УДК 17
Письмо в редакцию
На страницах сборника «Научные и технические библиотеки» обсуждается кодекс библиотечной этики. Меня, как, наверное, и других ваших читателей, материалы дискуссии заставили задуматься: во-первых, о необходимости предъявлять к библиотечному сообществу специальные моральные требования; во-вторых, об их содержании (принципах) и форме (нормах); в-третьих, о реализации и возможных последствиях претворения в жизнь уже принятого Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г. Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря.
Поскольку обязанности по исполнению этого документа возложены на каждого библиотекаря-библиографа персонально (а значит, и на меня тоже), я осмелилась поделиться своими соображениями.
Особый этический кодекс предлагается библиотекарю, потому что общество нуждается в защите от его «профессионально ограниченного мышления» (Мелентьева Ю.П. Ответ оппоненту // Науч. и техн. б-ки. 2001. № 12. С. 62–69). Однако непонятно: в чем заключается моральная ограниченность человека, обусловленная нашей специальностью; неизбежна ли она; как библиотечная этика посредством кодекса нейтрализует ее проявления. Не объяснив все это в самом кодексе, нельзя считать его «охранной грамотой».
Также неясно – необходимо ли соблюдать данные этические нормы или достаточно «знать, что мы нарушаем» [Там же]. Выполнять же кодекс РБА сложно как минимум по двум причинам.
Первая – наличие в библиотечном деле этических проблем, имеющих несколько взаимоисключающих решений, каждое из которых утверждает приоритет той или иной нравственной ценности. Например, отвечает ли библиотекарь за последствия использования читателем информации, полученной в библиотеке? Не признавая ответственности, в том числе и моральной, ставишь под угрозу социальную и собственную безопасность; признавая, ограничиваешь доступ к информации, т. е. свободу личности и ее права. Если нет решения, не причиняющего вреда обществу или отдельным его членам, выбор любого из них, не только зафиксированного в кодексе, морально обоснован. Но какой вариант оптимален?
Вторая – отсутствие в большинстве положений кодекса особенностей профессиональной деятельности библиотекаря; а следовательно, специфики моральных качеств и требований, предъявляемых к нему. Например, авторские права, конфиденциальность, уважение к личности имеют значение для представителей и других профессий. Поэтому осуществление идей данного кодекса зависит не только от библиотекарей, а как его соблюдать в условиях реальных библиотек – неизвестно.
Принимая во внимание содержание кодекса РБА, я попыталась определить моральные нормы, которыми руководствуются мои коллеги, профессионалы-практики. Затем я попробовала сформулировать их в виде правил:
Библиотекарь должен активно и
честно, применяя все свои знания и опыт,
устранять библиотечные (библиографические,
административные, психологические и т. п.,
если их можно ликвидировать посредством
библиотеки) барьеры на пути пользователя к
нужной тому информации, а в социально
опасных случаях, наоборот, создавать их.
Максимальная объективность и адекватность
потребностям читателя достигается, когда
он не только получит искомое, но и останется
в твердой уверенности в том, что все
препятствия преодолел самостоятельно.
Библиотекарь несет моральную
ответственность за последствия
использования предоставленной им
информации, поэтому имеет право на
обоснованный отказ.
Библиотекарь несет моральную
ответственность как перед потенциальным
читателем, так и перед автором за
последствия неиспользования по его вине
информации, которая содержится в
документах.
Библиотекарь обязан быть
внимательным ко всем посетителям
библиотеки.
В спорных ситуациях
библиотекарь принимает сторону
пользователей, но при этом учитывает
интересы будущих поколений.
Библиотекарь отстаивает перед
органами власти и управления равные права
читателей своей библиотеки на информацию,
которая есть или будет в данном учреждении,
независимо от финансовой обеспеченности
пользователей (противодействует введению
обязательной дополнительной оплаты
основных библиотечных услуг).
Библиотекарь уважает знания,
мнения и чувства; бережет труд и время не
только своих коллег, но и читателей. Он
вправе рассчитывать на аналогичное к себе
отношение.
Библиотекарь непрерывно
учится, совершенствуя как профессиональные
знания, так и эрудицию, для того чтобы
понимать пользователей, стимулировать их
способности к саморазвитию. Для
библиотекаря обязательны желание и умение
передавать свои знания, опыт.
Библиотекарь не уничтожает
книги, чтобы не сформировать в себе (и в
окружающих людях) негативное восприятие их.
Библиотекарь осознает, что в чрезвычайных обстоятельствах он должен рисковать своим здоровьем ради спасения посетителей библиотеки, коллег, фонда и т. д.
Как видите, специальными, характерными исключительно для нашей профессии или области деятельности эти требования не назовешь.
Готова к критике и заранее благодарю тех, кто захочет это сделать. Надеюсь, что дискуссия по поводу этического кодекса библиотекаря продолжится в ваших дальнейших публикациях.
От редакции. Это письмо завершает постскриптум: «Если сочтете нужным опубликовать мое письмо, не указывайте, пожалуйста, город, место работы и должность, так как весьма вероятна отрицательная реакция руководства библиотеки».
Выполняя просьбу автора, мы решили опубликовать письмо анонимно.