УДК 02(73)

Стришенец Н.В.

Президентские библиотеки США

Статья написана на основе литературных источников и собственных впечатлений автора в период стажировки в Управлении президентских библиотек Национального архива США и в Президентской библиотеке Р. Рейгана по программе Международного совета по научным исследованиям и обменам (IREX) «Contemporary Issues».

Интерес к президентским библиотекам США значительно возрос после того, как в бывших советских республиках был учрежден институт президентства.

В США президентские библиотеки (ПБ) – учреждения, предназначенные для хранения, упорядочения, обработки и использования всего массива официальных документов, поступающих из Белого дома и связанных с деятельностью президентов. ПБ включают также материалы из личных архивов президентов и членов их семей, высоких официальных лиц, друзей, соратников.

Непременная составная часть каждой такой библиотеки – музей, в котором собраны коллекции фото– и аудиовизуальных материалов, личные вещи, многочисленные подарки, полученные президентом и членами его семьи за время пребывания в Белом доме. Незначительную часть ПБ, находящуюся, как правило, в открытом доступе, составляет книжный фонд: справочные издания, литература о президентах и институте президентства, международной политике. Книги, подаренные президенту, хранятся в музее.

Одна из задач ПБ – донести до широких кругов общественности понимание индивидуальности президентов, института президентства и американской политической системы в целом. Каждая ПБ предлагает научные и культурно-образовательные программы, которые включают выставки, лекции, симпозиумы. Вместе с тем ПБ являются и научно–исследовательскими центрами, изучающими жизнь и деятельность президентов. Большое внимание уделяется созданию так называемой устной истории: записанным на пленку интервью или воспоминаниям современников – экс–президентов, известных политических деятелей, бывших сотрудников, ведущих журналистов, друзей.

Как видим, ПБ объединяет функции архива, музея, фонда аудиовизуальных материалов, культурно–образовательного и исследовательского учреждения. Это, конечно, не библиотека в том значении, которое устоялось в библиотековедении. Принятый термин лишь дань традиции, ведущей начало от президента Ф. Рузвельта. Он мечтал о месте, куда можно было бы после ухода с поста президента переместить материалы Белого дома и где в окружении знакомых документов осмыслить пройденный путь, проанализировать события, работать над мемуарами. Возможно, именно по этой причине, а еще благодаря тому, что Ф. Рузвельт передал сюда богатую частную библиотеку, новое учреждение было названо Президентская библиотека.

Есть еще одно обстоятельство, которое нельзя не принимать во внимание. ПБ создаются при жизни президентов. Уже поэтому значительно более близкое по сути название архив–музей не совсем приемлемо по этическим соображениям. К тому же лингвистические особенности английского языка не способствуют образованию подобных сложных слов. Однажды возникнув, подобные многофункциональные, комплексные учреждения стали традицией, термин президентская библиотека закрепился.

В США сложилась целая сеть ПБ. Ниже приведен их перечень в порядке правления президентов; в скобках указаны годы правления, за скобкой – дата основания библиотеки:

ПБ Г. Гувера (1929–1933), 10.08.1962,
Вест Бранч, штат Айова;

ПБ Ф. Рузвельта (1933–1945), 04.07.1940,
Гайд-Парк, штат Нью-Йорк;

ПБ Г. Трумэна (1945–1953), 06.07.1957,
Индепенденс, штат Миссури;

ПБ Д. Эйзенхауэра (1953–1961), 01.05.1962,
Эбайлен, штат Канзас;

ПБ Д. Кеннеди (1961–1963), 20.10.1979,
Бостон, штат Массачусетс;

ПБ Л. Джонсона (1963–1969), 22.05.1971,
Остин, штат Техас;

ПБ Р. Никсона (1969–1974), 19.07.1990,
Йорба Линда, штат Калифорния;

ПБ Д. Форда (1974–1977), 27.04.1981,
Энн Эрбор, штат Мичиган, музей – 18.09.1981, Гренд Репидс, штат Мичиган;

ПБ Д. Картера (1977–1981), 01.10.1986,
Атланта, штат Джорджия;

ПБ Р. Рейгана (1981–1989), 04.11.1991,
Сими Велли, штат Калифорния;

ПБ Д. Буша (1989–1993), 06.11.1997,
Колледж Стейшн, штат Техас.

Готовится к открытию в Литтл Рок (штат Арканзас) ПБ Б. Клинтона (1993–2001).

В Национальном архиве США мне была предоставлена возможность ознакомиться с работой подразделения, ответственного за подготовку и отправку официальных документов администрации Б. Клинтона в будущую ПБ Б. Клинтона.

Сооружают ПБ в разных частях страны, преимущественно на родине бывших президентов или на территории университетов, в которых они учились. Например, библиотеки Ф. Рузвельта, Г. Гувера, Д. Эйзенхауэра, Д. Кеннеди, Л. Джонсона возведены на месте или вблизи места их рождения, Д. Картера – возле университета, который он закончил, Р. Рейгана – в штате Калифорния, где тот продолжительное время был губернатором.

По размерам и внешнему виду ПБ также различаются: скромные здания ПБ Ф. Рузвельта и Г. Гувера и впечатляющие сооружения ПБ Л. Джонсона и в особенности Д. Кеннеди – белое девятиэтажное здание возвышается над заливом, ведущим к Атлантическому океану.

 

Руководство сетью ПБ осуществляет Управление президентских библиотек (Office of Presidential Libraries) Национального архива США. Его сотрудники оказывают консультативную помощь; обобщают отчеты ПБ, готовя ежегодные справочники об их деятельности («Briefing book»); разрабатывают инструктивные пособия («Presidential Libraries Manual»). Одиннадцать ПБ владеют колоссальным фондом: свыше 380 млн страниц архивного текстового материала, 5,5 млн фотографий, 14 млн футов кинопленки, 80 тыс. часов грампластинок, звуко- и видеозаписей, свыше 340 тыс. музейных экспонатов и т.д.

 

История создания ПБ интересна с точки зрения развития американского общества, характерных особенностей его менталитета. Начиная от первого президента Д. Вашингтона существовала традиция, согласно которой все документы, накопившиеся у президента за время правления, считались его собственностью, и он мог безоговорочно ими распоряжаться. Когда Д. Вашингтон, характеризовавший свои президентские документы как «разновидность общественной собственности, неприкосновенной в моих руках»*, оставил президентский кабинет, он забрал все бумаги в свое имение (Маунт Вернон, штат Вирджиния). Его преемники поступали так же, традиция существовала полтора столетия.

Документы, собранные за время пребывания на самой высокой должности в государстве, находились в полном распоряжении президентов и их потомков. Президент К. Кулидж дал приказ уничтожить некоторые документы. Жена президента А. Линкольна не разрешала пользоваться его официальными материалами. Переданные в Библиотеку Конгресса США (БК), они были открыты лишь в 1950-х гг., через несколько лет после того, как исследователи получили доступ ко многим документам Ф. Рузвельта, вступившего на пост президента через 72 года после А. Линкольна.

Поскольку со стороны государства не было контроля за документами Белого дома, то после смерти президентов какая-то их часть просто терялась или разрушалась. Они гибли в огне (как документы В. Гаррисона, Д. Тайлера, 3. Тейлора), становились собственностью библиотек штатов, частных университетов, исторических обществ.

Научное сообщество, влиятельные деятели страны осознавали, что эти материалы являются важной частью национальной исторической памяти. Конгресс ассигновывал значительные суммы на приобретение у наследников архивов бывших президентов. Правительство и частные организации старались опубликовать важнейшие документы, чтобы сохранить их для потомков.

В конце XIX в. в (БК) создан отдел рукописей. Начиная с 1903 г. сюда начали поступать президентские архивы. Иногда родственники устанавливали строгие ограничения на доступ к ним. К. Кулидж, последний из президентов (1923–1929), передавших документы в БК, открыто признал, что часть из них уничтожил перед передачей. В целом в отделе рукописей БК хранятся в более или менее полном объеме архивы 23 президентов США – от Д. Вашингтона и Т. Джефферсона (значительную часть архивов, первых президентов удалось приобрести еще в XIX в.) до К. Кулиджа – всего свыше 2 млн рукописей.

Во время стажировки я имела возможность познакомиться с организацией этих архивов. Специальным законом (1957 г.) на БК возложена обязанность упорядочить президентские архивы, микрофильмировать их, создать вспомогательные указатели. За сравнительно короткий срок все эти задачи выполнены. Микрофильмы можно приобрести или заказать по МБА. Некоторые научные библиотеки США укомплектовали ими свои фонды. К архивному собранию каждого президента подготовлены и изданы указатели с подробным перечнем всех документов, в том числе именные указатели корреспондентов, с которыми президенты состояли в переписке.

Правила пользования залом рукописей, где можно получить материалы из архивов президентов, довольно строгие: исследователям выдаются только копии документов; все личные вещи необходимо оставить в специальном шкафчике; вносить ничего не разрешается, даже бумагу и ручки (писать можно лишь карандашом на бумаге, выданной библиотекарем).

 

В начале 1930-х гг. Г. Гувер (1929–1933), который собрал в Европе богатую коллекцию документов во время и после Первой мировой войны, разместил ее (а спустя некоторое время и свои президентские архивы) в Стенфордском университете. Учреждение, отстроенное на частные средства на территории университета, известно с 1933 г. под названием Военная библиотека Гувера, а позднее – Институт войны, революции и мира. Таким образом, когда осенью 1934 г. Ф. Рузвельт (1933–1945) начал консультироваться с архивистами и историками относительно размещения своих бумаг, уже существовал прецедент Военной библиотеки Г. Гувера.

Обсуждались и другие, до конца не реализованные идеи собраний президентских документов. Так, Д. Вашингтон незадолго до своей смерти планировал возвести специальное помещение на горе Вернон рядом с домом, где он жил, куда бы к его президентским документам могли обращаться за консультациями. Семья Адамсов долго хранила семейный архив и библиотеку в своем имении в Квинси (штат Массачусеттс), но они были закрыты для посетителей. Существовал семейный архив, музей, библиотека Р. Хайеса (1876–1880) в построенном на собственные средства и частично финансированном штатом Огайо учреждении, открытом во Фремонте в 1914 г.

После консультаций у Ф. Рузвельта сформировался другой план. На пресс-конференции в декабре 1938 г. он предложил на частные пожертвования построить библиотеку для своих многочисленных президентских и частных документов, завещанных федеральному правительству, и передать ее в подчинение Национальному архиву США, здание которого было достроено в годы его правления. Вместе с архивистами и учеными Ф. Рузвельт принимал непосредственное участие в создании законодательства, регулирующего деятельность Национального архива.

Ф. Рузвельт встретился с группой выдающихся историков и государственных деятелей, которые, высоко оценив его идею, предложили президенту снабдить важнейшие документы собственными аннотациями и комментариями. Это предложение было принято и частично осуществлено, что значительно повысило ценность коллекции.

Конгресс уполномочил Архивиста США (так называется должность руководителя Национального архива) принять архив и прочие исторические материалы от Ф. Рузвельта и близких к нему лиц (много материалов передала жена – Элеонора Рузвельт). За счет частных средств, полученных в основном от друзей Ф. Рузвельта, для хранения коллекции было возведено одноэтажное каменное здание в датском стиле в Гайд Парке неподалеку от Нью-Йорка. В июле 1940 г. Архивист США принял в свое подчинение ПБ Ф. Рузвельта. Штат из высокопрофессиональных специалистов подготовил библиотеку к открытию. Ф. Рузвельт периодически наведывался в Гайд Парк. Там он провел немало времени, систематизируя материалы. Осталась его запись: «Я практически ничего не уничтожил».

В июле 1941 г. открыт музей, весной 1947 г. исследователям стали частично доступны документы Белого дома и большинство материалов допрезидентского периода. Впервые подобные архивы проходили такой короткий путь, чтобы стать достоянием исторической науки. К 1955 г. историкам было доступно уже 85% фондов ПБ. Рассекречивание документов, касающихся Второй мировой войны и внешнеполитических связей шло медленно (некоторые из них и до сих пор остаются закрытыми).

Так была основана первая ПБ, соединившая в себе архив, музей и книжное собрание и ставшая образцом для создания целой сети, которая в скором времени начала стремительно развиваться.

В 1950 г. Г. Трумэн изменил свой первоначальный план поместить свои бумаги в Национальный архив и решил построить ПБ.

 

В 1955 г. Конгресс США принял «Закон о президентских библиотеках» («Presidential Libraries Act»), которым официально признавалась и регулировалась система построенных частным образом и поддерживаемых государством ПБ. За основу принята модель ПБ Ф. Рузвельта: хранилище строится за счет частных фондов, после чего ПБ передается в подчинение Национальному архиву; ее дальнейшая деятельность, включая оплату сотрудников, финансируется государством.

Вскоре после принятия Закона была открыта ПБ Г. Трумэна; а в 1962 г. – ПБ Д. Эйзенхауэра. Вблизи места рождения Г. Гувера, в штате Айова, построена ПБ, куда в 1964 г. переведены документы, хранившиеся в Институте войны, революции и мира Стенфордского университета. В дальнейшем этому примеру следовали другие президенты.

Вопрос о собственности на архивы первого лица страны законодательно не был урегулирован. Официальные документы Белого дома находились в частной собственности президентов, которые передавали (завещали) их государству. Сохранялась неопределенность относительно того, являются ли президентские документы частной собственностью экс-президента или становятся собственностью государства. «Уотергейтское дело» (1974 г.), когда под угрозой импичмента Р. Никсон был вынужден уйти в отставку, заставило Конгресс принять «Закон о сохранности президентских звукозаписей и материалов» («Presidential Recordings and Materials Preservation Act», 1974), в соответствии с которым документы администрации президента Р. Никсона переходили под опеку Национального архива. Оставляя офис, Р. Никсон уже не мог ни забрать их с собою, ни передать самостоятельно на хранение.

В соответствии с этим Законом была создана Временная национальная комиссия для выработки рекомендаций относительно контроля и охраны документов и архивов первых официальных лиц, подготовлен и в 1978 г. утвержден «Закон о президентских документах» («Presidential Records Act»), согласно которому президентские архивы переходят в федеральную собственность и находятся под опекой и контролем Архивиста США после того, как президент оставляет Белый дом. Все президентские документы, созданные после 20 янв. 1981 г., являются собственностью США. ПБ Р. Рейгана была первой, которая начала свою работу в соответствии с этим Законом, Д. Картер оказался последним хозяином Овального кабинета, который мог свободно взять свои архивы и документы.

Статус президентского архива Р. Никсона регулируется Законом 1974 г. Он размещен в новом корпусе Национального архива в Колледж Парк неподалеку от Вашингтона и частично открыт для исследователей. Вместе с тем традиции не были нарушены: построена ПБ Р. Никсона (неподалеку от всемирно известного Диснейленда в Йорба Линде, штат Калифорния, где родился экс–президент), но она не финансируется государством и включает лишь его частные документы, материалы и книги.

Законом 1978 г. определены критерии, согласно которым устанавливались ограничения на доступ к президентскому архиву. Так, временно закрытыми являются материалы, связанные с национальной безопасностью и внешней политикой; конфиденциальной коммерческой и финансовой информацией; федеральными назначениями; отношениями президента с советниками и советников между собою; частными делами. Определен и круг лиц, которые пользуются исключительным правом доступа к закрытым материалам.

В связи с постоянным ростом количества президентских документов и желанием родственников и друзей возвести как можно более просторные, архитектурно сложные здания для ПБ в 1986 г. принят еще один Закон о президентских библиотеках («Presidential Libraries Act»). Он установил требования относительно архитектуры и дизайна ПБ, бюджетные лимиты, включая средства на их содержание, и подтвердил предыдущий порядок: после истечения срока президентства может быть образована частная корпорация для сбора средств на сооружение архива, который передается правительству и функционирует как ПБ.

 

Рассмотрим особенности ПБ на примере библиотеки нового поколения – ПБ Р. Рейгана, с которой мне удалось ознакомиться. Обработка всего массива материалов для ПБ Р. Рейгана с самого начала осуществлялась с помощью компьютерной техники. Ее фонд – самый крупный среди президентских библиотек – около 50 млн листов архивных материалов. Коллекция включает свыше 1,6 млн фотографий, 25 тыс. видеозаписей, 26 тыс. аудиозаписей, 76 тыс. подарков президенту, 16 тыс. книг, многочисленные записи «устной истории» (интервью, воспоминания и т. п.), очень много фильмов.

Фонд Рейгана не нашел общего языка с общественностью Стенфордского университета, где первоначально планировалось строительство ПБ. Вместо этого был приобретен участок в живописной местности в горах Калифорнии, в местах давних поселений индейцев, неподалеку от Музея индейской культуры.

Двухэтажное сооружение в испанском миссионерском стиле под терракотовой черепицей на вершине горы не поражает своими размерами. Вместе с тем по общей площади ПБ Р. Рейгана превышает все другие ПБ. Дело в том, что библиотека имеет еще два просторных подземных этажа, где созданы прекрасные условия для хранения фонда. Выбор такого архитектурного решения не в последнюю очередь вызван и постоянной угрозой землетрясения в горах Калифорнии.

В хранилищах, где находятся оригиналы, поддерживается специальная температура, для цветных негативов и художественных фильмов – нулевая и даже минусовая. Исследователям, как правило, предлагаются копии пленок, которые хранятся при обычной температуре. Кроме хранилищ для архивных материалов и музейных экспонатов, служебных помещений, залов для конференций, предусмотрены помещения для президента и первой леди, где они могли бы остановиться во время посещения ПБ, принять здесь своих гостей. Штат библиотеки – 34 сотрудника, оплачиваемых правительством США, – формируется на основе конкурсного отбора. Объявления о вакансиях печатаются в нескольких специальных журналах, вывешиваются в больших архивах, библиотеках и т. п.

Мне представилась возможность всесторонне познакомиться с организацией ПБ Р. Рейгана. Президентский архив (90% документального фонда) состоит из материалов официальной деятельности президента; документов, которые отображают жизнь и деятельность президента до его вступления в должность и после; материалов служб Белого дома и ключевых должностных лиц администрации. Среди них – архивы Совета национальной безопасности, Директората по контролю над вооружением, директора Программ по безопасности, руководителя службы по Советскому Союзу и Восточной Европе и др.

Все материалы Белого дома переданы в ПБ в упорядоченном виде занесенными в базы данных. Поисковая система STAIRS, переданная в библиотеку Р. Рейгана из Белого дома, дает возможность быстро найти информацию о любом лице или событии. Тематический файл БД состоит из 60 основных рубрик-категорий, организованных в алфавитном порядке (сельское хозяйство, атомная энергия, внешняя политика, финансы, наука, бизнес и экономика и т. д.). Они в свою очередь делятся на 3 тыс. нижестоящих рубрик-категорий. Алфавитный файл – в алфавите имен и организаций, связанных с Президентской администрацией.

Квалифицированные архивисты, составляющие основу персонала ПБ, продолжают обработку архива (открывают новые рубрики, расширяют возможности поиска и т.п.). Они руководствуются специальным документом, определяющим порядок и содержание их работы («Textual Processing Manual for Ronald Reagan Presidential Library»).

Согласно Закону 1978 г. и в соответствии с комментариями к нему специалисты ПБ пересматривают каждую страницу архивов и дают разрешение на открытие материалов. Окончательное решение о доступе к документам в сложных случаях дает специальная служба в Вашингтоне. Р. Рейган просил, чтобы все документы, относящиеся к категориям ограниченного доступа, были закрытыми в течение 12 лет (до 2001 г.). По собственному опыту работы с архивом Р. Рейгана знаю: таких документов было немало. Закрывались, например, многие материалы, связанные с политикой в отношении СССР, с контактами Р. Рейгана и М.С. Горбачева.

Работа с архивными документами в США определяется Законом о свободе информации («Freedom of Information Act»). Пользоваться архивными материалами библиотеки может каждое лицо старше 16 лет (исследователи младше 16 лет должны сопровождаться взрослыми) без специальных писем, просьб или разрешений – достаточно предъявить документ и заполнить анкету исследователя.

Фонд фотодокументов ПБ образуется благодаря ежедневной съемке деятельности президента пятью официальными фотографами Белого дома. Для исследователей подготавливаются копии фотоматериалов, организованные в отдельные подшивки-книжки. Коллекция видео- и аудиозаписей также поступила в ПБ Р. Рейгана из Белого дома, где существует специальная служба (White House Communication Agency), которая каждый день отслеживает появление президента в главных программах телевидения (установлен их перечень: АВС, СВS, NBC, CNN, С-SРАN, РВS). Видеозаписи, организованные хронологически, включают появления президента на публике, выступления, интервью, важнейшие события, непосредственно связанные с его правлением и т. п., и сопровождаются подробными описаниями с указанием времени и темы выступления или события.

Телевизионная служба Белого дома (White House Television Office) сама проводит ежедневную съемку деятельности президента: его выступления, встречи с журналистами, государственные визиты, путешествия по стране и посещения иностранных государств, подписания соглашений, встречи в Овальном кабинете и т. п. Все видеопленки организованы хронологически и, разумеется, открыты для исследователей лишь частично.

Музей в ПБ Р. Рейгана занимает значительную площадь. Посетителей привлекает полномасштабная и точная копия Овального кабинета в Белом доме, каким он был при Рейгане. Специальная секция посвящена Ненси Рейган. В музее хранится огромное количество подарков, поступивших в адрес президента и первой леди на протяжении восьми лет правления. Конституция США (ст. 1, разд. 9) запрещает официальным лицам получать для личного пользования любые подарки от королей, принцев или иностранных государств без разрешения на это Конгресса. Они предназначены не конкретному лицу, а должности и поэтому являются собственностью государства.

Специальное подразделение Белого дома (White House Gift Unit) получает, регистрирует и хранит подарки, поступающие президенту и первой леди. Работают здесь шесть сотрудников на постоянной основе, время от времени им помогают волонтеры. Каждый, кто прислал или передал подарок, получает благодарность, подписанную президентом, первой леди или руководителем отдела корреспонденции. Каждый подарок проверяется Службой безопасности и заносится в БД. Подарки, стоимость которых менее 35$, не имеющие отношения к президенту, его политике, времени правления (книги, одежда, медали, детские игрушки и т. п.) передаются благотворительным организациям.

В Музее ПБ созданы прекрасные условия хранения экспонатов. Они размещены в специальных контейнерах, шкафах или на полках в зависимости от вида, размера, ценности. Широко используется консервационная бумага, специальные пластиковые пакеты и прочие специальные средства для продолжительного хранения. Особое внимание – украшениям из драгоценных металлов, изделиям искусства.

В ПБ Р. Рейгана, как и в Национальном архиве, работают волонтеры. Их около 50, это, как правило, пенсионеры. Выходят они на работу по специально составленному расписанию раз в неделю, проводят экскурсии по музею, помогают разбирать и описывать подарки, выполняют техническую работу в архивном и книжном отделах (и делают все очень ответственно и старательно). Музей имеет насыщенные культурно-образовательные программы. Часто его экспонаты берут другие музеи и учреждения для проведения выставок и иных мероприятий.

Книжный фонд ПБ Р. Рейгана, как и других ПБ, незначителен и составляет около 16 тыс. ед. Должности библиотекаря вообще не существует, лишь одна сотрудница из всего штата имеет библиотечное образование, занимает должность архивиста и одновременно отвечает за книжный фонд. Он делится на две части: подаренные президенту книги, хранящиеся в музейном отделе, и открытый фонд: справочники, издания, посвященные институту президентства, отдельным президентам, их семьям, историческим событиям, на фоне которых проходила их деятельность. Как и фонды небольших библиотек США, книжный фонд ПБ не каталогизируется самостоятельно; библиографические записи (с классификационными индексами, предметными рубриками и даже авторскими знаками) заимствуются из электронных каталогов.

 

Шестидесятилетний опыт функционирования ПБ подтвердил, что это наиболее приемлемая форма хранения, обработки и использования архивов президентов. ПБ выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают довольно быстрый доступ к президентским архивам (как правило, уже через пять лет после ухода президента с должности), предоставляя широкие возможности исследователям в изучении новейшей политической истории, жизни и деятельности отдельных президентов. Фонды этих архивов ныне настолько огромны, что ни Библиотека Конгресса, ни Национальный архив не в состоянии были бы ни разместить их в своих стенах, ни обработать, ни финансировать хранение и контроль такого объема материалов.

Успешное функционирование музеев дает возможность широкой пропаганды института президентской власти, деятельности отдельных президентов. Аргументом в пользу ПБ многие ученые считают их географическую децентрализацию, которая обеспечивает физическую безопасность. Рассредоточение по территории страны удобно для исследователей и студентов, ведь большие университеты не сконцентрированы лишь в столице, они имеются в каждом штате США. Простота доставки документов с помощью современной техники дает возможность каждой ПБ за сравнительно незначительную сумму делать копии необходимых документов по запросам учреждений или исследователей из любой страны.


* Wilson D. Presidential Libraries // Prologue: Quarterly of the National Archives. Washington. 1989. Vol. 21. N 2. P. 100.