ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02

Пашин А.И.

Новый взгляд
на инновационную деятельность библиотек

Экономические, политические и социальные изменения в нашей стране, переход к рыночным отношениям, демократизация, децентрализация управления привели к коренным преобразованиям всех сфер общественной жизни, в том числе и библиотечного дела.

Движущей силой развития библиотек становится инновационная деятельность. В связи с этим большой интерес учёных, библиотекарей, общественности вызвала книга Н.Т. Чуприной "Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике" (М.: Либерея, 2004 г. - 120 с.).

На основе изучения теоретических работ и собственных исследований автора в книге изложена система взглядов на профессиональную инновационную деятельность отечественных и зарубежных учёных, дан глубокий анализ проблем библиотечной инноватики, управления инновационными процессами. Рассмотрены вопросы методологии, организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности, её финансирования. Заслуживает внимания утверждение автора о том, что инновационная деятельность является предпосылкой качественных преобразований в библиотечном деле, позволяющих адаптироваться к новой экономической ситуации.

В книге убедительно показано, что децентрализация управления, сокращение финансирования библиотек активировали их деятельность на поиск инновационных форм и методов работы, дополнительных источников внебюджетных средств, способствовали выработке стратегии модернизации и развития.

Заслугой автора являются раскрытие объективных предпосылок развития инновационной деятельности в библиотечной сфере; выработка концептуальных определений ряда терминологических понятий, таких, как библиотечное новшество, библиотечная новация, библиотечная инновация, библиотечная инноватика; обоснование необходимости формирования инновационной библиотечной политики, инновационной культуры, инновационного менеджмента.

Н.Т. Чуприна предложила свой вариант классификации библиотечных инноваций, определила особенности и характеристики инновационного процесса; внесла существенный вклад в исследование вопроса эффективности инноваций, рассматривая её не только с экономической стороны, но и в социальном аспекте; подчеркнула необходимость сопряжённости библиотечных новшеств с интересами пользователей, удовлетворением запросов и интересов посетителей библиотечных учреждений.

В книге раскрыто положение о том, что библиотеки на основе внедрения инноваций направляют свою деятельность на удовлетворение не только информационных потребностей пользователей, но и всей системы их культурных ожиданий путём повышения уровня комфортности, открытия Интернет-классов, литературно-музыкальных гостиных, видеозалов и других форм работы для всех групп пользователей, всего населения. В книге подчёркнуто, что все библиотечные инновации тесно связаны с общероссийскими, региональными традициями и традициями конкретных библиотек.

Автор обращает внимание на имеющиеся в практике библиотек реальные и мнимые новшества. В качестве примера приведена имеющая место подмена содержательного развития библиотеки организационно-управленческими перестройками: объединение и разъединение структурных подразделений, их переименование, что деформирует сложившуюся структуру, и библиотека утрачивает способность реализовывать свои традиционные функции.

Другой вариант псевдоновшеств - некритические заимствования передового опыта.

Рассматривая трансляцию новшеств, Н.Т. Чуприна считает, что наиболее целесообразный способ - не экстраполяция, т.е. перенесение готового опыта в ту или иную область деятельности библиотеки, а интерполяция, которая придаёт особую осмыслённость заимствованию, наполняет его новым содержанием, формирует новую систему ценностей.

Большое внимание автор уделяет роли областных, краевых, республиканских библиотек и их научно-методических отделов в формировании региональной инновационной политики. Это ярко показано на примере деятельности Белгородской областной универсальной научной библиотеки. Разработка прогнозов и концепций развития библиотек области, их сотрудничества с другими учреждениями культуры, образовательными и социальными организациями, нормативно-правовых актов способствовали выработке стратегических управленческих решений. По ряду направлений деятельности библиотек были разработаны целевые комплексные программы, в них реально закреплялись долгосрочные взаимные обязательства библиотек и местных органов власти, гарантирующие реализацию инновационной политики, её финансирование.

В книге раскрыты основные направления деятельности библиотек по реализации инновационной политики: формирование адекватной реакции библиотечных коллективов и органов местной власти на изменения, происходящие во внешней среде, побуждение библиотекарей к инновационному творчеству путём трансляции имеющихся новшеств в других библиотеках, стимулирование разработки собственных идей, изменение профессиональной психологии персонала библиотек. В соответствии с этим изменён порядок обучения библиотекарей, создана система их непрерывного профессионального образования. Для развития инновационного творчества библиотекарей рекомендуется также проводить профессиональные конкурсы и смотры по актуальным направлениям библиотечной работы.

Заслуживает одобрения освещение в книге вопросов формирования инновационной культуры в коллективе библиотеки путём профессионального развития персонала, стимулирования творческого потенциала сотрудников, поиска путей его реализации.

Ценно, что в рассматриваемом издании раскрыт маркетинговый подход к управлению инновационными процессами, подчёркнуто, что включение библиотек в рыночные отношения изменило взаимоотношения с учредителями и пользователями: первоочередное внимание уделяется маркетинговым исследованиям, анализу собственных ресурсов, потребностей реальных и потенциальных пользователей, разработке приоритетных направлений деятельности и финансирования библиотек. Автору удалось показать, что маркетинговые исследования в области комплектования фондов, изучение состояния и качества услуг библиотек и других учреждений культуры позволили принять решение о создании системы распределённого книжного фонда, корпоративной каталогизации, а также определить нишу библиотек в области культурно-досуговых и просветительных услуг.

На конкретных примерах в книге показано, что маркетинговые исследования способствовали реализации программ муниципальных библиотек по краеведению, экологии, правовому просвещению, работе с социально слабо защищёнными категориями населения, сохранению и развитию культурных традиций, которые финансируются из местных бюджетов. Убедительно рассказано о том, как использование маркетинга в управлении обеспечивает изучение изменений внешней среды, разработку региональных программ, способствует успешному взаимодействию с другими учреждениями культуры и информации, формированию эффективных коммуникаций, взаимопониманию с органами местной власти.

Специальный раздел книги посвящён кадрам библиотек как важному фактору инновационной деятельности; обосновано, что одной из главных задач руководителя является адекватная оценка реакции персонала на происходящие изменения, формирование команды единомышленников, адаптация к происходящим переменам большей части сотрудников.

На опыте работы Белгородской ОУНБ раскрыты пути преодоления сопротивления нововведениям со стороны коллектива: предоставление полной информации о происходящих переменах, учёба кадров, вовлечение персонала в процесс преобразований, оказание помощи и поддержки, а также создание системы горизонтальных связей внутри библиотеки, основанных на общих интересах и неформальных отношениях. Заслуживает одобрения постановка вопроса о формировании команды единомышленников, которая кардинально отличается от умелой расстановки кадров. Н.Т. Чуприна убедительно показывает, что при формировании команды возникает вопрос о поиске людей, обладающих не только высокими профессиональными знаниями, организационными способностями, но и творческим потенциалом, способных работать сообща, принимать и реализовывать коллективные решения.

В книге приведены схемы распределения ролей в команде, ролевых позиций участников инновационного процесса; дано сравнение традиционного и инновационного управления персоналом; показано, что инновационная деятельность изменила шкалу ценностей в сторону приоритета личности, индивидуального творчества сотрудников; раскрыт процесс преобразования работника библиотеки в персону, а коллектива - из объекта управления в субъект управления; определены составляющие системы инновационного управления. Автор обращает внимание на необходимость постоянной заботы об адаптации библиотекарей к новым условиям, об освоении ими новых знаний и навыков, пробуждении у сотрудников желания способствовать прогрессу своего учреждения.

Н.Т. Чуприна подробно раскрывает опыт работы библиотеки по созданию системы непрерывного профессионального образования специалистов, подчёркивает, что цель этой работы - развитие библиотеки через развитие персонала. Автор называет основные составляющие профессионализма: собственная библиотечная квалификация, умение общаться с пользователями, налаживать отношения с партнёрами, органами власти. Ценна приведенная в книге программа непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов Белгородской области "Библиотечные кадры", включающая все уровни подготовки кадров в стенах библиотеки, в высших  и средних учебных заведениях, участие специалистов в региональных, всероссийских и международных научных конференциях и семинарах, стажировку персонала в федеральных и зарубежных библиотеках.

Большое внимание уделено профессиональному развитию персонала в ходе повседневной практической деятельности, в процессе сотрудничества в командах, специализированных группах. Обращено внимание на то, что эффективное развитие персонала происходит в условиях открытого доброжелательного общения, организационной культуры, способствующей созданию оптимального социально-психологического климата.

В заключительной части книги подведены итоги инновационной деятельности Белгородской ОУНБ, в частности: обретение библиотекой статуса социокультурного института и центра профессиональных коммуникаций, установление принципиально новых отношений с региональными и местными органами власти, мобильное взаимодействие с партнерами, адекватная и оперативная реакция на изменения внешней среды, формирование новой концепции обслуживания населения, характеризующейся открытостью, комфортностью, общедоступностью, разнообразием форм и методов, а также включённость библиотеки в систему межрегиональных и международных профессиональных коммуникаций, использование дополнительных источников финансирования за счёт благотворительных фондов и коммерческих структур.

Н.Т. Чуприной удалось показать, что развитие внешних коммуникаций способствовало объединению вокруг библиотеки не только пользователей, читателей, но и других учреждений культуры и информации, образовательной и социальной сфер, всего населения. Среди объектов, объединяющих людей, названы книга, информация, досуговые формы работы, а также возможность обсуждать острые социальные проблемы защиты прав населения, экологии, борьбы с преступностью, наркоманией и др.

Большую ценность представляют приложения к книге, раскрывающие развитие организационной структуры библиотеки, её взаимодействие с партнёрами и внешней средой, тематический план всероссийской школы библиотечной инноватики, план профессиональной учёбы персонала областной библиотеки, социологические анкеты. Весьма полезен для читателей список рекомендуемой литературы, включающий свыше 200 наименований.

К сожалению, несмотря на то, что в работе говорится об отсутствии правовых актов, непосредственно регламентирующих инновационную деятельность, никаких предложений по их разработке не высказано.

В целом книга Н.Т. Чуприной вносит существенный вклад в теоретическую разработку проблем инновационной деятельности, раскрывает практический опыт, является ценным и полезным изданием и представляет интерес для учёных, преподавателей вузов и колледжей, работников библиотек.