Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В.
Библиотека Красноярского государственного
технического университета

ИРБИС в крупной вузовской библиотеке:
опыт внедрения
и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Сегодня Красноярский государственный технический университет (КГТУ) – ведущий образовательный, научный и культурный центр Красноярского края – ведет образовательную деятельность по 22 направлениям подготовки дипломированных специалистов, бакалавров, магистров.

Библиотека КГТУ – одна из крупнейших библиотек Красноярского края: фонд насчитывает свыше 1,2 млн документов, число читателей – более 20 тыс., среднее число посещений – около 2 тыс. человек в день.

В настоящее время в Библиотеке 40 ПЭВМ, объединенных в локальную библиотечную сеть, 4 сервера. Библиотечный веб-сайт представляет ресурсы в Интернете.

Вполне понятно, что такая крупная библиотека предъявляет серьезные требования к АБИС.

С 1995 г. Библиотека КГТУ использовала в своей работе систему «Библиотека 4. 02». Однако с усложнением задач, связанных с обработкой и предоставлением информации, эта система перестала удовлетворять современным требованиям и возник вопрос о приобретении новой АБИС. В результате консультаций со специалистами, многократных поездок на конференции и в разные библиотеки, изучения рынка информационных продуктов выбор остановили на системе автоматизации библиотек ИРБИС. Все ее подсистемы мы приобрели во время Конференции «Крым–2002».

Сегодня хочется поделиться некоторыми аспектами опыта внедрения ИРБИС.

Внедрение новой АБИС в Библиотеке КГТУ проходило в соответствии с Комплексной программой развития университета и библиотеки на 2001–2005 гг. по следующим этапам:

  1. Выбор и приобретение системы автоматизации библиотеки.

  2. Разработка Программы внедрения системы ИРБИС.

  3. Изучение эффективности внедрения системы и оценка улучшения качества работы библиотеки.

Координационный совет, специально созданный из квалифицированных специалистов Библиотеки КГТУ, наметил пути внедрения системы и разработал «Программу внедрения автоматизированной системы ИРБИС», определившую конкретные шаги каждого из отделов библиотеки по освоению новой системы. В Программе предусматривалось решение следующих задач:

Самообследование ЛВС библиотеки показало, что необходимо установить дополнительный сервер, расширить сеть, увеличить число компьютеров. Были составлены прототип новой ЛВС и примерная смета расходов, необходимых для её расширения.

Внедрение проходило одновременно во всех отделах библиотеки. Были разработаны технологические инструкции на автоматизированные библиотечные процессы, инструкции для пользователей, составлены паспорта на имеющиеся БД. Еженедельно на заседаниях Совета по информационным технологиям библиотеки рассматривались вопросы, связанные с ходом внедрения ИРБИС, выпускались «Информационные листки», освещавшие результаты работы отделов по внедрению новой системы.

Один из главных информационных ресурсов библиотеки – ЭК, поэтому было важно сохранить информацию, имевшуюся в старой системе. Приняли решение о конвертировании ЭК из «Библиотеки 4.02» в ИРБИС без предварительного редактирования. В результате возникли ожидаемые ошибки в записях нового ЭК. Это было связано как с различием в заполнении полей в форматах USMARC и UNIMARC, так и с ошибками, допущенными при ведении каталога в старой АБИС.

Для устранения наиболее часто встречавшихся ошибок широко использовалась возможность глобальной корректировки записей. Выявлены замечания, которые удалось исправить путем глобальной корректировки:

Для устранения ошибок в библиографических записях была создана рабочая группа «Редактор», состоявшая из сотрудников библиотеки, прошедших обучение по редактированию ЭК. Каждый редактор получил пакет документов: ГОСТ 7.1–84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила описания», ГОСТ 7.12–93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила», ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», «Памятку редактору», подготовленную отделом научной обработки литературы, в которой указаны наиболее часто встречающиеся ошибки в ЭК и пути их исправления.

Редактирование ЭК ведется по генеральному алфавитному каталогу, по словарям ЭК, путем специального просмотра записей и в процессе выполнения запросов пользователей.

Сегодня ЭК доступен не только внутри локальной библиотечной сети, но и в удаленном режиме через веб-сайт библиотеки. Установлены и настроены WebIRBIS и шлюз Z39.50. Проведено обучение по технологии заимствования записей.

В библиотеке нового поколения важно не только автоматизировать внутренние технологические процессы, но и предоставить читателям возможности современной АБИС. Мы направили свои усилия и на освоение тех АРМ, которые позволили бы наглядно показать пользователю преимущества автоматизации библиотечных процессов. Наши читатели уже привыкли пользоваться ЭК, считают его наличие в библиотеке само собой разумеющимся и отдают ему предпочтение перед традиционным каталогом. Поэтому в библиотеке установили 16 АРМ «Читатель».

Следующим шагом было внедрение электронной книговыдачи. Хотя по своей сути традиционная и автоматизированная книговыдачи совершенно различны, для начала мы все же решили сохранить традиционную книговыдачу и осуществлять её параллельно с электронной. Это сделано для проверки работы локальной библиотечной сети, системы в целом и отдельных АРМ, в частности, для продолжения обучения сотрудников непосредственно на рабочем месте, для адаптации сотрудников библиотеки и читателей к новой форме обслуживания.

По университету был издан приказ о введении в систему обслуживания читателей электронной книговыдачи и выбран отдел; им стал абонемент для студентов заочного факультета. Это выбор определен объективными и субъективными факторами: абонемент достаточно автономное подразделение со своим кругом читателей, своим фондом; есть доступ к сети; здесь легче провести анализ фонда, выделить литературу для отдельных курсов; развитие отдела активно поддерживается деканом заочного факультета КГТУ. Принято решение, что электронная книговыдача будет вводиться постепенно, начиная со студентов I курса.

При внедрении электронной книговыдачи перед нами стояли следующие задачи: подготовка фонда, создание БД «Читатели», ретроввод и редактирование ЭК, обучение сотрудников, техническое оснащение абонемента.

Отдел обслуживания учебной литературой проделал большую работу по подготовке фонда: проведены анализ фонда, сверка с ЭК, выделен фонд для штрихового кодирования; создана рабочая группа по этикетированию фонда. Приобретено оборудование для штрихового кодирования: принтер Citizen для печати штрих-кодов, стационарные и ручные сканеры для считывания штрих-кодов, расходные материалы. АРМ «Книговыдача» настроили в соответствии со сроками пользования литературой, принятыми на абонементе для заочников.

Одновременно велась работа по созданию БД «Читатели». Сотрудники отдела информационных технологий совместно с работниками отдела обслуживания сформировали БД «Читатели». Рабочие листы привели в соответствие с требованиями библиотеки. В рабочий лист RDRU добавили новое поле 35: «Постоянный адрес», к которому подключены подполя: $а Почтовый адрес; $b Область, край, район; $c Город; $d Улица; $e Номер дома; $h Номер квартиры. К подполям 13$d Улица и 35$d Улица подключен справочник улиц Красноярска.

Сведения о студентах старших курсов вносились в БД «Читатели» как из вузовской БД «Контингент», так и из читательских формуляров. Таким образом достигалась полнота и точность вносимых сведений. Недостающие данные о студентах I курса решили вносить непосредственно при регистрации.

Управление процессом внедрения показало хорошие результаты:

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что четкое определение цели, поэтапное решение поставленных задач, моральное и материальное поощрение сотрудников, поддержка администрации университета дали положительные результаты.

 

В процессе эксплуатации любой АБИС выявляются как её достоинства, так и недостатки. Мы активно сотрудничаем с разработчиками ИРБИС и очень благодарны им за помощь. В своей работе мы опирались на опыт и помощь коллег из других библиотек.

В мае 2003 г. на базе нашей библиотеки проведен «круглый стол» «Проблемы внедрения ИРБИС», собравший представителей пяти красноярских библиотек, работающих с системой ИРБИС. Состоялся содержательный и заинтересованный разговор. Тогда же предложено создать объединение библиотек Красноярска, осваивающих ИРБИС.

Спустя год, в марте 2004 г., на очередном «круглом столе» «Проблемы внедрения ИРБИС» принято решение о создании Красноярского ИРБИС-Клуба. В настоящее время в Красноярске уже около 20 библиотек приобрели систему ИРБИС. Среди них Краевая универсальная научная библиотека, четыре крупные вузовские библиотеки (НБ СибГТУ, НБ КГПИ, НТБ КрасГАСА, Библиотека КГТУ), библиотеки сети СО РАН, библиотеки НИИ, предприятий. Они различны по ведомственной принадлежности, объему и составу фондов, продолжительности опыта внедрения ИРБИС. Но цель у всех одна – успешное овладение всеми технологическими возможностями ИРБИС. Сегодня перед библиотеками стоят задачи, которые диктует время:

Эти требования заставляют нас идти по пути взаимодействия с коллегами, искать пути взаимовыгодного сотрудничества. К ним можно отнести:

В рамках ИРБИС-Клуба будут налажены профессиональное общение, обмен опытом, повышение квалификации сотрудников библиотек.

ИРБИС-Клуб функционирует в рамках межвузовской секции компьютеризации библиотечных процессов, так как вузовские библиотеки занимают более активную позицию по автоматизации библиотечных процессов.

Создание Клуба является шагом вперед в информационном развитии региона, поскольку в Красноярске нет корпоративной сети. Появляются новые возможности по эффективному использованию ресурсов библиотек. Деловой и доброжелательный настрой поможет нам добиться хорошего результата, а объединение усилий ускорит внедрение ИРБИС в практику работы библиотек, сделает её более эффективной и позволит повысить качество обслуживания пользователей.