УДК 027.008.04(063)

Десятая юбилейная Международная конференция
«Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации
в меняющемся мире: новые технологии
и новые формы сотрудничества»

(7–15 июня 2003 г., Судак, Автономная Республика Крым, Украина)

 

Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России

Концепция развития МБИАЦ:
учет поражений и побед

На юбилейной конференции обычно принято подводить итоги. Попробуем и мы это сделать по проекту Международного библиотечного, информационного и аналитического центра – тем более, что ежегодная конференция пользователей и партнеров МБИАЦ – регулярное мероприятие, проводимое на Крымском форуме. Представление проекта проходило не раз на пленарных и секционных заседаниях, и наконец Крымские конференции стали местом регулярных заседаний Совета директоров и Совета представителей МБИАЦ, а также встреч членов Наблюдательного совета. Большой популярностью пользуется стенд МБИАЦ на выставке; во время конференций многие участники становятся партнерами МБИАЦ и проявляют интерес к его программам, идеям, мероприятиям.

Итоги деятельности МБИАЦ удобнее подвести по основным блокам, тем более что в этом году у МБИАЦ еще не юбилей (на­помню: формальные документы МБИАЦ подписаны в 1997 г.; реальное открытие состоялось в начале 1999 г., и с этого времени мы и ведем отсчет), но уже предъюбилейный, четвертый год со дня открытия. В 2004 г. мы будем отмечать свой первый маленький юбилей – пятилетие Международного библиотечного, информационного и аналитического центра.


Идея – требуется ли пересмотр?

Первоначально идея МБИАЦ состояла, как уже не раз говорилось и писалось, в создании на территории США, а впоследствии и в ряде других стран информационно-культурного представительства (бесприбыльной организации!) с целью оперативного и адекватного представления в этих странах продуктов и услуг библиотек, информационных центров и в целом (в широком смысле) организаций сферы науки, культуры и образования России и других стран СНГ.

Официальные организации, представляющие интересы государства за рубежом – посольство, торгпредство, транспортные компании, корпункты СМИ и т.д. – не занимаются да и не могут заниматься этими проблемами всерьез, т.е., казалось бы, ниша есть, потребность есть, специалисты есть, налицо и актуальность проблемы. Нет только целевой, пусть небольшой, но регулярной финансовой поддержки, без которой никакая некоммерческая организация не выживет. Но это – уже в следующем блоке, в котором рассмотрим подходы к финансированию.

Подчеркиваю – идея жива, востребована, необходим пересмотр подходов к ее поддержке и реализации.


Финансирование, хотя и «не в деньгах счастье»

Создавая МБИАЦ при активной поддержке Миннауки и Минкультуры России с участием известных организаций-учредителей, работающих по государственным программам (АСПРЯЛ – в США; РГБ, ВГБИЛ, ГПНТБ России – в России), мы рассчитывали на хотя бы минимальную, но регулярную государственную поддержку.

МБИАЦ по сути – информационно-культурное посольство России в большей степени и ряда стран СНГ в меньшей, но эта степень целиком зависит от их желания и активности. Начиная с представления библиотек, информационных центров, издательств, книгораспространителей, МБИАЦ был готов охватывать и другие организации как государственных, так и частных форм собственности. Вместе с тем, несмотря на многочисленные обращения в российские исполнительные структуры, никакого целевого финансирования МБИАЦ так и не получил. Исключение составляет лишь Минкультуры России, которое в течение ряда лет финансировало проект «Русская библиотека в Америке».

Поддержку самого офиса и необходимых организационных расходов (коммунальных услуг, охраны и т.п.), командировки сотрудников ГПНТБ России и других организаций – партнеров МБИАЦ, выезжавших на обеспечение работы в США, приходилось оплачивать из небольших средств, заработанных МБИАЦ от информационно-посреднической деятельности, помощи в подготовке Крымских конференций и распространения системы автоматизации библиотек ИРБИС вне территории России.

Таким образом, первый и главный источник финансирования МБИАЦ не срабатывает; видимо, в суматохе постоянных реорганизаций исполнительной власти и наличия в структуре Правительства Росзарубежцентра – организации, которой принадлежат дома российской науки и культуры (ДРНК) за рубежом, – российским министерствам не до МБИАЦ. Это можно понять, но некому объяснить, что ДРНК за рубежом выполняют несколько иную, важную просветительскую миссию, но все же иную.

МБИАЦ – в отличие от ДРНК – организация международная, представляет интересы всех стран-партнеров в США и в других зарубежных странах и в части российского представительства должна сотрудничать с ДРНК. Подобные попытки успешно начинались в США как на уровне персонала ДРНК в Вашингтоне, так и на уровне Посольства России в США, но не получили позитивного развития из-за ведомственных неурядиц уже в Москве.

Если бы к финансированию Министерством культуры России проекта «Русская библиотека в Америке» добавилось финансирование Министерством промышленности, науки и технологий другого, скажем, информационного проекта и финансирование Министерством образования третьего – образовательного проекта, и это финансирование было бы регулярным, то такая поддержка МБИАЦ стала бы уже ощутимой. Сейчас этого нет и отсюда многие проблемы, сдерживающие развитие проектов МБИАЦ.

Мы не считаем, что это направление – государственное финансирование – безнадежно: сегодня ситуация такая, но завтра она обязана измениться, измениться именно за счет целевой поддержки вышеназванными министерствами профильных проектов МБИАЦ. В этом заинтересованы все; жаль, что от понимания до реальных денег очень далеко.

Другой источник финансирования – американские государственные программы поддержки аналогичных проектов, в первую очередь программы Американского агентства по развитию международного сотрудничества, Бюро по программам образования и культуре Государственного Департамента США и ряд других. Ведь МБИАЦ – официально зарегистрированная неприбыльная американская корпорация и, значит, имеет право быть получателем американских денег, тем более что уставные задачи МБИАЦ хорошо корреспондируются с целями и финансовыми задачами названных агентств. Однако ряд обращений в эти программы закончился переадресовкой в Россию – ведь продукцию в МБИАЦ предоставляют в основном российские организации. А из России – наоборот – отправляют за поддержкой в США, «вы же американцам предлагаете наши продукты и услуги, там пусть и платят». Результат этого «футбола» налицо – созданная продвинутая и популярная международная организация еле-еле справляется с оплатой своего существования и фактически свертывает (пока!) многие программы.

Третий, и по многим оценкам главный потенциальный источник финансирования – гранты. Грантодающие организации и различные фонды выделяют финансовую поддержку многим направлениям, и значительная часть из них попадает в сферу деятельности МБИАЦ. На этот источник возлагались большие надежды, более того, на этапе разработки основополагающих документов и программ МБИАЦ планировалось, что государственная поддержка потребуется на первые 2–3 года становления; в дальнейшем основную деятельность МБИАЦ планировалось вести по проектам, поддержанным грантовыми программами, и небольшие суммы рассчитывалось получать от продажи информационных продуктов и услуг и от организации платных образовательных туров и мероприятий. К сожалению, практика показала, что фандрейзинг – это отдельная наука и заниматься поиском финансирования через грантовые программы, если хочешь получить результат, очень сложно, нужны и большие усилия, и умение. Сейчас стало ясно, как следует этим заниматься, какие должны быть приоритеты, и стоит подчеркнуть, что на это ушло почти четыре года.

Характерная особенность: если ранее мы рассчитывали только на зарубежные фонды и грантовые программы, то сегодня все больше и больше внимания уделяем отечественным филантропам и грантодателям. Более того, американские и другие зарубежные некоммерческие структуры тоже начали искать деньги в России (заметим, что только по опубликованной информации в США зарегистрированы более 45 тыс. фондов, в Западной Европе – более 25 тыс., а в России – едва сотня наберется!).

И последний – четвертый источник финансирования, тот, который сегодня реально позволяет поддержать деятельность офиса в Вашингтоне, офиса в Москве, стимулировать работу открывающегося офиса в Киеве и действующих представительств в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане – это посреднические информационные, консалтинговые и образовательные услуги, в том числе:

Часть мероприятий МБИАЦ осуществляется безвозмездно, а небольшие средства, получаемые от реализации ряда работ из приведенного перечня, фактически являются сегодня единственным источником существования МБИАЦ.


Перспектива работы с фондами

и грантовыми программами

Сегодня МБИАЦ ставит во главу угла интенсификацию работ по фандрейзингу с целью обеспечения собственного финансирования и оказания поддержки своим партнерам. Для этого определены три стратегических линии:

  1. Продолжение работы с государственными программами, прежде всего выполнение специальных проектов по поручению государственных структур, таких, как «Русская библиотека в Америке», «Интернет-портал по представлению информационных продуктов и услуг российских библиотек» и другие проекты, разработка и реализация которых лежат в русле направлений, поддерживаемых государственными финансирующими органами: министерствами, ведомствами, агентствами либо ассоциированными с ними структурами, фондами, общественными организациями.

  2. Работы в рамках серии специальных проектов, оформленных как грантовые заявки, если тот или иной проект получит требуемое финансирование.

    Собственно, эта линия была и остается пока основной в фандрейзинговой тактике МБИАЦ, т.е. разработаны несколько заявок, которые «широкой сетью» разбрасываются (рассылаются) по грантодающим организациям с учетом их профиля в ожидании положительного ответа. К сожалению, результат почти всегда нулевой, если случайно заявка не попадет в момент, когда фонду нужно срочно потратить средства и именно на эту тему. Но такое бывает крайне редко; как правило, заявки «с улицы» на улице и остаются.

    Необходима планомерная работа с грантодателями, нужно вызвать их интерес к предлагаемому проекту, нужно цивилизованное лоббирование интересов заявителя, нужно, наконец, регулярно (желательно одному-двум специалистам), планомерно и настойчиво заниматься только этим. Тогда, возможно, и появятся не неожиданные, случайные и маловероятные результаты, а планомерный успех. Но до этого пока далеко, хотя стратегически задача определена точно, вопрос только в тактическом умении и оперативности работы исполнителей.

    К числу перспективных проектов, которые, на мой взгляд, могут заинтересовать серьезных грантодателей, я бы отнес «АССИСТЕНТ» (реферативно-тезисную базу данных, раскрывающую становление гражданского общества в России на примере истории естественно-научной теории и практики), популяризацию и обучение работе с рядом информационных систем OCLC, создание электронной библиотеки труднодоступных экологических публикаций и ряд других.

  3. Работа в рамках недавно сформулированной программы «малых грантов» – нового и, на мой взгляд, самого перспективного направления сегодня в области фандрейзинга.

    Идея состоит в усилении финансовой поддержки тех уже известных и популярных образовательных мероприятий, которые МБИАЦ организует или в которых принимает участие и которые все еще финансируются за счет средств самих участников (за исключением нескольких специальных грантов Минкультуры России). Это научно-образовательные профессиональные туры в страны Скандинавии, Великобританию с участием в международной выставке «Online», в США с участием в международном семинаре «Электронные ресурсы и международный информационный обмен» и, конечно же, конференции «Крым» и «Либком» (в первую очередь, отдельные мероприятия этих форумов). Кроме того, заявки будут подаваться и на специально организуемые МБИАЦ образовательные и трейнинговые мероприятия, в том числе и в других городах России и СНГ. Это направление сегодня нами оценивается как очень вероятное в плане возможных финансовых «вливаний», и мы вместе со многими нашими партнерами – участниками данных мероприятий – ожидаем скорых результатов.

 

Сегодня в условиях мощной информационной «интервенции» во все сферы человеческой деятельности актуальность программ МБИАЦ и его востребованность в целом не вызывает вопросов. Понятно, что ожидать «манны небесной» от власть имущих или от «чужого дяди» бесполезно. Надо брать в свои руки процесс фандрейзинга и делать его управляемым в интересах многих и многих библиотек, университетов, музеев, других организаций науки, культуры и образования.

Я думаю, что прошедшие годы, наши успехи, неудачи, порой обидные огорчения пошли нам на пользу. Сегодня небольшой коллектив МБИАЦ умеет многое и многое получается. Я уверен, что мы сможем сделать еще гораздо больше, будут реализованы новые перспективные проекты и, безусловно, будет внесен новый живительный импульс в развитие международного сотрудничества в нашей и смежных областях.