УДК 02

Евстигнеева Г.А.

Научная библиотека в информационном обществе

Любая организация или структура функционирует в зависимости от социального, экономического, политического развития государства и решает задачи, которые перед ней ставит общество. Не являются исключением и библиотеки.

В научной литературе наиболее употребима следующая классификация видов общества.

К этому периоду относится становление первых научных библиотек в России. Первые университетские библиотеки основаны в ХVIII в. Вплоть до 1917 г. в России насчитывалось не более ста научных библиотек, так как потребность общества в библиотеках была не слишком велика.

В первые послереволюционные годы с началом индустриализации количество научно-технических библиотек возросло в 5–6 раз по сравнению с дореволюционным. Библиотеки размещались по территориальному и производственному принципам. При этом в целях упорядочения их деятельности были предприняты первые шаги по разработке плана создания единой библиотечной сети, обеспечивающей взаимодействие библиотек и охватывающей все стороны библиотечной деятельности.

Бурное развитие научно-технических библиотек приходится на конец 1950-х – начало 1960-х гг. и связано с расцветом науки и промышленности. В то время вышел ряд постановлений Совета Министров СССР и ЦК КПСС, направленных на развитие научных библиотек с целью поддержки развития науки в стране и определивших деятельность научно-технических библиотек на многие годы.

Важнейшим шагом было создание ГПНТБ СССР (1958 г.) как библиотеки государственного значения по обслуживанию науки и промышленности отечественной и иностранной литературой, библиографического и методического центра научных и технических библиотек, научного учреждения, головной организации, осуществляющей координацию закупки иностранной литературы научно-техническими библиотеками страны.

С конца 1970-х гг. ведутся теоретические и практические разработки по формированию единого библиотечного фонда страны как совокупности библиотечных фондов различных уровней. В связи с этим в центре внимания специалистов такие понятия, как единый фонд, совокупный фонд, распределенный фонд, показывающие, что отдельно взятая библиотека рассматривается как звено той или иной библиотечной системы, входящей в свою очередь в единую библиотечную систему страны.

В России процесс вхождения в постиндустриальное общество начался в конце 1990-х гг. и продолжается сейчас, когда бизнес в сфере услуг стал не менее, а в ряде случаев даже более прибыльным, чем в производственной сфере. Для библиотек в этот период, несмотря на ограничения в финансировании, характерно развитие библиотечных процессов на основе автоматизированных технологий.

 

Факторы информационного общества

Чтобы понять перспективы развития и современное состояние библиотек, подробнее рассмотрим, как происходит формирование информационного общества в России и мире.

Для информационного общества характерна ведущая роль информации, знаний, в любом случае – нематериальных активов в капитализации отдельных предприятий и национальной экономики в целом. Наглядный тому пример – компания по производству программного продукта Майкрософт (Microsoft) во главе с богатейшим человеком мира Биллом Гейтсом (Bill Gates). Стоимость земельных участков, занятых заводами и офисами, зданий и всего оборудования, принадлежащего компании (в том числе и средств вычислительной техники), существенно меньше стоимости нематериальных активов – патентов, ноу хау, опыта работы с другими компаниями, опыта подбора, подготовки и переподготовки кадров и т.п. Стоимость компании сегодня – 45 млрд долларов. Президент компании Билл Гейтс заявил, что в 2004 г. расходы на НИОКР увеличатся на 20%.

 

Предпосылкой для возникновения информационного общества являются факторы постиндустриального общества, поскольку бурный рост наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг приводит к развитию таких видов деятельности, как маркетинг, реклама, менеджмент, которые невозможны без высокого уровня информационных технологий. Уже в 1960-х гг. академик А.А. Харкевич утверждал, что для увеличения производства, например в два раза, требуется в четыре раза увеличить объем необходимой для этого информации [2].

В России только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу, наиболее развитые страны – в стадии перехода от постиндустриального общества к информационному. Нынешнее время – период, когда способность производить, приобретать и использовать знания становится важнейшим фактором международной конкурентоспособности. Поэтому в наиболее развитых странах инвестиции в знания (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии) по своему объему уже догоняют инвестиции в основной капитал [1, 3].

Задача вхождения в мировое информационное сообщество стоит перед всеми странами мира. Решается эта задача в каждой стране по-своему в зависимости от экономического, технологического, политического, информационного развития. Выбор стратегии формирования информационного общества зависит также от роли страны в мировой цивилизационной и геополитической схемах сегодня и в будущем.

Задачей России является преодоление технологической и социальной отсталости на основе модернизации компьютерных и коммуникационных технологий, повышения спроса на информацию и знания, создания конкурентного инновационного рынка. Это потребует развития современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, общенациональной компьютерной сети, формирования единого информационного и экономического пространства. Россия обладает потенциалом, необходимым для решения этих задач.

Карл Далман, руководитель программы «Знание в интересах развития» Института Всемирного банка, считает, что в инновационной системе у России огромный потенциал, традиционно развитая фундаментальная наука и значительные ресурсы научно-технических кадров. Тормозят развитие слабая связь науки с производством, когда фундаментальные исследования не связаны с потребностями производственного сектора, а также недостаточное использование мировых запасов знаний из-за морально и технически устаревшей системы их распространения.

Важнейшим фактором формирования информационного общества является развитие Интернета и внедрение сетевых технологий во все сферы жизни общества. Решение этой стратегической задачи осуществляется посредством правительственных программ и проектов.

 

Программы, направленные на решение задач
по информатизации общества

Проект «Электронная Европа» разработан в 1999 г. Европейской комиссией и направлен на ускорение процессов вхождения Европы в новую экономику, основанную на знании. Цель проекта – развитие сетевых услуг и облегчение доступа к информации через Интернет в странах Евросоюза для информатизации всех сфер развития общества. Ключевая роль при этом отводится правительству, формирующему долгосрочные планы в рамках стабильной, имеющей четкие цели политики. Общеевропейский правительственный план состоит из 23 пунктов, основные из них – «электронное правительство», электронная коммерция, создание информационного контента [4].

Важнейшее направление проекта – развитие Интернета. По данным Еврокомиссии в 2001 г. лидером интернетизации была Ирландия; за ней с небольшим отрывом – Финляндия; не слишком отстают и Норвегия, Швеция, Дания (рис. 1) [5].


Рис. 1. Уровень развития основных Интернет-услуг
(источник:
Cap GeminiErnst & Young)


Наиболее масштабной программой, направленной на информатизацию России, является Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) [6], которая должна:

Реализация программы позволит эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере информационных и коммуникационных технологий, преодолеть отставание России от развитых стран по уровню использования и развития информационных и коммуникационных технологий, что обеспечит гармоничное вхождение страны в мировую экономику и глобальное информационное сообщество.

Библиотеки принимают активное участие в этой программе.

 

Роль библиотек в информационном обществе

Сегодня в центре внимания находятся проблемы, связанные с удовлетворением информационных запросов читателей: выявление потребностей пользователей, полнота поступлений литературы, использование Интернета в библиотечных процессах, использование рынка электронных документов. Этот интерес связан с тенденциями развития мирового рынка научной информации, который в последнее десятилетие характеризуется резким увеличением научных публикаций. В 20-м столетии число научных публикаций в мире удваивалось каждые 10–15 лет [7].

Первые научные журналы вышли в свет в 1665 г.: во Франции – «Журнал для ученых» (Journal des Savants), в Англии – «Философские труды королевского общества» (Philosophical Translations of the Royal Society).

В России первым журналом явилось приложение («Примечания») к газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1728 г.).

Сегодня библиографический справочник журналов, издающихся в мире, – «Ulrich’s Plus» – насчитывает свыше 180 тыс. наименований журналов, значительная часть которых – научные.

 

В результате бурного роста числа научных публикаций, а также значительного роста цен на научные издания к середине 1990-х гг. стало ясно, что традиционная технология производства и распространения научной литературы становится неэффективной. Кроме того, в последние 10 лет сложилась такая ситуация, при которой цены на научную литературу растут быстрее, чем финансирование библиотек. Это ведет к неизбежному сокращению закупок литературы и, следовательно, ухудшению информационного обеспечения ученых. Иллюстрация к сказанному – рис. 2, представленный в материалах Постоянной конференции научных и университетских библиотек – SCONUL Standing Conference of National and University Libraries) [8].

Рис. 2. Влияние роста цен на закупку научной литературы.


Библиотека всегда была участником рынка научных публикаций.

В традиционной системе создания и распространения научных публикаций, существующей более ста лет, роль каждого участника четко определена.

Рис. 3. Взаимодействие участников информационного рынка
при традиционных технологиях.


В технологии создания и распространения научной информации библиотеки выполняют функции библиографической обработки, хранения научной литературы и предоставления ее читателям (рис. 3).

Развитие новых технологий дает возможность перераспределения ролей. Это приводит к тому, что каждый из участников информационного рынка стремится усилить свои позиции и видит расстановку сил с выгодной для себя стороны. Издательствам было бы выгодно, чтобы распространение информации в электронном виде осуществлялось практически без участия библиотек и происходило бы по схеме, представленной на рис. 4.

Рис. 4. Перспективная технология производства
и распространения научной информации с точки зрения издателей.


При такой технологии издательство получает от автора (ученого) материал в электронном виде, редактирует и архивирует его, а затем передает потребителю – ученому или специалисту.

Такая модель сегодня распространена не широко и практикуется в том случае, если журнал издается только в электронном виде и предоставляется в пользование бесплатно через Интернет. В качестве примера можно привести совместное с Институтом физики Великобритании и Немецким физическим обществом  издание реферируемого, полностью электронного журнала New Journal of Physics. Бизнес-модель предполагает оплату публикуемых статей самими авторами и составляет приблизительно 500 долларов США.

Все большее распространение в мире приобретает другая модель, при которой создание и распространение научных документов в электронном виде происходит, минуя издательства. Ученые считают такую схему эффективной (рис. 5).

Рис. 5. Перспективная технология производства и распространения  
научной информации с усилением роли библиотек.

Университеты считают, что ученые могут передавать отредактированные материалы непосредственно в библиотеку того университета, где они работают. В вычислительном центре университета и библиотеке материалы обрабатываются, снабжаются метаданными, размещаются на сервере и представляются для доступа ученым. Эта схема имеет место при организации доступа как к новейшим трудам и разработкам университетов, так и к архивным фондам, которые создаются в рамках учреждения. Возможна тематическая архивация, когда ученые одной специальности участвуют в создании доступного для всех архива.

Все большее влияние на формирование рынка научной информации оказывают проекты, стимулирующие публикацию без участия коммерческих издателей. Позиции библиотек при этом усиливаются. Но происходит это лишь в случае, если стоящие перед библиотекой задачи решаются с использованием новых технологий. Это относится ко всем библиотечным процессам: формированию фонда, подходу к сохранности и использованию документов, обслуживанию читателей, взаимодействию с другими организациями, созданию собственных информационных ресурсов. Ведущую роль при этом играет использование Интернета.

 

Интернет в библиотеке

Интернет в библиотеке является средством, широко используемым в обслуживании пользователей. Это доступ к каталогам и ресурсам других библиотек, к полнотекстовым научным публикациям, базам данных, научным журналам, возможность получать копии статей по системе доставки документов.

С использованием Интернета появились новые возможности у сотрудников, занимающихся комплектованием фондов. Расширилась сфера доступа к источникам информации о научной литературе. Теперь у специалистов есть возможность получить актуальную библиографическую информацию на сайтах издательств, коллекторов, книготорговых и книгораспространительских организаций, а также оформить заказ на книги и журналы.

Возможность доступа ко многим сайтам позволяет библиотекарю сделать наиболее выгодный по цене и качеству доступа выбор издания или поставщика. Совместная подписка на журнал и электронный доступ к нему дает возможность работать с изданием нескольким читателям одновременно [9], что очень важно для журналов, имеющих высокий спрос, но малую экземплярность в фонде. Кроме того, современные библиотеки активно участвуют в процессе создания информационных ресурсов, что делает этот рынок еще более обширным и насыщенным.

 

Новые требования к профессии

Многообразие новых задач и функций библиотек предъявляет к профессии библиотекаря новые требования.

Современной библиотеке нужны специалисты, имеющие не только традиционные профессиональные знания. Библиотекарь должен быть высокообразованным человеком с широким кругозором. К примеру, формирование фонда должно вестись с учетом использования мировых ресурсов научных электронных документов. При этом специалист в области комплектования должен знать тенденции развития общества, перспективные направления в науке, рынок печатных и электронных научных публикаций. Эти знания необходимы для оптимального подбора литературы в фонд библиотеки и организации доступа к нужным электронным публикациям. Для выбора электронного ресурса специалист должен иметь представление не только о содержательной стороне ресурса и его технических характеристиках, но также о существующих аналогах.

Не менее разносторонними знаниями должны обладать специалисты, занимающиеся обслуживанием читателей. Чтобы быстро и качественно выполнить запрос читателя, библиотекарь должен хорошо знать имеющиеся в распоряжении библиотеки информационные источники и уметь сделать правильный выбор для удовлетворения запроса читателя.

В современных условиях библиотека перестает быть просто библиотекой в ее традиционном понимании, она берет на себя также функции информационного центра, и сотрудники библиотеки должны обладать соответствующими знаниями.

 

Список источников

  1. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение. 2000. № 3. С. 32–38.

  2. Харкевич А.А. Информация и техника // Коммунист. 1962. № 12.

  3. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О формировании информационного общества в России // Информ. общество. 1998. Вып. 6. С. 8–13.

  4. Программа «Электронная Европа» http://europa.eu.int/information_society/eeuropr/index_en.htm

  5. B2B IBS, информационно-аналитический журнал Biebiothekdienst 37. Jg. 2003, H. 6. S. 731-739.

  6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» http://www.e-rus.org/articles/text_programm_1.shtml#1

  7. Dekker J. De Solla, Little Science Big Science, http://www.ib.hu-berlin.de/

  8. Heike Andermann, Entwicklung von alternatieven Publikationsstrukturen in Europa und den USA. DFG – Proekt: Perspektiven fuier den Bezug elektronischer Fachinformation in der Bundesrepublik Deutschland, Biebiothekdienst 37. Jg. 2003, H. 6. S. 731–739.

  9. Гончаров М.В., Шрайберг Я.Л. Введение в Интернет. Ч. 1. Общие сведения. М., 2000. 60 с.; Ч. 9. Интернет для библиотек. Москва, 2001. 80 с.