Маковий В.Д.
ГПНТБ России

Автоматизированные системы доставки документов
TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности
для российских пользователей

Служба TIBORDER по обслуживанию удаленных пользователей научно-технической литературой – одно из ключевых звеньев системы обслуживания УБ/ТИБ (Университетской библиотеки и Технической информационной библиотеки Ганновера). Опираясь на технические нововведения, а также будучи интегрированной в Интернете, TIBORDER заменила прежнюю систему обслуживания TIBMAIL.

В ее функции входит обеспечение поиска и заказа документов (оригиналов и копий) в режиме онлайн, а также их доставки пользователю выбранным им способом (электронной или обычной почтой, факсом и др.). Кроме того, предусмотрена возможность отслеживания клиентом портфеля его заказов, а также контроля в отношении финансовых расчетов.

Заказчики весьма интенсивно пользуются этой службой. Чтобы стать ее клиентом, нужно пройти процедуру регистрации: заполнить соответствующую электронную форму, получить пароль и идентификационный номер пользователя (предусмотрена возможность и гостевого доступа, но в этом случае можно воспользоваться лишь функцией поиска необходимого документа). Кроме того, клиент должен указать, к какой группе пользователей он относится: 1) учащиеся, студенты, сотрудники вузов, специалисты НИИ, финансируемых в основном из государственных средств, а также работники учреждений государственного права; 2) частные предприниматели; 3) индивидуальные лица.

ГПНТБ России отнесена к 1-й группе, так как подавляющее число ее читателей – это ученые, аспиранты и студенты.

В зависимости от категории пользователя предусматривается дифференцированная шкала расчетов за оказанные услуги. Минимальный уровень цен установлен для клиентов 1-й группы, максимальный – для 2-й группы.

Автоматический режим функционирования этой системы поддерживается созданной в УБ/ТИБ специальной программой DOD (Document order receipt and delivery).

Основные преимущества новой системы заключаются в том, что она позволяет обеспечивать:

Наконец, система обеспечивает необходимую скорость, комфортность и экономичность обслуживания.

Адрес УБ/ТИБ в Интернете: http://www.tib.uni-hannover.de. Русскоязычная версия, расположенная на веб-сайте ГПНТБ России (http://www.gpntb.ru/tib), в настоящее время обновляется согласно новому дизайну оригинального веб-сайта УБ/ТИБ.

Эта служба доступна и для клиентов целого ряда так называемых хостов – поставщиков БД, обеспечивающих пользователя полнотекстовыми документами. Например, ЦНТИ (FIZ) – Карлсруэ, ЦНТИ (FIZ Technik) – Франкфурт-на-Майне, Международный библиотечный консорциум SUBITO, а также служба Getlnfo – совместное предприятие УБ/ТИБ и ЦНТИ (FIZ) Карлсруэ.

Сроки выполнения заказа зависят от его категории: обычный – 3–5 дней (не считая нерабочих); срочный – 24 часа; экспресс-заказ – 2–3 часа. Формы оплаты: банковский перевод, авансовый платеж, оплата с помощью кредитной карточки.

ГПНТБ России является зарегистрированным клиентом службы TIBORDER с 2001 г. За истекший период количество выполненных заказов наших пользователей составило более 1000. Пользование этой службой носит регулярный характер. В настоящее время российские пользователи оплачивают свои заказы в полном объеме.

Библиотечная служба по доставке документов удаленным пользователям SUBITO (штаб-квартира в Берлине) создана Международным библиотечным консорциумом в 1997 г. Консорциум состоит из 24 немецких, 3 австрийских и швейцарских библиотек. Задачей службы является предоставление клиентам в режиме онлайн услуг по поиску, заказу и доставке документов из фондов этих библиотек, а также оказание сопутствующих услуг, в частности контроль за статусом заказов, проведение финансовых расчетов с клиентами.

Автоматический режим функционирования этой системы поддерживается специальной программой DOD. Поэтому многие характеристики этой системы сходны с теми, которыми обладает служба TIBORDER.

Уникальность SUBITO заключается в том, что благодаря интеграции библиотечных ресурсов она дает пользователю возможность осуществлять поиск и заказ литературы одновременно по большому кругу библиотек – членов консорциума и по широкому профилю литературы.

Поиск и заказ статей и книг через службу SUBITO осуществляются в режиме онлайн с использованием электронных форм. Для поиска используются каталоги: журналов (1 млн. названий); статей (9 млн. названий); книг, сборников и диссертаций (70 млн. книг); сводные каталоги: Всеобщего библиотечного объединения, Библиотечного объединения Баварии, Юго-Западного библиотечного объединения, бывшего Немецкого библиотечного института; местный каталог Немецкой центральной медицинской библиотеки (Кельн).

Выполненный заказ автоматически направляется в ту или иную библиотеку – член консорциума (по выбору клиента). Срок выполнения заказа в зависимости от его категории (обычный или срочный) составляет 1–3 дня (не считая нерабочих).

Доставка заказанного документа осуществляется выбранным клиентом способом (электронной или обычной почтой, факсом и др.) и в нужном ему формате (pdf, tiff). Заказ принимается только от зарегистрировавшегося в SUBITO пользователя. Получить доступ в службу (постоянный или гостевой) можно на ее веб-сайте: http://www.subito-doc.com.

Для финансовых расчетов применяется дифференцированная шкала цен в зависимости от принадлежности клиента к той или иной категории пользователей:

  1. учащиеся, студенты, сотрудники вузов, специалисты НИИ, финансируемые в основном из государственных средств, а также работники учреждений государственного права;

  2. библиотеки фирм, частные предприниматели;
  3. индивидуальные лица;
  4. библиотеки.

Минимальный уровень цен установлен для клиентов 4-й группы, максимальный – для клиентов 2-й группы.

ГПНТБ России, как государственная публичная библиотека отнесена к 4-й группе.

Форма оплаты – банковский перевод. В ближайшее время планируется ввести новые формы расчета: авансовый платеж и платеж с помощью кредитной карточки.

Ныне SUBITO – один из крупнейших центров по доставке документов; по объему предоставляемых услуг занимает третье место после Центра доставки документов Британской библиотеки и OCLC (Online Computer Library Center) в США.

В планах SUBITO дальнейшее увеличение масштабов деятельности, расширение диапазона предоставляемых услуг, в частности обеспечение доставки клиентам электронных полнотекстовых документов.

С марта 2003 г. ГПНТБ России – зарегистрированный клиент SUBITO. Спрос на ее услуги со стороны читателей и других пользователей постепенно растет, несмотря на то, что они должны оплачивать эти услуги в полном объеме.