Нарыжная С.М.
Хабаровский институт искусств и культуры

Заметки преподавателя по поводу монографии
Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Эти заметки не следует рассматривать как рецензию на монографию Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» [1]. Нам хотелось лишь немного поразмышлять по поводу этой книги, а  писать рецензию, вероятно, поздно, так как вышла она в 2002 г. (правда, на Дальний Восток она попала в 2003 г., поэтому весь предыдущий учебный год мы провели уже с данной монографией).

К сожалению, нам – преподавателям, читающим курс по истории библиотечного дела или истории книги – все реже и реже делают такие подарки наши столичные коллеги. Сегодня вся профессиональная печать переполнена материалами об электронных библиотеках, информационных технологиях, информационном моделировании. И вдруг, такой подарок – выход в свет «Всемирной истории библиотек» Б.Ф. Володина. Наверное, такую же радость мы испытывали, когда вышла удивительная книга Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги» [2].

Б.Ф. Володин в первую очередь – сотрудник Российской национальной библиотеки, а затем – преподаватель, но данное его исследование предназначено преподавателям и студентам. Очень жаль, что мы – преподаватели этого курса – не слышали его лекций. (К сожалению, институт повышения квалификации преподавателей умер, а может быть, он умер только для дальневосточников.)

У нас, в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, проводился эксперимент: в течение пяти лет совмещали курс «История библиотечного дела» и «История книги», и называли его «История книжной культуры». На наш взгляд, это было разумно. Однако «История книги» из наших стандартов, к сожалению, почти ушла или сведена к минимуму; хорошо, что осталась «История библиотечного дела». Причем, как пишет Б.Ф. Володин, «Всемирная история библиотек и всемирная история библиотечного дела в этой книге синонимичны» (с. 6).

Итак, попытаемся обобщить, то, что нам особенно нравится в монографии Б.Ф. Володина.

Принцип расположения материала. Материал расположен, как говорят библиографы, в прямой хронологии – от «Библиотек древнего Востока» до «Эпохи информатизации библиотек». При этом соблюдается принцип историзма, т.е. изучение истории библиотек рассматривается «как часть мировой истории культуры и позволяет выявить и осмыслить те явления, которые наиболее сильно повлияли на их развитие и стали началом нового этапа их эволюции» (с. 9, 10). При этом, как замечает автор, в отличие от предыдущих исследователей, которые рассматривали «эволюцию библиотек, как некий непрерывный процесс», в его понимании (и мы это принимаем) «всемирная история библиотек рассматривается как изменение отношений между двумя первичными функциями библиотеки как учреждения – функцией фондообразования и функцией обслуживания, изменения в их взаимодействии в сфере деятельности библиотеки как общественного института во времени и в пространстве» (с. 10).

Используемый Б.Ф. Володиным принцип расположения материала дает возможность именно по этой схеме выстраивать лекционный материал. Хотя ранее мы считали, что если читать лекции по странам, от истоков до сегодняшнего дня, каждая страна будет представлена более наглядно. Как писала когда-то О.И. Талалакина во введении к «Истории библиотечного дела за рубежом» [3], данный курс читается для того, чтобы обогатить пользователя практическим опытом работы зарубежных библиотек. Правда, в ее учебнике практический зарубежный опыт был предоставлен лишь фрагментарно: следует помнить, что автор была поставлена в определенные рамки, и огромное количество собранного ею материала, к сожалению, не вошло в это издание. Ее учебник был первой ласточкой и очень активно использовался и используется студентами и преподавателями до сегодняшнего дня.

В монографию В.Ф. Володина включены материалы и о России. Представляю, как было трудно выстроить структуру этого исследования, и соглашаюсь с автором, который принял для себя решение рассматривать историю библиотечного дела через историю библиотек. Каждая библиотека представлена весомо, у каждой своя история, свое лицо, свое настоящее и будущее. Мы принимаем его модель и идем за ним. И несмотря на то, что та или иная страна вписана в эту схему с определенными ограничениями, о каждой библиотеке автор рассказывает так заинтересованно и подробно, будто работал в ней; показывает общее между библиотеками и индивидуальное лицо каждой из них.

Б.Ф. Володин уделяет достаточное внимание архитектуре зданий библиотек, внутреннему убранству, называет имена архитекторов. У нас, к сожалению, не читается самостоятельный курс «Архитектура библиотечных зданий».

Возвращаясь к структуре монографии, хочется заметить, что хотя мы всегда были сторонниками чтения данного курса по странам и континентам, мы приняли модель Б.Ф. Володина. Автор сумел нас убедить, не пытаясь убеждать.

Присутствие имен деятелей библиотек и библиотечного дела.
Хочется подчеркнуть эту особенность монографии, отмеченную автором во введении: «При изучении истории библиотек крайне важно не только дать фактический материал по истории целого ряда библиотек…, но и представление о том, с именами каких личностей связана библиотечная история» (с. 7).

Как долго мы отстаивали такую необходимость – история через биографии. В монографии это присутствует зримо. Сегодня мы переживаем время, когда сотрудники многих библиотек обратились к истории. Активно собираются материалы о библиотекарях прошлого и настоящего. Пример подала Российская национальная библиотека в лице О.Д. Голубевой. Сколько биографий ею составлено. Спасибо ей великое! Созданная ею серия «Деятели Российской национальной библиотеки» помогает нам читать лекции, а студентам готовиться к семинарам. И сегодня уже многие библиотеки составляют биографии своих сотрудников.

В монографии Б.Ф. Володина имена выдающихся библиотекарей органично вплетены в нить исследования. Откройте любую страницу и вы в этом убедитесь.

Наугад открываю с. 159: здесь представлен портрет Н.И. Лобачевского, дан анализ его библиотечной деятельности. На с. 162 портрет Бартоломе Хосе Галладо – известного библиотечного деятеля Испании; на с. 164 мы знакомимся с Антонио Паницции – замечательным английским библиотекарем, и хотя о нем написано уже достаточно много, важно его присутствие именно в этом исследовании.

Особенно хочется отметить, что в книге помещена фотография нашего учителя Николая Семеновича Карташова –  равного среди равных – на фоне ГПНТБ СО РАН. Именно Н.С. Карташов сделал эту библиотеку региональным книжным центром Сибири и Дальнего Востока.

Третье достоинство монографии, которое нельзя не отметить, –  ее огромный справочный аппарат. В конце каждого раздела даны примечания автора. По нашим подсчетам они составляют 50 страниц, т.е. 1/7 часть книги. Из них можно составить прекрасную картотеку по курсу и активно использовать при организации самостоятельной работы студентов и при подготовке к занятиям.

Выводы в конце каждого раздела – еще одна особенность этой монографии. Они очень важны, чтобы показать студенту историю формирования не просто библиотек, а их типологию.

Книгу завершают «Именной указатель» и библиографический указатель «В книге использованы иллюстрации из следующих изданий», где 90% – иностранные источники, что еще раз подчеркивает высокий уровень автора, владеющего несколькими языками.

Иллюстрации – украшение этой монографии. Огромное спасибо автору, за то, с какой любовью и тщательностью они подобраны. Некоторые нам знакомы, но основная часть –  ранее не использованные. Цветные и черно-белые иллюстрации, в том числе 32 вкладыша, являются органической частью текста. На цветных фото-вкладках – великолепные здания и интерьеры зарубежных библиотек. И что особенно отрадно – очень много иллюстраций российских библиотек. Эстетическое воздействие этих иллюстраций велико, как, впрочем, и всей книги.

Хочется отметить еще одну особенность монографии – отсутствие давления разных постановлений, программных документов, российских декретов, законов. Как много их было в советских учебниках, как мы от них задыхались!

Есть ли недостатки в монографии? Наверное есть: скромнее представлена история публичных библиотек, почти не представлены регионы России и стран СНГ.

В рецензии, опубликованной в журнале «Библиотечное дело» [4], Л. Гусева отмечает, что данное исследование по своему содержанию и организации материала – это монография, которая может быть использована и как учебное пособие. Конечно, это прекрасная монография, которая будет использована прежде всего преподавателями, а затем студентами. В ней представлено много новых исторических фактов, научных размышлений, громадный справочный аппарат.

Книга собиралась, составлялась и прошла апробацию еще до ее издания. Автор не просто пишет, он рассказывает и размышляет вместе с аудиторией. Мы путешествуем вместе с ним по векам и странам. В книге ничего не навязывается читателю и потому от нее невозможно оторваться, она читается как научно-популярное издание.

Конечно, нужно сказать спасибо издательству «Профессия» за выпуск этого исследования на высоком уровне.

Хочется еще раз поблагодарить автора и заверить его, что эта монография будет активно и долго использоваться, что, вероятно, самое главное для исследователя.


Список литературы

  1. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. – СПб.: Профессия, 2002. – 352 с.

  2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги / Л.И. Владимиров. – М.: Книга, 1988. – 310 с.

  3. Талалакина О.И. История библиотечного дела за рубежом / О.И. Талалакина. – М.: Книга, 1982. – 272 с.

  4. Гусева Л. От шумерских таблиц до электронных библиотек / Л. Гусева. // Библиотечное дело. – 2003. – № 8. – С. 34–36.