День Министерства культуры Российской Федерации
на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л.
Министерство культуры
Российской Федерации

Библиотечная политика

В последние годы обсуждение проблем библиотечной политики стало обычным явлением. Это понятие стало все чаще употребляться при объяснении сложных процессов, происходящих в библиотечном деле. Феномену библиотечной политики, еще далеко не изученному, посвящаются книги, статьи и даже диссертации.

В данном материале, написанном для "Библиотечной энциклопедии", представлена попытка в краткой форме энциклопедической статьи очертить контуры этого многогранного явления, вновь обретшего актуальность в последние годы. Предлагая в рамках Крымской конференции этот текст, его авторы приглашают коллег к дискуссии.

Библиотечная политика – это деятельность органов государственной власти и управления, общественных структур, отдельных организаций, определяемая их целями и направленная на организацию и стимулирование процесса модернизации библиотек и/или библиотечного дела. Понятие библиотечная политика ввела в отечественную профессиональную литературу Л. Б. Хавкина в работе "Книга и библиотека" (1918 г.), отметив, что библиотечную политику не следует отождествлять с политикой государства, так как «…библиотека должна закладывать фундамент общечеловеческой культуры. Поэтому влияние государственной политики... придает ее деятельности тенденциозный и односторонний характер".

В современном библиотековедении отсутствует научно обоснованная классификация библиотечной политики. В то же время существуют подходы к ее подразделению по нескольким основаниям:

субъектам, осуществляющим библиотечную политику: государственная (национальная), в том числе федеральная и региональная (библиотечная политика субъекта Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, отдельных министерств и ведомств); муниципальная (библиотечная политика органов местного самоуправления), общественных организаций (библиотечных и иных ассоциаций, общественных фондов и пр.); организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе библиотек);

территориальным уровням: международная, общенациональная, межрегиональная, региональная, муниципальная, городская, районная и др.;

содержанию деятельности субъектов, осуществляющих библиотечную политику: экономическая, в том числе финансовая, кадровая, технологическая;

характеру формирования и реализации: консервативная (охранительная), модернизационная, инновационная, плюралистическая, авторитарная, демократическая, открытая (прозрачная), закрытая, активная, пассивная, революционная, эволюционная, научно обоснованная, рефлексивная, спонтанная, последовательная, непоследовательная, целенаправленная, стимулирующая, патерналистская, либеральная и т. д.;

характеру воздействия: прямая, опосредованная;

срокам реализации: текущая, перспективная или долгосрочная.

Эффективность библиотечной политики определяется степенью ее ресурсного обеспечения (материального, информационного, административного, интеллектуального и т. д.), готовностью общества и профессиональной среды воспринимать, формировать, реализовывать, развивать предлагаемую библиотечную политику.

Наиболее концентрированно библиотечная политика проявляется в официальных документах осуществляющих ее субъектов (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, циркулярные письма, программы, учредительные документы организаций, манифесты и др.).

Условно зарождение библиотечной политики в России можно отнести к периоду издания специальных актов государства в отношении библиотек в начале XVIII в. (указы Петра I об учреждении Библиотеки Российской академии наук, о передаче исторических документов из монастырей в библиотеки государственных учебных заведений; указы Екатерины II об обязательном экземпляре и об основании Императорской Публичной библиотеки).

Исторически библиотечная политика в России связана с цензурной политикой империи. Так, "Закон о печати" (1867 г.) ввел разрешительный порядок открытия библиотек через Министерство внутренних дел. Усилили надзорные функции "Временные правила" (1884 г.) и "Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними" (1890 г.), которые действовали вплоть до 1917 г.

В конце XIX – начале XX вв., кроме органов государственной власти, активными субъектами библиотечной политики выступали органы земского и городского самоуправления, а также общественные, филантропические организации, в чьи цели входило просвещение народа (например комитеты попечительства о народной трезвости), различные общественные библиотечные организации. Земства и городские думы создали к концу XIX в. библиотеки во всех губерниях, большинстве уездных городов и крупных населенных пунктах.

Существенное место в библиотечной политике того времени занимала деятельность меценатов (Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина и др.), жертвовавших большие суммы на строительство и содержание библиотек. Таким образом, в дореволюционной России библиотечная политика была многосубъектной (полисубъектной).

 

После 1917 г. библиотечная политика официально осуществлялась исключительно органами партийной и государственной власти в соответствии с централизованной системой управления, т. е. стала только государственной. Какое-то время еще сохранялась деятельность профессиональных и иных общественных организаций, однако она осуществлялась под жестким контролем партийных и государственных органов власти. Библиотечная политика в стране стала моносубъектной.

Первыми документами, выражающими суть библиотечной политики советского государства, были декреты 1918 г. "О постановке библиотечного дела" и "Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР", которыми фактически узаконена национализация библиотечного дела. Частные библиотеки разрешалось иметь только крупным деятелям науки и культуры, оформившим установленные охранные документы.

Дальнейшее усиление государственной библиотечной политики утвердили решения VIII съезда РКП(б) в 1919 г. "О программе партии" и "О политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне", декрет "О централизации библиотечного дела в РСФСР" (1920 г.), которые обеспечили создание сети библиотек, охватившей большинство населенных пунктов страны и действовавшей под государственным контролем.

Методическое обеспечение библиотечной политики этого периода осуществляли журналы "В помощь самообразованию", "Красный библиотекарь", "Коммунистическое просвещение" и др. Постановление Совнаркома РСФСР 1932 г. "О работе массовых библиотек" предписало организовать республиканские (АССР), краевые и областные научные библиотеки в качестве центров методической работы и обслуживания массовых библиотек в области библиографии. В каждом районе формировались центральные районные библиотеки с фондом литературы для сети передвижных библиотек. Тем самым была укреплена иерархическая система руководства библиотечным делом. Эту линию продолжило постановление Совета Министров РСФСР 1946 г. "О мерах по укреплению районных и сельских библиотек".

Идеологические функции библиотек в наибольшей степени закрепили постановления ЦК ВКП(б) "О литературной критике и библиографии" (1940 г.), ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе" (1974 г.).

Определяющую роль в формировании библиотечной политики советского периода сыграли В.И. Ленин, Н.К. Крупская, значительный вклад в развитие теории и практики внесли видные специалисты библиотечного дела К.И. Абрамов, Ю.В. Григорьев, В.В. Серов, О.С. Чубарьян и др.

Наиболее значительным итоговым документом советской библиотечной политики стало "Положение о библиотечном деле в СССР", утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 г., которое закрепляло моноидеологические задачи библиотек (пропаганду марксизма-ленинизма, преимуществ социалистического строя, советского образа жизни и т. п.), а также провозглашало создание в стране единой системы библиотек.

 

В результате социально-политических преобразований в начале 1990-х гг. вновь изменилась парадигма библиотечной политики. Вновь вошел в жизнь сам термин библиотечная политика. Снова начали возникать и формироваться разные субъекты библиотечной политики. Возникли библиотечные общества и ассоциации. Региональное звено государственного управления и органы местного самоуправления начали вести самостоятельную политику. Появились зарубежные и российские организации, распространяющие свою благотворительную деятельность на библиотеки, например, основан Библиотечный благотворительный фонд. Проблемы формирования и реализации библиотечной политики явились предметом профессиональных дискуссий.

К концу XX в. стала складываться многосубъектная (полисубъ­ектная) многоуровневая общенациональная библиотечная политика с заметной государственной (как федеральной, так и региональной), муниципальной, общественно-профессиональной и благотворительной составляющими.

Библиотечная политика не существует изолированно, сегодня она может рассматриваться в соответствии с основными функциями библиотеки, по меньшей мере, как часть культурной, образовательной и информационной политики.

Главным, наиболее активным и последовательным субъектом государственной библиотечной политики является Минкультуры России. Основные направления библиотечной политики Минкультуры России определяют два глобальных фактора: вхождение России в информационное общество и социально-политические и экономические преобразования в России.

Цель современной государственной библиотечной политики – содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации.

К основным задачам относятся организация и стимулирование процесса модернизации (реформирования) библиотек и библиотечного дела в целом, содействие созданию инфраструктуры библиотечного дела, реформированию и развитию профессионального сознания в русле общемировых тенденций и ценностей демократического общества, развитию профессиональных коммуникаций, в том числе международных.

Основными документами, которые юридически закрепили основные идеи государственной библиотечной политики, стали федеральный закон "О библиотечном деле" (1994 г.), а также региональные библиотечные законы, разработанные на его основе.

Главным инструментом реализации библиотечной политики Минкультуры России являются федеральные целевые программы: "Сохранение и развитие культуры и искусства в Российской Федерации" (1992–1996 гг. и 1997–1999 гг.) и "Культура России (2001–2005 гг.)". Основные направления библиотечной политики нашли отражение в разделах этих программ, посвященных библиотекам. В ФЦП "Культура России (2001–2005 гг.)" выделены следующие направления: