УДК 002.55

Осетрова О.В.

«Организация информационного обеспечения
исследователей в научных библиотеках» –
факультативный курс

Авторский курс, предназначенный для слушателей циклов повышения квалификации – руководителей информационно-библиотечных служб, организаторов и координаторов научных исследований в вузах и НИИ, разработан с учетом современных тенденций в развитии библиотековедения, информатики, менеджмента и науковедения.

Программа курса составлена на примере организации информационного обеспечения исследований сообщества ученых-медиков Поволжско-Уральского региона. Рекомендуется как типовая для изучения профессионального сообщества ученых различных областей знаний с целью исследования и создания оптимальных условий доступа к источникам информации и информационному обмену.

Для выявления продуктивного информационного поведения ученых применялся разработанный автором этой статьи элитарно-информацион­ный подход к стратификации профессионального научного сообщества.

Многофакторный анализ информационного поведения различных групп ученых позволил построить концептуальную модель разноуровнего информационного обеспечения организационными структурами за счет интеграции множества региональных подсистем (информационно-библио­течной, научно-профессиональной, образовательной, маркетинговой), способствующих эффективному информационному сопровождению НИР.

Информационное обеспечение исследователей в научных библиотеках вузов и НИИ требует постоянного слежения за учетом организационных факторов, влияющих на информационное поведение отдельных групп ученых.

Методологической основой корректировки рассогласований и отклонений является элитарно-информационный подход, который становится научно-исследовательским инструментом познания информационного поведения отдельных групп сообщества ученых. Этот подход уже используется в среде профессионального сообщества дерматокосметологов Самарской области, что положительно влияет на его взаимоотношения со специалистами других отраслей, формируя новые связи для решения общих проблем по совершенствованию качества лечения населения области с помощью новых технологий, созданных в результате организации целевой информационной поддержки врачей-исследователей.

Своевременное выявление недостатков в организации доступа исследователей к источникам информации и информационному обмену позволяет на основании разработанной модели множественной региональной стратегии управления информационным сопровождением научных разработок целенаправленно корректировать деятельность организационных структур, которые обеспечивают корпоративный портфель информационных услуг и продуктов для исследователей любого профессионального сообщества.

Предложенная к изучению программа управления информационным обеспечением медицинской науки включает библиотечных менеджеров в обучающую среду по технологии формирования корпоративного портфеля информационных услуг и продуктов наряду с учеными-медиками, кафедральными информаторами, организаторами НИР.

Программа включает 4 раздела, 22 темы, рассчитанные на 50 аудиторных часов (тематический план курса дан в приложении к статье).

 

Перспективы развития курса

В современных условиях развития науки ученые считают приоритетными в информационной поддержке своих исследований образовательно-маркетинговые уровни, малоразработанные структуры, но полезные и наиболее перспективные для реализации прямого доступа к источникам информации и информационному обмену.

В рамках образовательной структуры модели множественной региональной стратегии Самарский государственный медицинский университет совместно с Областной универсальной научной библиотекой успешно реализует учебную программу для аспирантов и соискателей по доступу и использованию документных медицинских ресурсов Интернета.

Большое значение в информационной поддержке ученых имеет маркетинговая структура, определяющая перспективные стратегии развития коммерческой составляющей в научных исследованиях.

Целесообразность развития маркетингового уровня информационного обеспечения региональной медицинской науки связана с потребностью исследователей овладеть умениями по анализу затрат на информационную поддержку инновационных проектов и технологии заключения договоров с инвесторами. По результатам социологического обследования выявлены отсутствие подобных умений у руководителей научных проектов и необходимость в таком обучении для повышения уровня их  информированности с помощью информационно-библиотечных служб и координаторов НИР.

Планируемая в дальнейшем разработка курса «Коммерческая стратегия медицинских исследований» с разделом «Информационная составляющая в организации научных и производственных связей» поможет формировать технологию договоров об отборе и передаче информации и документации о нововведениях в научно-производственных медицинских организациях по следующим позициям:

  1. Документное обеспечение проектной деятельности ученых-медиков.

  2. Документные фонды как нематериальный актив научного коллектива.

  3. Специфические формы управления нематериальными активами.

  4. Условия проведения специализированных конкурсов.

  5. Технология самомаркетинга ученых-медиков.

  6. Организация межрегионального и международного взаимодействия: приглашение ученых-медиков из других регионов России и зарубежья.

  7. Взаимный обмен небольшими группами исследователей на короткий срок для участия в дискуссиях и проведения НИР.

  8. Организация компьютерных телеконференций и участие в них с целью обмена информацией между учеными-медиками в регионе и научным сообществом Российской Федерации и международным.

  9. Стоимость электронного доступа к достижениям медицинской науки.

Таким образом, деятельность маркетинговой структуры, например проектного отдела в информационных службах, может быть направлена на создание новых связей между учеными конкретного профессионального сообщества с разным научным статусом и различным уровнем ответственности и специалистами других сфер, формирующих корпоративное информационное пространство.

Объективные трудности этой деятельности, связанные с неразработанностью технологии управления нематериальными, в том числе информационными активами науки, и недооценкой информационного обеспечения НИР менеджерами федерального уровня, можно преодолеть совместными усилиями руководителей информационно-библиотечных служб и координаторов НИР в регионах.

 

Приложение

Тематический план курса

Раздел 1. Методологические основы дифференциации контингента пользователей научных библиотек медицинского профиля

Лекции:

  1. Современное состояние организации информационного обеспечения НИР.
  2. Традиционная классификация пользователей научно-медицинских библиотек.
  3. Отраслевая статистика МЗ РФ и РАМН в динамике показателей.
  4. Науковедческий подход к стратификации профессионального сообщества с учетом элитарных признаков.
  5. Стратификация профессионального сообщества с позиции теории элит как индикатор дифференциации контингента пользователей научных библиотек.
  6. Элитарно-информационные характеристики групп ученых-медиков Поволжско-Уральского региона.
  7. Факторы эффективного информационного обеспечения исследований.

 

Раздел 2. Теория информационного поведения групп ученых-медиков с позиций элитарно-информационного подхода

Лекции:

  1. Типы моделей информационного обеспечения НИР и их организационные формы.
  2. Элитарный подход к стратегии информационного поведения исследователей.
  3. Признаки информационного поведения научной элиты.
  4. Показатели продуктивности информационного поведения исследователей.

 

Раздел 3. Механизм информационного поведения профессионального сообщества на региональном уровне

Лекции:

  1. Информационно-библиотечные и научно-профессиональные каналы коммуникации.
  2. Комплекс информационных услуг и продуктов для ученых-медиков, предоставляемых информационно-библиотечными и научно-профессиональными каналами коммуникаций.

2.1. Документные ресурсы медицинского профиля научных библиотек г. Самары.

2.2. Медицинские ресурсы русскоязычного Интернета.

  1. Структура регионального сообщества ученых-медиков.
  2. Стратегия информационного поведения научной элиты.
  3. Информационное поведение исследователей, реализующих идеи научной элиты.
  4. Информационное поведение исследователей, имеющих дополнительное образование в сфере наукоемких технологий.
  5. Информационное поведение исполнителей НИР.


Лабораторная работа:
написание реферата по теме «Корпоративный портфель информационных услуг и продуктов для исследователей – пользователей _______________ научной библиотеки».

 

Раздел 4. Организационные структуры информационного обеспечения ученых-медиков (региональный аспект).

Лекции:

  1. Функции менеджеров информационного сопровождения медицинской науки.
  2. Факторы, формирующие организационные структуры информационного обеспечения НИР.
  3. Модель множественной региональной стратегии информационного обеспечения НИР.
  4. Развитие образовательно-маркетинговых структур организации НИР.

Лабораторные работы:

  1. Подготовка рекомендаций по формированию обучающей среды для библиотечного персонала с целью приобретения навыков информационного менеджера.
  2. Разработка маркетинговой программы информационной поддержки НИР пользователей ____________ научной библиотеки.

Итоговый контроль: составление методических указаний о концепции стратегически продуктивной организации информационного обеспечения исследователей в ____________ научной библиотеке.