УДК 028.1

Забелина О.Б.

Формирование информационной культуры
студентов университета

Цели и задачи летней практики студентов в библиотеке Владивостокского университета экономики и сервиса.

Количество и разнообразие информационных ресурсов стремительно растет, и вместе с ними растут объем и уровень сложности навыков поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умения применять технические средства, используемые в информационном процессе.

Современная система образования предполагает увеличение доли самостоятельной работы студента, эффективность которой напрямую зависит от уровня его информационной культуры. К сожалению, часто студенты оказываются беспомощными при решении типовых информационных задач, не знают состава библиотечных каталогов и картотек, слабо представляют ценность специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, что соответственно приводит к плохой организации самостоятельной работы. Поэтому библиотека Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) все больше внимания уделяет формированию информационной культуры студентов. С этой целью в библиотеке организована летняя учебная практика студентов первого курса.

Согласно Положению о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1154, практика студентов является составной частью основной образовательной программы и может проводиться как на предприятиях, учреждениях, организациях, так и в структурных подразделениях вуза.

Для реализации поставленной цели сотрудники библиотеки разработали план проведения практики, включивший теоретический цикл занятий; поиск информации по темам в библиотеках города, заполнение анкеты; поиск информации в библиотеке ВГУЭС, составление библиографического обзора; работу в фонде библиотеки.

В ходе теоретических занятий студенты получили знания по методике поиска информации в библиотеках, в полнотекстовых базах данных EBSCO Publishing, в информационных изданиях ИНИОН и ВИНИТИ, необходимые им для образовательной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.

Многочисленные социологические исследования показывают, что мотивация деятельности студента в немалой степени зависит от осознания практической значимости получаемых знаний, поэтому библиотекари предложили студентам осуществить поиск информации по темам собственных курсовых работ.

За время практики студенты посетили библиотеки города, в том числе Приморскую государственную публичную библиотеку им. А.М. Горького, Библиотеку профсоюзов им. А.А. Фадеева, Центральную библиотеку
им. А.П. Чехова, научные библиотеки вузов.

По итогам посещения библиотек студенты ответили на вопросы специально составленной анкеты. Некоторые из них:

Возникли у Вас какие-либо проблемы при записи в библиотеки?

Каким каталогом Вы пользовались при поиске литературы?

По каким программам создается электронный каталог в библиотеках?

Оцените по 5-балльной системе интерьер, интерфейс пользователя электронного каталога, культуру обслуживания в каждой библиотеке.

Какие услуги, предлагаемые библиотеками города и не оказываемые библиотекой ВГУЭС, Вам понравились?

Анализ полученных ответов показал, что у студентов не возникло проблем при записи как в библиотеки, традиционно обслуживающие все категории пользователей (краевую, городскую, профсоюзную), так и в библиотеки вузов города.

При поиске информации пользовались только электронным каталогом 68% студентов, электронным и карточным – 28%, только карточным – 4%. При формировании каталогов в библиотеках используются разные программы – «MAРК», «Библиотека 4», в двух библиотеках вузов разработаны собственные программы. В анкетах более высокий средний балл получил интерфейс пользователя каталога ВГУЭС, который работает на программе LibVSUE, разработанной в библиотеке. Но достоверный вывод, какой каталог удобнее для пользователя, можно сделать, проведя аналогичное сравнительное исследование с участием студентов других университетов города.

Культуру обслуживания в общедоступных библиотеках студенты оценили выше, чем в библиотеках вузов. Чтобы понять причину, необходимо изучить кадровый состав библиотек.

В целом студенты положительно оценили работу библиотеки своего университета, но и высказали ряд критических замечаний.

Отчет о проделанной работе содержал описание технологии поиска литературы, реферативный обзор найденных по теме источников и заполненную анкету. Анализ отчетов по поиску информации позволил определить студентов, которые недостаточно освоили методику поиска информации. С ними сотрудники библиотеки провели индивидуальные консультации.

Отмечено, что студенты с более высоким уровнем информационной культуры не испытывают трудностей в поиске информации и более положительно оценивают работу библиотек. Этот вывод сделан в результате сопоставления отчетов по информационному поиску с заполненными анкетами. Те студенты, которые успешно справились с поиском документов, грамотно составили библиографический обзор, в анкетах деятельность библиотек оценили выше.

Положительные результаты учебно-производственной практики: