УДК 025.1

Земсков А.И.

Методика оценки эффективности работы библиотеки – бенчмаркинг

Одними из терминов, наиболее часто используемых в англоязычной литературе, посвященной библиотечной статистике и оценкам качества обслуживания, сейчас становятся существительные и глагол benchmark, benchmarking, to benchmark.

В данном случае, помимо классического benchmarkкалибр, калибровочная скамья (в оптике), наиболее близкий по смыслу перевод – сравнительный анализ, сравнение результатов работы схожих по каким-то параметрам или просто однотипных библиотек, а также процесс выполнения этого анализа. О подобной методике сравнения уже упоминалось в одной из публикаций нашего сборника (см.: Проблемы качества работы библиотек – на ИФЛА–2003. – 2004, № 2).

Не имея пока еще адекватного русскоязычного термина, просим прощения у читателей за использование в дальнейшем слова бенчмаркинг.

 

В этой публикации я хотел бы немного развить и дополнить данную тему примерами из статьи сотрудников Научно-технической библиотеки Американского института стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST) Паулы Дойч (Paula Deutsch) и Барбары Силкокс (Barbara P. Silcox) «Учиться на опыте других библиотек: сравнительный анализ для оценки качества библиотечного обслуживания» (Learning from other libraries: benchmarking to assess library performance). Эта статья опубликована в ежемесячном журнале Ассоциации специальных библиотек США «Взгляд на информацию» (Information Outlook) т. 7, № 7, июль 2003 г., с. 18–25.

Американский институт стандартов и технологий (АИСТ) – это федеральное агентство, задачи которого ясны из названия учреждения. В штате института около 3 тыс. сотрудников, еще около 1600 ученых приглашаются для проведения исследований.

Библиотека АИСТ входит в состав Отделения информационного обслуживания; в ее фондах 300 тыс. документов, 1150 наименований журналов; штат 17 человек.

В какое-то время роль библиотеки АИСТ стала вызывать сомнения у руководства института (такое случается и в российских НТБ), однако вместо закрытия библиотеки (как это бывает у нас) выделили средства на проведение обследования причин стагнации.

Изучив набор методик, используемый для анализа эффективности, специалисты АИСТ остановились на бенчмаркинге, ознакомились с опытом его применения в других специальных библиотеках, а затем и сами начали работу по этому методу.

Инициаторы обследования обратились к 15 родственным библиотекам (по объему фондов, бюджету, численности персонала, тематической направленности пользовательской аудитории и т. п.). Согласие на сотрудничество получили от 7 НТБ, среди которых библиотеки таких известных высокотехнологичных организаций, как IBM, Naval Research Laboratory, Oak Ridge Research Laboratory, Sandia, Xerox и др. (Заметим, однако, что не всегда библиотеки отвечали на поставленные вопросы. По-видимому, авторы обследования перестарались в своих попытках узнать правду о библиотеке: в подготовленной для других библиотек анкете содержалось 69 вопросов!)

Опираясь на данные опроса этих библиотек, рассмотрим сравнительные показатели работы и экономики некоторых американских НТБ.

Как зачастую принято у них, в статье, помимо собственных показателей, приводятся либо усредненные данные, либо данные «безымянных» библиотек (они получили лишь номера: библиотека № 1, № 2, № 3 и т. д.); некоторые библиотеки воздержались от предоставления финансовых данных.

Метод бенчмаркинга предполагает изучение множества таблиц, что бывает утомительно. Для наглядности даю также сведения по ГПНТБ России и напоминаю, что данные по крупным библиотекам федерального уровня, областным универсальным научным библиотекам и массовым библиотекам содержатся в превосходных обзорах, подготовленных Отделом библиотек и ГИВЦ Министерства культуры России. Со своей стороны вы можете дополнить эти таблицы данными о ваших НТБ.

Таблица 1

Средние общие расходы в год
на одного зарегистрированного читателя

Библиотека Число пользователей Средние расходы на одного пользователя
(в долларах США)
АИСТ 3 140 834
№ 3 3 180 841
№ 6 4 500 1 242
№ 5 1 500 2 525
ГПНТБ России 159 230 10

Низкие показатели ГПНТБ России отчасти связаны с тем, что она – публичная библиотека и количество ее пользователей в десятки и сотни раз больше, чем в библиотеке, обслуживающей только сотрудников предприятия или учреждения.

Таблица 2

Распределение расходов по статьям
(средние по библиотекам)

Статья Расходы (процент от общих расходов)
средние по изученным
американским библиотекам
по ГПНТБ России
за 2002 г.
Материалы 48% 8%
Заработная плата 40% 67%*
Оборудование 5% 2%
Прочее 7% 23%

В табл. 2 в статью «Материалы» включены расходы на покупку книг, подписку на журналы, оплату лицензий на электронные ресурсы, расходы на МБА и доставку документов. Здесь же расходы на поддержание и обеспечение надлежащего содержания фондов – переплетные работы, оплата услуг внешних каталогизаторов (компания OCLC). В эту статью не включены расходы на заработную плату соответствующего персонала.

Таблица 3

Комплектование в расчете на одного пользователя

Вид
публикации
Библиотека
АИСТ № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 в
среднем
ГПНТБ России
Новые книги 0,21 0,68 18,88 0,74 0,47 1,73 0,41 0,71 0,18
Все виды журналов и баз данных 0,56 0,41 3,53 0,98 4,89 1,98 1,19 1,67 0,32
Общее количество наименований 0,77 1,09 22,41 1,72 5,36 3,71 1,60 5,24 0,50

Каким образом в предпоследней колонке табл. 3 получено среднее значение – 5,24 наименования на одного пользователя, авторы не сообщают (по-видимому, это усреднение с учетом количества журналов).

Таблица 4

Средняя стоимость подписки на один журнал в различных библиотеках
(в долларах США)

Стоимость
подписки
Библиотека
АИСТ № 1 № 3 № 5 № 6 № 7 ГПНТБ России
  1 137 581 130 1 481 502 800 50

По всем изученным в обзоре американским НТБ средняя стоимость годовой подписки одного наименования журнала – 722 доллара. Данные по ГПНТБ России приводятся только по закупаемым журналам, в то время как значительная часть отечественной периодики комплектуется по линии обязательного бесплатного экземпляра.

Таблица 5

Средний размер оплаты библиотекой единичной доставки документа
(в долларах США)

  Библиотека
  АИСТ № 1 № 3 № 5 № 6 № 7
Оплата единичной доставки документа 21,7 0,3 2,5 0,0 20,9 20,0

Возмещение от пользователя

- + + + + -

72% поступлений по линии доставки документов библиотека АИСТ получает бесплатно, но оставшиеся 28% обходятся ей очень дорого.

ГПНТБ России, будучи фактически национальной библиотекой, сама заимствует очень мало; тем не менее приведем наши расценки по системе международной доставки документов СУБИТО – 4 евро за документ. Для выдачи литературы из своих фондов библиотека использует два тарифа: 10 долларов за 20 страниц – при доставке документов за рубеж; 4 рубля за одну страницу – при доставке в пределах России; за все платит пользователь (т. е. в табл. 5 в колонке ГПНТБ России стоял бы знак +).

Помимо вышеприведенных статистических исследований сотрудники библиотеки АИСТ обратились к международным и национальным стандартам оценки качества работы библиотек:

ISO 2789 International library statistics (Международная библиотечная статистика);

ISO 11620 Library performance indicators (Показатели качества работы библиотек);

ANSI/NISO Z39.7–1995: Library statistics (Библиотечная статистика).

Из текста статьи П. Дойч и Б. Силкокс, к сожалению, неясно, удалось ли библиотекарям в результате столь трудоемких исследований убедить руководство увеличить финансирование библиотеки АИСТ.


* Включены соответствующие начисления на заработную плату.