Горянский И.С., Крылов И.Е.,
Ануфриев В.И.
Центральный коллектор научных
библиотек,
АНО «Головной информационный центр»,
Москва
Новые онлайн-службы для
издателей и библиотек
в системе автоматизации работы ЦКНБ
Задачи
по внедрению онлайн-служб
в деятельность ЦКНБ
Создание специализированных онлайн-служб для клиентов ЦКНБ нельзя назвать результатом отдельного направления деятельности по информатизации ЦКНБ, как это бывает в большинстве организаций. Разработчики столкнулись с довольно необычной ситуацией – необходимостью полной переработки всего программного обеспечения и отсутствием необходимости сохранять преемственность в отношении прежних технологических решений. В качестве наиболее оптимального решения изначально выбрана технология «тонкого клиента» на основе веб-интерфейса, что обусловлено следующими причинами.
Разработка, внедрение и
сопровождение ПО проводились в форме
аутсорсинга АНО «Головной информационный
центр» – территориально удаленной
организацией, для удобства расположившей
серверную часть ПО на собственных серверах
(cknb.mto.ru);
Интернет-канал связи с ЦКНБ обеспечивал
достаточную пропускную способность, что
позволило снять с заказчика на этапе
внедрения системы все проблемы с
администрированием сервера и обновлением
ПО.
Невозможность даже
кратковременной приостановки работы ЦКНБ
на этапе внедрения системы требовала не
только поочередной автоматизации рабочих
мест, но и оптимизации алгоритма работы
отделов, что, в свою очередь, диктовало
высокую оперативность внесения изменений в
интерфейсы пользователей и логику работы
системы. Эта проблема решалась путем
размещения всей основной логики системы в
одном месте.
Площади здания ЦКНБ и большое
количество удаленных друг от друга рабочих
мест специалистов также требовали
уменьшения затрат на сопровождение ПО.
Существенная часть издательств – клиентов ЦКНБ имела достаточное по скорости подключение к Интернету и могла незамедлительно начать ввод данных через веб-интерфейс, который не должен был прерываться из-за продолжающейся разработки и модификации ПО.
Вообще появление новых онлайн-служб ЦКНБ – это не более чем открытие для доступа через Интернет существующих рабочих мест специалистов ЦКНБ, разработанных с учетом их опыта и пожеланий.
Ведение единой базы данных
библиографической информации ЦКНБ
Первое и основное изменение бизнес-логики ЦКНБ в связи с появлением нового информационного обеспечения заключалось в создании единой библиографической базы данных, общей для всех отделов ЦКНБ и схем комплектования, подмножество которой одновременно использовалось бы в качестве БД номенклатуры. Такое кажущееся естественным решение тем не менее привело к большим сложностям по адаптации «наследия» – разнородных и часто крайне скупых описаний номенклатуры, не всегда позволяющих провести однозначную идентификацию учитываемых библиографических единиц. Основной учет номенклатуры велся и продолжает вестись в ЦКНБ средствами системы «1С: Предприятие», к сожалению, пока недостаточно приспособленной для учета книг. В этой связи начинающиеся в «1С» разработки в части информатизации книгоиздания и книготорговли выглядят очень привлекательно.
Таким образом, создана единая библиографическая база данных – рабочее место библиографа ЦКНБ, которое в несколько измененном виде открыто в Интернете для ввода информации о новых изданиях непосредственно самими издательствами. Доступ для издателей и библиографов ЦКНБ требует авторизации пользователя; каждому издательству доступна только ограниченная часть БД; однако подмножество БД, относящееся к отделу сводного тематического плана (СТП) доступно анонимно в виде открытого для всех Интернет-каталога с системой заказов. Именно эта информация составляет каталоги СТП – система автоматически формирует форматированные данные для верстки типографских оригинал-макетов каталогов.
Каталожная торговля онлайн – логическое продолжение схемы комплектования на основе аннотированных СТП
База данных каталогов СТП традиционно публикуется в трех видах: печатном, на CD–ROM и в Интернете, однако во всех трех случаях работа с каталогами сейчас завершается распечаткой формы заказа и передачей ее в отдел СТП. К появлению следующего СТП (2–04) Интернет-каталог СТП обогатится стандартными функциями «Интернет-магазина»: подача заявки, выставление счета в онлайне; отслеживание прихода платежей и состояния обработки заказа. Кроме того, появится возможность авансовой оплаты заказов с системой лицевых счетов пользователей.
Удаленный доступ библиотек к
индивидуальному
тематическому плану в схеме заочного комплектования
Самая первая выполненная в ЦКНБ работа заключалась в создании базы данных тематических профилей библиотек, работающих с ЦКНБ по системе заочного комплектования (проходящих по отделу ОЭ – обязательного экземпляра). Структура тематического профиля выбрана идентичной таблице индивидуального тематического плана (ИТП) библиотеки, заполненные бланки которой хранятся в ЦКНБ. Произведен ввод в БД всех без исключения экземпляров ИТП; разработано рабочее место товароведа отдела ОЭ, организующее доступ к этой БД для ввода, исправления и просмотра данных ИТП. В настоящее время это рабочее место открыто для доступа в Интернете, что дает возможность работающим с ЦКНБ библиотекам самим вводить и корректировать свои ИТП.
Единую библиографическую базу данных ЦКНБ решено было снабдить тематическим классификатором, идентичным используемому в ИТП (он составлен на основе верхних уровней стандартных тематических рубрикаторов УДК и ББК). В результате рабочее место товароведа и библиотекаря-комплектатора дополнилось функцией автоматического подбора книг, соответствующих тематическому профилю библиотеки. Эта функция, безусловно, не исчерпывает логику деятельности отдела ОЭ, однако может существенно облегчить коммуникацию ЦКНБ и заочно комплектуемых им библиотек.
Онлайн-система комплектования
библиотек
как развитие системы заочного
комплектования
ЦКНБ традиционно представляет систему комплектования библиотек, которая, являясь прямой обязанностью коллектора, законодательно закреплена в Федеральном законе от 29.12.94 г. № 77–ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями 2000, 2002 гг.), Постановлении Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 859 «Об обязательном экземпляре изданий» и, кроме того, упомянута в статье 16 Федерального закона от 29.12.94 г. № 78 ФЗ «О библиотечном деле».
Система комплектования включает:
заочное комплектование на основе обязательного экземпляра (существует на протяжении нескольких десятков лет);
комплектование на основе сводных аннотированных тематических планов (сравнительно новая система);
комплектование московских библиотек в собственном ассортиментном центре.
Две последние системы представляют собой по существу разновидности каталожной торговли; задачи ЦКНБ здесь – предоставление наиболее полного массива экземпляров книг и/или их описаний (полного – как в смысле количества, так и в смысле полноты описаний). Функции отбора книг для заказов выполняют сами комплектуемые организации.
Система заочного комплектования представляется более развитой в части услуг ЦКНБ, который берет на себя функции отбора книг согласно тематическому профилю библиотеки и текущему состоянию ее фондов (включая предыдущие поставки в эту библиотеку). Инструментарий ЦКНБ в этом виде деятельности, безусловно, полезен и самим библиотекам для увеличения эффективности их собственной работы по комплектованию. Первой и основной частью этого инструментария является формируемый в ЦКНБ «поток» описаний новых изданий с подробной и адекватной тематической классификацией. Вторая часть инструментария – информация о тематическом профиле и состоянии фондов комплектуемой библиотеки. Третья часть – средства автоматизации отбора требуемой литературы, включая ее количественные характеристики и оптимизацию использования ресурсов.
Одна из стратегических задач ЦКНБ – создание открытой для использования в Интернете системы комплектования библиотек, включающей в себя описанный инструментарий. Эта система должна быть тесно интегрирована с системами библиотечного учета, находящимися в эксплуатации в самих библиотеках.