Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф.
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств

Моделирование профессиональной деятельности
технологов автоматизированных информационных
ресурсов как основа совершенствования
образовательных стандартов

2003 г. в развитии высшего библиотечного образования ознаменован сменой поколений государственных образовательных стандартов (ГОС). Разработка образовательных стандартов второго поколения призвана оказать кардинальное влияние на повышение качества подготовки дипломированных специалистов библиотечно-информационного профиля.

Одним из важнейших достижений стандартизации высшего библиотечного образования на современном этапе является закрепление в новом образовательном стандарте подготовки специалистов с квалификацией «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» (технолог АИР).

Требования к минимуму содержания основной образовательной программы технологов АИР в новом образовательном стандарте раскрыты федеральным компонентом блока специальных дисциплин. В его рамках названы такие учебные дисциплины, как «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии», «Информационные сети и системы», «Проектирование автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Программно-техническое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем».

На освоение специальных дисциплин ГОС отводит 3100 часов. Требования к количеству часов, отводимых на изучение каждой из этих дисциплин, определены примерным учебным планом подготовки технологов АИР по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», который также представлен в составе ГОС нового поколения.

В настоящее время перед всеми вузами, взявшими на себя ответственность за подготовку технологов АИР, стоят задачи формирования ее полноценного учебно-методического обеспечения и прежде всего разработки учебных программ. При этом наряду с характеристикой содержания разделов и тем курса каждая учебная программа должна включать сведения о количестве отводимых на их изучение часов в разрезе форм обучения, а также перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематику рефератов и курсовых работ, перечень вопросов к зачету (экзамену), рекомендуемую литературу, перечень средств обучения.

Разработчикам учебных программ необходимо принять многочисленные решения, каждое из которых должно быть надежно обосновано. К наиболее ответственным решениям относятся определение структуры и содержания учебных программ, выбор форм обучения по различным темам учебного курса (лекции; лабораторные, практические и семинарские занятия; экскурсии; коллоквиумы; деловые игры и др.) с оптимальным распределением количества часов, отводимых на изучение курса в разрезе выбранных форм обучения.

При поиске ответов на эти вопросы в области автоматизации библиотечной деятельности мы провели исследование массива документов, представленных в разделах РЖ «Информатика», посвященных подготовке информационных и библиотечных кадров. В составе этих разделов в качестве объекта исследования выявлялись рефераты, характеризующие подготовку (переподготовку, повышение квалификации) специалистов, ориентированных на использование в библиотеке вычислительной техники и компьютерных технологий. В частности, методика отбора исходной информации предусматривала выделение рефератов, заглавия или тексты которых содержали ключевые слова, относящиеся к трем предметным областям: «библиотека», «автоматизация» и «подготовка (переподготовка, повышение квалификации) кадров».

Хронологические границы исследования – 1977–2003 гг. Выбор в качестве нижней хронологической границы 1977 г. обоснован тем, что именно в середине 1970-х гг. начался новый этап развития информационных технологий, связанный с массовым производством и внедрением персональных компьютеров.

Всего по названным направлениям отобраны для последующего анализа около 400 документов. На их основе создана база данных, в структуре записей которой использовались следующие поля:

Результаты проведенного микроисследования позволили вскрыть ряд важных аспектов в развитии подготовки библиотечных кадров для автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). Так, анализ распределения рефератов по хронологическому признаку показывает, что пик интереса к исследуемой теме в профессиональной литературе наблюдался с середины до конца 1980-х гг. Именно в эти годы в библиотеках и в учебных заведениях, решающих задачи их кадрового обеспечения, появились персональные компьютеры, что закономерно потребовало выработки новых подходов к развитию библиотечного образования и определило существенный рост публикаций по исследуемой проблеме.

Наличие устойчивого потока публикаций по подготовке кадров для автоматизированных библиотечно-информационных систем отмечается с 1995 г. по настоящее время. Этому также способствуют определенные обстоятельства. В частности, в последние годы определяющим фактором усиления внимания к проблемам развития библиотечной школы явилась разработка государственных образовательных стандартов нового поколения.

По материалам проведенного микроисследования распределение массива отобранных документов по уровню подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров имеет следующий вид: высшее образование – 48,7%, повышение квалификации – 35,8%, среднее профессиональное образование – 4,7%, переподготовка кадров – 1,3%, аспирантура – 1,3%, другое – 9,2%. Представленные данные показывают, что ядро публикаций связано с проблемами высшего библиотечного образования и повышения квалификации кадров для автоматизированных библиотек (84,5%).

С позиций географического признака в составе зарубежных публикаций обследованного массива документов по объему выделяются работы американских авторов. При этом сравнение потоков отечественных и американских публикаций позволяет выявить определенную специфику. Так, лидером в области исследования проблемы подготовки кадров с высшим образованием является Россия (СССР) – 73,3% публикаций; для США этот показатель составляет 44,0%.

В сфере повышения квалификации кадров рассматриваемые вопросы наиболее активно исследуются специалистами США – 38,5% публикаций; в России (СССР) этот показатель составляет 22,9%. Вопросы профессиональной подготовки библиотечных кадров среднего звена освещают в 3,7% публикаций специалистов США и 1,9% – России (СССР). Проблему подготовки специалистов в аспирантуре и интернатуре затрагивают 3,6% работ американских авторов, российских работ по этой теме на основе РЖ «Информатика» не выявлено.

Полученные данные, безусловно, имеют важное значение для дальнейшего развития деятельности по стандартизации библиотечного образования, в частности с позиций системного подхода, направленного на рассмотрение высшего, среднего, послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров как единого целого. Однако в ходе проведенного микроисследования нам не удалось получить ответа на главный вопрос, связанный с выявлением документов, раскрывающих пути оптимального выполнения требований государственных образовательных стандартов при формировании учебно-методического обеспечения подготовки библиотечных и информационных специалистов.

В этих условиях мы попытались решить проблему поэтапно, с использованием метода моделирования. Исходя из того, что в основе принятия решений при разработке учебных программ должны лежать требования к результатам обучения по каждой конкретной теме и каждой конкретной ее дидактической единице, а также из необходимости дифференцировать требования к приобретаемым студентами знаниям и умениям с позиций степени их востребованности в будущей профессиональной деятельности предусматривались три этапа работы:

Методика работы на первом этапе предусматривала выделение в составе установленного ГОС высшего профессионального образования (ВПО) минимума содержания учебных дисциплин дидактических единиц, характеризующих знания и умения студентов. Запись выделенных дидактических единиц осуществлялась в формализованной форме в виде однотипных конструкций, содержащих предмет и аспект рассмотрения, например, каталоги библиотечные электронные – знание свойств, каталоги библиотечные электронные – знание технологии создания, продукты информационные АБИС – знание тенденций развития, межбиблиотечный абонемент электронный – владение технологией.

В результате сформирован банк дидактических единиц, составляющих когнитивную и деятельностную модели требований ГОС ВПО к подготовке технологов АИР в целом и в разрезе каждой представленной в нем учебной дисциплины. Так, в требованиях к минимуму содержания специальной дисциплины «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии», составляющей ядро профессиональной подготовки технологов АИР, выделено 49 дидактических единиц, характеризующих состав требований к знаниям и умениям выпускников в данной предметной области, в том числе 33 – в области знаний и 16 – в области умений.

Создание такого базового набора дидактических единиц позволяет более четко характеризовать минимум содержания учебной программы. Однако соотношение теоретической и практической частей курса в этом наборе представлено лишь в обобщенном виде. Для развернутого представления содержания учебных программ в соответствии с требованиями ГОС ВПО на втором этапе работы потребовалось пополнение полученных когнитивной и деятельностной моделей за счет записей, отраженных в БД «Модель деятельности АБИС».

Модель деятельности АБИС, отраженная в одноименной БД, в свою очередь создавалась на основе информации, полученной в результате контент-анализа текстов как опубликованных, так и неопубликованных документов, освещающих теорию и практику деятельности АБИС. Использованный для создания модели деятельности АБИС документальный поток включал: периодические профессиональные издания; материалы ежегодных Крымских конференций «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»; основополагающие непериодические профессиональные издания по вопросам разработки и эксплуатации автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей; отчеты о НИР и ОКР по созданию корпоративных библиотечных сетей. Дополнительные данные для построения этой модели получены в ходе анкетирования руководителей и ведущих специалистов библиотек различного статуса.

Полученные результаты оформлены в виде реляционной БД, представляющей собой совокупность формализованных записей, отражающих элементы сегодняшней и перспективной деятельности библиотек в области автоматизации. Создание такой БД обеспечивало возможность получения выборки по любому из полей записи, что, в свою очередь, позволяло сформировать массивы данных, характеризующие наполнение каждой из предметных областей в составе автоматизированного библиотечного производства.

При совместном использовании этих моделей дидактические единицы, представленные в когнитивной и деятельностной моделях, выступали как родовые понятия по отношению к лексическим единицам БД «Модель деятельности АБИС». Для каждого из родовых понятий из этой БД установлены соответствующие видовые понятия. Например, для дидактической единицы «сетевые технологии», входящей в состав учебной программы дисциплины «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии», из БД «Модель деятельности АБИС» выявлены такие лексические единицы, как «Интернет-технологии», «информационная технология передачи файлов (FTP)», «информационная технология электронной почты», «информационная технология WWW» и др. В результате такой процедуры круг лексических единиц, необходимых для составления учебной программы, в значительной степени может быть дополнен и уточнен.

Такое наращивание объема когнитивной и деятельностной моделей позволяет в полной мере установить наполнение содержания учебной программы, но все же не дает четкого ответа на многие важные вопросы, связанные с организацией обучения по конкретной учебной дисциплине и созданием его полноценного учебно-методического обеспечения. В частности, открытыми остаются вопросы целесообразного структурирования лекционного материала, выбора рациональных форм практического обучения, распределения часов по темам программы курса и формам обучения, определения подходов к мотивированному определению содержания семинарских занятий, рационального выбора заданий при практическом обучении в ходе лабораторных и практических работ, определения состава учебного материала для организации самостоятельной работы студентов и, наконец, проектирования системы надежного входного, текущего и итогового контроля знаний и умений студентов.

С целью принятия компетентных решений по данным вопросам осуществлена экспертная оценка материала, полученного с использованием рассмотренных выше БД, на предмет установления необходимого уровня погружения студентов в изучаемый материал и соответствующего ему типа приобретаемых знаний и умений. В качестве экспертов выступали работники библиотек, преподаватели и студенты старших курсов факультета информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Так, в разрезе дисциплины «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии» экспертам предлагалось определить принадлежность каждого из видов библиотечно-информационных технологий в составе заданного их перечня к одной из четырех групп:

  1. технологии, которыми технологи АИР должны владеть в совершенстве с точки зрения и знаний, и умений;

  2. технологии, которые технолог АИР должен хорошо знать и хорошо уметь реализовать с использованием какого-либо конкретного прикладного программного средства;

  3. технологии, которые должны быть освоены технологом АИР на уровне знания сущности технологии и умения воспользоваться при ее реализации каким-либо из известных программных средств;

  4. технологии, о которых технолог АИР должен лишь иметь представление на уровне родовидовых связей и общей характеристики и не обязан владеть практически.

К технологиям первой группы, согласно оценке экспертов, относятся технологии обработки текстовой, графической, табличной информации; технологии создания презентаций; технологии оцифровки информации; технологии электронной почты; технологии информационного поиска, в том числе удаленного, и др. Как видно из приведенного перечня, все они относятся к информационным технологиям конечного пользователя. В условиях информатизации общества наличие знаний и умений в области этих технологий все в большей мере становится элементом информационной культуры современного человека, тем более специалиста, занятого в сфере информационной деятельности.

Технологии второй группы – это технологии специального назначения, ориентированные на конкретную предметную область – библиотечную деятельность. Отсюда требования к глубокому овладению знаниями и умениями в их сфере. Однако, как известно, эти технологии располагают в настоящее время широким набором прикладных программных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций АБИС. Надежное овладение всеми представленными на отечественном и зарубежном рынках пакетами прикладных программ, безусловно, нереально. Это обусловливает выдвигаемое экспертами требование надежного овладения студентами каким-либо пакетом прикладных программ из числа тех, которые в наибольшей степени отвечают требованиям библиотечной практики на современном уровне, например ИРБИС.

В составе информационных технологий третьей группы выделены новые информационные технологии, связанные с расширением возможностей библиотек в создании информационных продуктов и услуг. К ним относятся технологии: гипертекстовые, мультимедиа, формирования баз данных, создания веб-сайтов, настольных издательских систем и др.

И наконец, к четвертой группе отнесены технологии, которые принято называть инструментальными. Именно эти технологии в качестве инструментов используются специалистами в области программирования для автоматизированного решения библиотечных задач (технологии программирования с использованием различных языков и сред программирования, технологии защиты информации и др.).

Следует заметить, что, по мнению экспертов, информационные технологии первой группы не должны изучаться в составе курса «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии». Наиболее разумным является продолжение их освоения на уровне вуза после приобретения необходимых знаний и умений в общеобразовательных учебных заведениях в рамках учебной дисциплины «Информатика». Все остальные технологии должны выступать объектом изучения в курсе «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии» с соответствующей степенью глубины.

Результаты экспертной оценки обсуждаемого перечня информационных технологий также показали, что большинство экспертов отмечают целесообразность весьма широкой теоретической подготовки технологов АИР в области автоматизированных библиотечно-информационных технологий, распространяющейся практически на весь их заявленный перечень. Что же касается состава профессиональных умений технологов АИР в этой сфере, то, по мнению большинства экспертов, этот перечень должен быть значительно сужен.

Полученные данные подтверждают наше представление о технологах АИР как координаторах и организаторах синхронной деятельности всех подразделений автоматизированного библиотечного производства. Обладая широким спектром профессиональных знаний, эти специалисты могут органично входить в контакт со специалистами другого профиля, привлекаемыми к работе в условиях автоматизированной библиотеки: программистами, электрониками, администраторами баз и банков данных, веб-дизайнерами, специалистами по защите информации, администраторами сетей и др. Но при этом технологи АИР, безусловно, не могут практически быть готовыми к решению задач по всем направлениям деятельности АБИС, в частности в области программного и технического обеспечения.

Дифференцированная оценка состава дидактических единиц учебной программы с позиций степени их востребованности в будущей профессиональной деятельности определяет возможность корреляции содержания каждой темы с приоритетными для нее формами организации учебного процесса. Так, практическое овладение информационными технологиями второй группы, безусловно, должно быть связано с использованием полного цикла лабораторных работ. Овладение же информационными технологиями третьей группы может быть ориентировано на отдельные лабораторные работы. Изучение технологий четвертой группы целесообразно организовать на практических и семинарских занятиях.

Описанный на примере курса «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии» подход к разработке учебной программы может быть распространен на любую учебную дисциплину подготовки специалистов данного профиля. В целом использование полученных результатов может быть связано как с деятельностью по оптимальной реализации требований ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» для специалистов с квалификацией «Технолог автоматизированных информационных ресурсов», так и с дальнейшим его совершенствованием, в частности с учетом взаимосвязей на уровне среднего, высшего, послевузовского образования, а также переподготовки и повышения квалификации кадров.