Парламент­ская газета»; газеты, пользующиеся повышенным спросом: «Коммерсант», «Ведомости» (еженедельная деловая газета); издания, соответствующие профилю отдела: «Финансовая газета» (международный финансовый еженедельник), «Бизнес-адвокат» (газета защиты деловых интересов), «Юридический вестник» (всероссийская правовая газета). Кроме того, КДИ получает газеты по неофициальным каналам, например «Бизнес-Балтию» – Балтийскую деловую газету. Они пользуются спросом у малочисленных, но постоянных потребителей.

В отличие от журналов газеты оперативно и регулярно поступают в КДИ, именно они в первую очередь являются необходимым источником информации по широкому кругу тем. Для удобства потребителей все подшивки газет за 1–2 года хранятся в читальном зале. К сожалению, ограничение срока хранения связано с недостатком площадей. В связи с этим мы планируем обеспечить электронный доступ к тем газетам, у которых имеется доступный электронный архив.

Активность обращения к периодическим изданиям в КДИ ежегодно возрастает. Показателем спроса является величина доли периодических изданий в общем объеме выдачи документов из фонда: 1997 г. – 64%; 2001 г. – 75%.

Потребители КДИ – предприниматели, представители предприятий, научных организаций, фирм, коммерческих и банковских структур, иностранных компаний, аспиранты и студенты финансово-экономических и юридических вузов. На базе фонда КДИ пишутся и защищаются кандидатские и докторские диссертации, пишутся новые книги, решаются производственные задачи. Нам всегда приятно, когда вчерашний читатель, ставший сегодня автором, приносит собственную книгу в дар КДИ.

За 2001 г. КДИ посетили 13 200 человек; книговыдача составила 103 580 документов. Обращаемость фонда – больше единицы, что позволяет сделать вывод о том, что информационные ресурсы КДИ активно используются в научной, производственной, учебной работе.

Тем не менее дальнейшее изучение состава потребителей, динамики и тематики их спроса будет оставаться одной из главных задач КДИ. Мы намерены провести маркетинговые исследования, чтобы определить, по каким причинам практически не востребован фонд иностранных изданий; исследовать, какие направления бизнес-информации наиболее актуальны, какие исследования и по какой тематике проводятся на базе КДИ, каковы категории пользователей, студенты каких вузов, отделений и форм обучения преимущественно пользуются услугами КДИ.