УДК 658.014.1.012.45
Протопопова Е.Н.
Информационное обеспечение
предпринимательской деятельности в малых
городах
Результаты опроса предпринимателей Брянской области.
Информационное обеспечение предпринимательства – один из важнейших элементов развития отечественного малого бизнеса. В этом процессе задействован целый ряд структур, каждая из которых должна выполнять свои, свойственные только ей функции, в тесной координации с остальными.
В малых городах библиотеки до сих пор остаются единственными общедоступными информационными центрами, способными обеспечить доступ к необходимой информации, полноту и точность информационного поиска. Поэтому в целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области на 2001–2003 годы» широко задействованы ресурсы, возможности, творческий потенциал библиотечной системы региона.
В рамках этой программы в мае–июне 2003 г. центральные библиотеки Брянской области провели опрос предпринимателей районных центров, который позволил подвести итоги трех лет работы библиотек по информационному обеспечению малого бизнеса региона и наметить его перспективы. В опросе участвовали предприниматели из 19 малых городов, отличающихся от крупных естественными замедленными темпами развития и более острыми проблемами в организации предпринимательской деятельности.
Библиотеки попытались рассмотреть проблему информационного обеспечения предпринимательской деятельности. В опросе приняли участие 200 человек, что, учитывая деловую загруженность представителей малого бизнеса, показывает интерес предпринимателей к обсуждаемой проблеме.
Анкета содержала три блока вопросов. Первый дал возможность получить сведения о респондентах (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Возраст респондентов
Возрастные группы, лет |
Количество опрошенных | В % к числу опрошенных |
---|---|---|
До 30 | 40 | 20 |
31–40 | 76 | 38 |
41–50 | 66 | 33 |
Старше 50 | 18 | 9 |
В возрастной структуре преобладает самая трудоспособная группа от 31 до 50 лет – 71%. Большей частью руководят малыми предприятиями мужчины – 58 % опрошенных.
Таблица 2
Образовательный статус респондентов
Образование | Количество опрошенных | В % к числу опрошенных |
---|---|---|
Высшее техническое | 32 | 21 |
Высшее гуманитарное | 34 | 17 |
Среднее специальное | 104 | 52 |
Среднее общее | 20 | 10 |
Руководители малых предприятий преимущественно имеют среднее специальное образование, 38% – высшее. Среди имеющих общее среднее образование (10%) – разные возрастные группы, основное занятие которых – торгово-закупочная деятельность; никто из них не заявил о заочном обучении.
До начала предпринимательской деятельности многие руководители малых предприятий работали в промышленности – 35,5%, в сфере обслуживания – 23,5%, в торговле – 16,4%. Руководителями разных уровней были 6% респондентов, 5% из возрастной группы «до 30 лет» нигде ранее не работали.
71% участников опроса имеют многолетний деловой опыт, связанный с предпринимательством пять и более лет. Как правило, это зрелые предприниматели в возрасте от 30 до 50 лет. Деятельность значительной части респондентов связана с торговлей (56%) и сферой услуг (29%). Около 9% респондентов совмещают торговую деятельность с предоставлением услуг населению. Только 22% связаны с производством. Кроме того, двое респондентов занимаются фермерством, двое – нотариальной деятельностью, двое – фармацевтикой.
Второй блок вопросов позволил выяснить основные источники получения информации предпринимателями.
Как показали результаты опроса, для более эффективного ведения дел предприятиям малого бизнеса необходима информационная поддержка – об этом заявили 73% руководителей предприятий. По мнению 54% опрошенных, информационную поддержку малому предпринимательству в первую очередь должны оказывать налоговые службы; 40% респондентов отдают предпочтение местным органам власти; 28% считают, что информационную поддержку могут оказывать и библиотеки.
На деле 73% предпринимателей получают информацию для ведения дел в налоговых службах, по 23% – в администрации и в библиотеке, еще 31% – в СМИ. При этом около 50% респондентов получают информацию в нескольких местах. Три респондента написали, что нигде не могут получить нужную информацию.
Немногим более половины предпринимателей пользуются ресурсами своей районной (городской) библиотеки. Из них постоянных читателей только 13%, остальные пользуются библиотекой от случая к случаю.
Предпринимателям-читателям предложено ответить на вопрос, удовлетворены ли они информационным обслуживанием в библиотеке. Ответы представлены в табл. 3.
Таблица 3
Оценка библиотечного
обслуживания предпринимателями
(в процентах к числу опрошенных)
Позиции | Удовлетворены | Не удовлетворены | Не дали ответа |
---|---|---|---|
Каталоги, картотеки |
54 | 13 | 33 |
Книжный фонд |
26 | 50 | 24 |
Фонд периодических изданий |
35 | 45 | 20 |
Использование |
21 | 50 | 29 |
Фонд
нетрадиционных |
12 | 61 | 27 |
Культура обслуживания |
76 | 24 |
Среди форм взаимодействия с библиотекой, представляющих интерес для предпринимателей, лидирует индивидуальное информирование. Этой форме отдают предпочтение 65% ответивших. 17 человек предпочитают выставки, 15 хотели бы принимать участие в клубе деловых встреч, 4 человека – пользоваться ИПС и БД (ФАПСИ, Кодекс, Консультант + и др.).
Опрос выявил, что самым активно потребляемым источником информации для 57% предпринимателей малых городов остаются газеты. В связи с этим библиотеки области провели анализ публикаций по проблемам предпринимательской деятельности в региональных периодических изданиях. Результаты показали, что проблема представления предпринимательского опыта и деловых интересов в региональной прессе и на местных радиоканалах остается крайне актуальной. Пока региональные СМИ оказывают недостаточную поддержку местным товаропроизводителям, предпринимательским структурам, популяризации областной целевой программы поддержки предпринимателей. Регулярная и всесторонняя информация о состоянии дел в предпринимательских структурах будет способствовать развитию бизнеса, поможет сформировать позитивный образ человека дела, повысить престиж малого предпринимательства, осветить деятельность региональной законодательной и исполнительной власти в поддержку малого предпринимательства области.
В районных центрах только 23% предпринимателей используют Интернет для получения необходимой информации, из них 62% пользуются Интернетом дома и на работе, 19% – в библиотеке, 19% – в узлах связи; один респондент из г. Климова посещает Интернет-клуб. Только 18% респондентов назвали Интернет основным источником информации. Однако, по мнению 40% опрошенных, будущее принадлежит новейшим технологиям. Еще 40% считают, что в равной мере будут развиваться новые технологии и традиционные формы.
В целом эта категория пользователей недостаточно продвинута в информационно-технологическом плане, видимо, недооценивает и поэтому неактивно использует новые информационные технологии. Видна и недоработка библиотек, освоивших новые технологии, но недостаточно рекламирующих возможности электронного видения бизнеса: электронную почту, доступ к информации в Интернете, работу с Интернет-ресурсами, ведение баз данных, рекламу, покупки и продажи в Интернете, собственный сайт.
Главный вопрос третьего блока – «Какая информация нужна предпринимателям?»
В рейтинге основных видов информации, необходимых предпринимателям, безусловное лидерство принадлежит информации о налогообложении. Следующей отмечена потребность в официальной информации, документах из органов власти. На третьем месте – нормативно-правовая информация. Затем руководителей малых предприятий примерно в равной мере интересует ценовая и коммерческая информация, информация о кредитах и инвестициях. В этом же ряду стоит информация о проведении проверок.
В вопросе о рейтинге остальной информации мнения респондентов разделились. Так, для предпринимателей, занятых в производственной сфере, имеющих высшее техническое и среднее специальное образование, на одном из первых мест стоит информация об оборудовании и технологиях, в то время как для остальных опрошенных эта информация не представляет интереса.
Не совпадает и рейтинг необходимой информации в разных районах. Предприниматели г. Дятькова, в основном занятые торговлей, на третье место поставили ценовую информацию по области и России. Предприниматели г. Почепа отдали третье место коммерческой информации. В г. Климове предприниматели тоже отдали третье место коммерческой информации, а на шестое место в этом городе вышла обучающая информация, не поднявшаяся на такую ступень в общем рейтинге. Библиотекам следует учитывать районную специфику при планировании и осуществлении информационного обеспечения предпринимателей.
Опрос показал, что предпринимателей как членов местного сообщества интересует информация регионального значения. Здесь для библиотек, собирающих, обрабатывающих и предоставляющих информацию местных органов власти, большие перспективы и непочатый край работы. У некоторых уже есть положительный опыт в этом направлении. Например, в Жуковской районной библиотеке в 2002 г. создан информационно-аналитический центр по вопросам местного самоуправления, в задачи которого входят сбор и обработка информации по различным направлениям экономической деятельности в районе. Специалисты центра активно работают в режиме индивидуального информирования не только муниципальных служащих, но и руководителей предприятий, предпринимателей.
Участники опроса внесли предложения:
ознакомить каждого предпринимателя области с программой поддержки малого бизнеса;
наряду с широким показом информационных ресурсов организовывать выездные консультации специалистов – юристов, экономистов, налоговиков;
оказывать помощь в организации рекламной деятельности, подготовке рекламных проспектов, составлении бизнес-планов;
обеспечить доступность и прозрачность информации путем внедрения новых информационных технологий во все районные библиотеки как главные информационные центры малых городов;
улучшить комплектование библиотек периодическими изданиями, литературой по праву и экономике.
В целом по результатам опроса можно сделать вывод, что информационное поле, в котором так нуждаются предприниматели, еще не создано. Информационное обеспечение предпринимательства в малых городах только начинает совершать переход от примитивного и явно недостаточного для малого бизнеса информационного обслуживания к современному уровню – части глобального информационного сообщества. И здесь трудно переоценить роль библиотек как главных информационных центров малых городов в обеспечении доступности информации всем категориям пользователей.