УДК 025.1+008

Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А.

Корпоративное управление и корпоративная культура
в библиотечно-информационной сфере

Представлено новое направление в научных изысканиях Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Минздрава Республики Татарстан.

Корпоративное управление – это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Проблема корпоративного управления приобрела в современной России особую актуальность в связи с переходом к рыночным отношениям.

К сожалению, подавляющее большинство руководителей библиотек, в том числе наиболее хорошо известных нам медицинских – республиканских, областных и больничных, имеют крайне слабое представление о корпоративном управлении.

Стремление изменить существующее положение побудило нас высказать свой взгляд по этому вопросу в профессиональной печати.

К основным принципам корпоративного управления относятся:

Для корпоративного управления характерны такие важные черты, как отказ руководителя от использования части своей компетенции и передача ряда полномочий сотрудникам; восприятие руководителем сотрудников как партнеров, которые могут решать текущие задачи в основном самостоятельно. Эти черты требуют от сотрудников способности брать ответственность на себя, готовности отвечать за свои действия, наличия у них контрольных прав, желания и умения их использовать.

При умелом использовании корпоративное управление обеспечивает обоснованность управленческих решений, высокую мотивацию сотрудников к труду и разгрузку руководителя. Но для этого необходимо создать определенную среду – корпоративную культуру.

Судя по публикациям в профессиональной печати, проблемы формирования корпоративной культуры во всем многообразии этого явления еще не стали предметом активного обсуждения в библиотечном сообществе, хотя отдельные попытки все-таки предпринимались. Например, в 1999 г. кафедра научно-технической информации С.-Петербургского государственного университета культуры провела исследование «Корпоративная культура в представлении работников публичных библиотек Санкт-Петербурга».

Исследование корпоративной культуры стало новым направлением в научных изысканиях Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра (РМБИЦ) Минздрава Республики Татарстан.

Нельзя утверждать, что в каком-либо учреждении вообще нет корпоративной культуры. Просто эта культура может быть со знаком «плюс» и со знаком «минус», влиять на имидж организации как в положительную, так и в отрицательную сторону. В целом она – отражение отношений между сотрудниками, стилем взаимодействия организации с внешним миром и стилем управления внутри самой организации.

В РМБИЦ существует база, на которой строятся указанные отношения. Это – этическая политика Центра в отношении его пользователей и производная от нее кадровая политика (подбор персонала, способного успешно реализовывать поставленные перед организацией цели).

Внутренние корпоративные требования предъявляются к поведению сотрудников. Необходимо, чтобы при общении с пользователем Центр представляли достойные сотрудники, поскольку в этом случае формируется благоприятный имидж организации. Дисциплинарные требования, пожелания к внешнему виду претендентов на работу в РМБИЦ выдвигаются на предварительном собеседовании. Тем не менее строгой регламентации, к примеру в одежде, в Центре не существует, стиль внутреннего общения неформальный.

В РМБИЦ четко определен порядок рабочих процессов; решения принимаются централизованно; выстроена управленческая иерархия; существует определенный стиль деловых отношений; отработана схема прохождения документов, информации.

 

Правила поведения предполагают, что для решения разных вопросов сотрудник может предпринимать разные действия. Вопросы, относящиеся к сфере деятельности отдельного подразделения, решаются внутри подразделения с непосредственным руководителем. Вопросы, касающиеся организации в целом, в зависимости от их значимости выносятся на общее обсуждение, на методический совет или решаются высшим руководством.

В последние годы в библиотечной сфере произошли значительные изменения, вызванные двумя главными обстоятельствами. Первое – внедрение компьютерных информационных технологий и соответствующая переориентация библиотечного обслуживания с предоставления информации на содействие самостоятельному доступу пользователя к информации. Второе – развитие рынка информации, появление у библиотек множества конкурентов. В этих условиях библиотеки могут выстоять, только обеспечив высокий уровень обслуживания.

В РМБИЦ определены ориентиры, к которым следует стремиться при обслуживании, и пути их достижения. Новое заключается в неизмеримо большем, чем ранее, акценте на пользователя, а также в том, что информационное обслуживание рассматривается как целый комплекс услуг, предоставляемых Центром, в совокупности с отношением персонала к пользователям, обеспечением для них комфортных условий и т.д.

Формирование корпоративной культуры – сложный и многоступенчатый процесс, который подразумевает создание условий для полного раскрытия потенциала работников через мобилизацию их интересов, мотивацию и удовлетворение потребностей. При этом упор делается на коммуникацию, на деловое общение, а не на дисциплинарные методы.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что РМБИЦ – это организация, объединяющая людей, подавляющее большинство которых преданы ее целям, потому она заметно опережает подобные учреждения по производительности труда и эффективности использования ресурсов. Людям, как правило, не приходится повторять, что именно следует сделать. Они восприимчивы. Их отличает позитивная установка, они инициативны и деятельны. Одним словом, они выполняют правила игры, причем не только формальные, но и неписаные.

В РМБИЦ большое внимание уделяется профессиональной ориентации, адаптации в коллективе, оценке производственной деятельности, системе вознаграждений, профессиональной подготовке и обучению, продвижению по службе.

Отношения выстраиваются с первого дня работы сотрудника в РМБИЦ. Новичков знакомят с деятельностью разных подразделений, для них проводится специальная экскурсия, позволяющая получить системное представление о деятельности Центра.

Большое внимание уделяется поощрениям за профессиональные достижения, что можно отнести к элементам корпоративной культуры или к способам мотивации персонала. Вручаются почетные грамоты, памятные призы, подарки; практикуется премирование и т.п.

Все сотрудники Центра имеют возможность продвигаться по службе: по вертикали – проявившие способности к руководству, по горизонтали – достигшие определенных профессиональных высот на своем участке. Ранговое продвижение означает повышение в должности с соответствующей прибавкой зарплаты. Профессиональное и должностное продвижение сотрудников осуществляется на основании всестороннего изучения и оценки их способностей, склонностей, личных и деловых качеств.

РМБИЦ тесно сотрудничает с Казанским государственным университетом культуры и искусств. Студентам университета предоставлена возможность проходить практику в Центре, а лучшим из них – войти в число штатных сотрудников после окончания учебы.

При нарушении корпоративных правил работнику делается замечание, но выговоры выносятся редко. Наказания широко не афишируются. Если персонал нарушает этику взаимоотношений с пользователями, возможно применение достаточно серьезных санкций.

Особое внимание в Центре уделяется формированию навыков руководства и развитию потенциала лидеров. РМБИЦ, впрочем как и другие библиотеки и информационные органы страны, нуждается в лидерах, способных создавать сильную команду, умеющих предвидеть развитие событий и обладающих навыками вдохновлять других.

В последние годы широко используется такая форма паблик рилейшн, как маркетинг личности. Это означает рекламу библиотеки через рекламу наиболее квалифицированных сотрудников. Учитывая, что рейтинг организации возрастает вместе с рейтингом ее специалистов, РМБИЦ предоставляет возможность наиболее квалифицированным работникам проявлять свои способности в качестве докладчиков, консультантов, экспертов, преподавателей. Их выступления на российских и международных конференциях, симпозиумах, творческие контакты с зарубежными коллегами, публикации в специальных научных изданиях значительно повышают престиж Центра.

Межличностные взаимоотношения сотрудников библиотек, являющиеся важным компонентом корпоративной культуры, еще не нашли должного отражения в научных исследованиях. Они пока слабо изучены. Немногие директора библиотек рискуют обращаться к этой теме. Хотя, например, в ГПНТБ СО РАН проводились исследования психологического климата и социально-психологических особенностей труда библиотечного коллектива.

РМБИЦ начал разработку руководства по корпоративному управлению и формированию корпоративной культуры. Пришло время подумать о том, как за счет прогресса в этой сфере повысить эффективность деятельности организации.

 

Список литературы

Багрова И.Ю. Библиотечный менеджмент: управление качеством работы библиотеки (Сводный реферат по материалам зарубежной печати) / И.Ю. Багрова // Мир библиотек сегодня. – 1997. – № 1. – С. 11 – 17.

Большой экономический словарь / Авт. и сост. А.Б. Борисов. – М.: Кн. мир, 1999. – 892 с.

Дворкина М.Я. Профессиональные ценности библиотекарей / М.Я. Дворкина // Мир библиотек сегодня. – 1996. – № 4. – С. 3 – 8.

Жданова Т. Культура и персонал. Точки соприкосновения / Т. Жданова // Библиотека. – 1999. – № 9. – С. 26 – 28.

Минкина В.А. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря / В.А. Минкина, Н. Васильева // Петербургская библиотечная школа. – 1999. – № 1. – С. 22 – 34.

Нефедов В.С. Корпоративное управление учреждением здравоохранения / В.С.Нефедов // Главврач. – 2003. – № 3. – С. 28 – 34.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН, Ин-т рус.яз., Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd, 1992. – 960 с.

Попов Ю.Н. Корпоративная этика как инструмент эффективного менеджмента / Ю.Н. Попов // Паллиативная медицина и реабилитация. – 2003. – № 4. – С. 9 – 10.

Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

Суслова И.М. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность / И.М. Суслова, В.В. Кармовский // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 11. – С. 5 – 18.

Филькин Е.А. Корпоративная культура участников фармацевтического рынка / Е.А.Филькин / Нов. аптека. – 2001. – Спец. вып. – С. 69 – 74.

Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.