УДК 025.2

Мельникова А.А.

Комплектование в условиях рынка:
взаимодействие библиотек вузов и книготорговых фирм

Освещены современный опыт комплектования библиотек вузов и их сотрудничество с книготорговыми фирмами.

Нельзя не согласиться с тем, что одним из признаков конца ХХ в. стало отсутствие стабильности. Например, в настоящее время в России не существует понятия гарантированная занятость.

Качественные знания необходимы специалисту любого профиля, чтобы обеспечить себе достойное будущее. В процессе получения этих знаний важное место занимает учебная литература. А именно для того, чтобы учебник нашел своего покупателя, и существуют книготорговые фирмы. Конечно, книжная торговля, как и любая коммерческая деятельность, имеет одну конечную цель – умножать деньги тех, кто этим занимается.

Однако книжный рынок отличается от всех остальных двумя важными чертами. Во-первых, книги (в данном случае учебники) не имеют безусловных признаков неликвидности. Во-вторых, спрос на учебную литературу меняется так быстро, что исследование рынка устаревает сразу после того, как было произведено. Эти отличия объясняются тем, что ценность книги заключается в ее содержании, которое можно оценить только после изучения и осмысления прочитанного. И если в области художественных произведений все считают себя специалистами, то в области учебной литературы ситуация сложнее.

Но даже когда учебник оценен по достоинству, его продвижение к покупателю может затянуться. Сложная финансовая ситуация, в которой в 1996 г. оказалось большинство вузов, дает о себе знать даже по прошествии стольких лет. А если даже вузы не в состоянии регулярно пополнять свои фонды книжными новинками, что можно сказать о рядовом покупателе? Книжный рынок в России изменился полностью. Централизованная система комплектования книжных магазинов давно распалась. Ее место заняли небольшие торговые структуры – по данным статистики на их долю приходится около 60% всего объема розничных продаж.

Учебник – специфический товар. Следовательно, рынок для него ограничен. Чтобы получить прибыль от продажи учебных пособий, книготорговой фирме необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, найти издательство – поставщика необходимых учебников (с учетом специфики вуза) и наладить транспортировку товара. Во-вторых, оперативно сообщать заинтересованным лицам о новых поступлениях. В-третьих, убеждать потенциальных покупателей отдать предпочтение учебникам конкретного издательства и таким образом увеличивать число клиентов. Трудность в ориентации на высшие учебные заведения заключается в том, что закупка ими учебной литературы ведется по следующей схеме: пособие предназначается для студентов, его соответствие учебным планам оценивают преподаватели, решение о закупаемом количестве принимает библиотека вуза.

Торговля книгами не без основания считается доходным бизнесом. Но судя по всему, продавцы книг не любят свою работу, а занимаются этим делом лишь для получения доходов. Опубликованные за последние десять лет опросы показывают, что не более 5% торговцев прочитывают ту литературу, которую предлагают покупателям. Между тем знание книги позволяет продавцу реально оценивать конъюнктуру рынка и уже только этим увеличить доходы.

Однозначно, что продавать учебные пособия преподавателям – дело нелегкое, поскольку приходится предлагать этим людям книги по теме, которой они занимаются всю свою жизнь. Главной ошибкой в подобной продаже являются попытки использовать специальные термины без знания их точного значения. Книготорговые фирмы дают рекламные анонсы, якобы соответствующие по стилю статьям в научных журналах. Иногда продавцы просто зачитывают аннотацию к книге, считая, что специалисты сами во всем разберутся.

Общеизвестно, что при продаже книг любой специфической группе людей, большое значение имеет быстрый доступ к предлагаемой информации; преподаватели здесь не исключение. Следовательно, чем проще будет изложена информация, тем лучше. Кроме решения вопросов, входящих в сферу их научных интересов, преподаватели должны готовить новые методические материалы, учебные курсы, программы и лекции для студентов. Они составляют список рекомендуемых книг, учитывая при этом желаемое (что студентам следует купить) и реальное (что те действительно могут себе позволить приобрести).

Кроме того, многие преподаватели должны консультировать библиотеки по вопросам приобретения литературы и обсуждать потребности института с местными комплектующими организациями. Все это означает, что преподаватели очень заинтересованы в знании литературы, которая издается по их предмету и высоко ценят информацию, предоставляемую книготорговой фирмой. Естественно, предлагая учебники преподавателям, фирма надеется, что те включат их в программу, т. е. в список литературы читаемого курса в качестве основного учебного пособия, тогда их в большом количестве будут закупать как студенты, так и библиотеки. Первоначально наиболее активная работа в этом направлении велась перед началом учебного года. Но сейчас выбор времени, когда следует знакомить преподавателей с новой литературой, не столь ограничен, так как разные учебные заведения по-разному организуют свою работу.

Главное для небольших фирм – обеспечить необходимое количество экземпляров книги, выбранной преподавателями для рекомендации студентам. Ничто так не раздражает преподавателей, как ситуация, когда они меняют основной учебник для своего курса, а потом узнают, что достать его можно только в середине текущего семестра. Такая ситуация сказывается и на сотрудниках вузовских библиотек, которые вынуждены отбиваться от студентов, требующих учебник, рекомендованный преподавателем. Понятно, что в следующий раз преподаватели отнесутся к подобному торговому предложению очень настороженно.

В последние годы книготорговые фирмы предлагают перечень учебных материалов непосредственно библиотекам высших учебных заведений. Во-первых, библиотеки формируют закупки, исходя из интересов всего вуза. Это учебники и пособия, методические руководства, аудио– и видеоматериалы, учебные компьютерные программы и т.д. Во-вторых, у библиотек больше возможностей закупить каждую книгу, хотя бы один, сигнальный экземпляр (хотя чаще библиотеки закупают как минимум два экземпляра только для читального зала).

В последние годы в системе высшего образования произошел ряд изменений (введение и расширение платного обучения, адаптация учебного процесса к требованиям рынка и т.д.). В результате библиотеки вузов получили больше возможностей распоряжаться своим бюджетом, право самостоятельно выбирать учебные пособия помимо «обязательного списка» литературы. Все это делает их очень привлекательными для долговременного сотрудничества.

Предлагать книги в первую очередь студентам книготорговые организации, как правило, не считают нужным, поскольку из-за низкой финансовой обеспеченности учащиеся предпочитают приобретать учебники по рекомендации преподавателя либо брать их в библиотеке. Фирма может сама реализовывать учебники, если арендует помещение у вуза. Под арендой понимается имущественный наем, когда одна сторона предоставляет другой во временное пользование помещение на условиях договора за соответствующую плату. Это помещение может быть использовано арендатором для собственной предпринимательской деятельности. Если договор заключается на условиях получения от арендаторов денежных средств, университет может оговорить возможность целевого использования арендной платы на комплектование библиотеки, т.е. получать плату книгами. При этом в договоре должно быть зафиксировано, что арендная плата поступает в виде передачи на оговоренную сумму книг и других материалов, отобранных библиотекой из новых поступлений.

С установлением прочных связей с библиотеками вузов процесс продажи им книг стабилизируется и упрощается. Представитель фирмы приобретает книжные новинки по специальностям, которые изучаются в вузе, привозит образцы этих новинок (по одному экземпляру) в библиотеки и оставляет там на несколько дней, так как преподавателям нужно время, чтобы изучить материал, который они рассматривают как возможное учебное пособие для вуза. За это время отдел комплектования библиотеки оповещает преподавателей кафедр, к тематике которых относятся предлагаемые книги. Преподаватели знакомятся с новинками и оформляют заказы на них с указанием необходимого количества экземпляров. Через несколько дней представитель фирмы забирает заявки, закупает у оптовиков литературу и доставляет ее в университет.

События, происходящие в стране, влияют на книжный рынок. Невыплаты заработной платы уменьшают количество платежеспособных покупателей. С уменьшением числа студентов, обучающихся на платной основе, сокращается финансирование библиотек вузов. Жизнь преподавателей также не стабильна. Вполне вероятно, что устрашающий рост цен на книги в сочетании с обнищанием масс сократит книжный рынок. Очевидно, поэтому сегодня практически нет фирм, которые занимались бы исключительно продажей учебной литературы. Кроме книг по другой тематике, многие из них разнообразят свою деятельность продажей канцелярских принадлежностей, музыкальных товаров, аудиоматериалов.

Книготорговая фирма может передавать библиотеке на реализацию печатную продукцию, канцелярские товары, компакт-диски, видеокассеты и т.д. Библиотека-комиссионер должна отвечать за сохранность выданных ей ценностей, но оплате они подлежат только после реализации. Впрочем, реализация канцелярских товаров в условиях вуза – не проблема. Уровень сервиса небольших фирм приблизительно одинаков, поэтому конкуренция среди них достаточно высока и определяющий фактор – ценовой.

В настоящее время взаимодействие книготорговых организаций и библиотек вузов достаточно выгодно для обеих сторон: первые имеют прибыль, а вторые – необходимые для учебного процесса учебники по реальным ценам (с учетом скидок для постоянных покупателей). Остается пожелать, чтобы эта ситуация оставалась стабильной.