Кузнецова Т.Я.
Академия переподготовки
работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Координационный центр дополнительного
профессионального библиотечного образования:
задачи, функции, основные направления деятельности

Динамичные преобразования библиотечного дела, которые обусловлены его технологической модернизацией и повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества, ставшего на путь информатизации, являются основным фактором формирования новых профессиональ­ных требований, предъявляемых к библиотечным работникам.

Важнейшее условие адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач – это систематическое повышение квалификации и переподготовка кадров, осуществляемые в рамках дополнительного профессионального библиотечного образования. Сегодня оно становится интегральным фокусом отраслевой образовательной системы, поскольку позволяет наиболее полно реализовать принцип непрерывности профессионального образования, столь важного для развития кадрового библиотечного потенциала.

Не менее важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального библиотечного образования в восполнении у молодых специалистов недостающих знаний, вызванных имеющимся сегодня разрывом между образовательным процессом, осуществляемым средней и высшей профессиональными школами и динамично развивающейся библиотечной практикой. Кроме того, рост кадрового состава отрасли (за последние годы на 3,5%) осуществлен в основном за счет специалистов  без библиотечного образования. Для них освоение профессионального мастерства, возможное главным образом в системе дополнительного образования (переподготовки), – важнейшее условие адаптации в новом профессиональном сообществе, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.

В современных условиях дополнительное профессиональное библиотечное образование выступает также в качестве действенного инструмента реорганизации библиотечного дела в целом, это площадка освоения новых идей, концепций, технологий: сегодня в его недрах инновационный библиотечный опыт аккумулируется, а затем транслируется и внедряется в практическую деятельность.

Объективная востребованность регулярного повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров послужила предпосылкой создания разветвленной образовательной сети. Современная структура дополнительного профессионального библиотечного образования представлена следующими звеньями: 

В связи с этим возникла острая потребность в координации деятельности указанных образовательных структур, устранении неоправданного дублирования в их учебных мероприятиях, которые во многом носят бессистемный, фрагментарный характер. Необходимо также обеспечивать последовательность и преемственность в передаче опробованных и инновационных знаний, активно внедрять новые образовательные технологии, в том числе дистанционное обучение. Не менее важно устранить имеющиеся сегодня огромные диспропорции в организации, масштабах и систематичности образовательных мероприятий в различных регионах (количество библиотекарей, повысивших свою квалификацию за последние три года, колеблется в пределах от 9,4% в Курской области до 80,6% в Новосибирской области).

Государственная политика в области дополнительного библиотечного профессионального образования сегодня направлена на создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, отвечающей задачам поступательной модернизации библиотечного дела, обеспечение согласованного взаимодействия образовательных структур федерального и регионального уровней, координацию их деятельности с учетом выполнения государственного заказа на подготовку кадров новой формации.

Решение этой важной государственной задачи возможно только при наличии Координационного центра федерального уровня. Такой центр создан по решению Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 5 марта 2003 г. на базе ведущего учреждения дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства – АПРИКТ, более 30 лет возглавляющего систему повышения квалификации отрасли.

Основная цель деятельности Координационного центра – содействие реализации государственной кадровой библиотечной политики путем консолидации образовательного потенциала отрасли и обеспечение согласованного взаимодействия всех структур сферы дополнительного профессионального библиотечного образования (ДПО).


Задачи и функции
Координационного центра:

В качестве основных направлений деятельности Центра в рамках реализации обозначенных функций планируется содействие созданию в федеральных округах учебно-методических центров ДПО образования, развитию новых форм адаптационного обучения с учетом задач модернизации библиотек, в частности методическое обеспечение организации региональных школ инновационного библиотечного опыта, проблемно-ориентированных образовательных семинаров по магистральным направлениям реформирования библиотечных систем. Это будет способствовать позитивной тенденции диверсификации повышения квалификации библиотечных кадров в организационном, методическом и функциональном аспектах, а также стимулировать творческий подход к учебному процессу.

Центр намечает оказывать консалтинговую помощь всем нуждающимся в ней структурам ДПО, транслировать в регионы типовые учебные планы и программы с федеральным компонентом, помогая тем самым расширению содержательного диапазона и повышению качества учебных курсов, реализуемых региональными образовательными центрами.

Предусматривается оказание соответствующей поддержки в формировании системы перспективного планирования переподготовки и основных форм повышения квалификации на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения определенной последовательности и систематичности обучения различных категорий библиотечных работников.

Центр планирует помогать в развитии новейших образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения на корпоративных, межведомственных основах, в освоении методик опережающего обучения, нацеленного на получение знаний долговременного использования.

Таков далеко не полный перечень основных направлений деятельности Координационного центра. Мы убеждены, что его создание будет способствовать формированию системы дополнительного профессионального библиотечного образования в стране и содействовать координации в этой очень важной сфере профессиональных коммуникаций на федеральном и региональном уровнях.