УДК 02

Послесловие к статье Н.С. Редькиной
"Основные направления работы
технологических служб библиотек"

Сегодня многие библиотеки только подходят к пониманию технологической культуры своего производства, поэтому статья Н.С. Редькиной поможет разобраться в содержании и функциях технологической службы. Библиотеки получат возможность грамотно проработать свои документы, в том числе - должностные инструкции. В связи с этим становится принципиальным вопрос о дифференциации должностных инструкций. Н.С. Редькина рассматривает должностную инструкцию технолога, заведующего технологическим отделом. Однако в штатном расписании такой должности нет. Обратите внимание: нет такой должности, но это не мешает автору так называть иллюстрируемые должностные инструкции.

Я не вижу большой проблемы в том, что в штатном расписании нет технологов. Это - функция, а не должность. Не должно быть в библиотеке по должности технологов или методистов, как не должно быть психологов или социологов. В библиотеке должны работать библиотекари с соответствующей подготовкой и определенными функциями. Этот вопрос - методологический: библиотека - системный организм и работа каждого сотрудника должна в конечном итоге связываться с решением задач библиотеки по обслуживанию читателей. Ради этого библиотека существует как социальный институт в обществе. Равно так же, как в школе: с детьми работают не физики, химики, математики, а учителя. Это - должность, а вот всё остальное - функция, конкретные обязанности, определяемые местом того или иного лица в системе.

Если бы мы пошли иным путем, то в штатном расписании отдела, которым я руководил 20 лет в РГБ, оказались бы врачи, агрономы и зоотехники, инженеры (12 специальностей), химики и физики, литературоведы и историки, короче говоря, носители 65 специальностей по диплому.  Я не смог бы руководить таким коллективом. У меня были библиотекари с отраслевым образованием (90 человек, 65 разных дипломов), все окончили, кроме того, Высшие библиотечные курсы, при приеме знали один иностранный язык, года через четыре изучали второй, затем - третий. Моя задача состояла в том, чтобы все они оптимально использовали свои знания, функционально выполняя обязанности систематизатора высокой квалификации. Должностные инструкции соответствовали не отрасли знания, а должности. Отрасль знания называлась обязательно, так как должностная инструкция - персонифицированный документ. Главные библиотекари, помимо основных функций, выполняли методическую работу, имели право и были обязаны заниматься обучением сотрудников. Старшие библиотекари работали. Библиотекари учились и были подконтрольны - такова работа систематизатора.

Боюсь, что психолог по диплому, если мы его возьмем на должность психолога в библиотеку, сам придумает себе "задачи" и "функции" и не позволит директору себя контролировать. Так, к сожалению, кое-где происходит.

Еще раз хочется, в этой связи, сказать: начинать разработку документации надо с "Характеристики рабочего места", уже на её основе составлять должностную инструкцию. Это - нормальный путь, снимающий многие вопросы. Напомню: мы уже говорили об этом в нашей дискуссии с Л.П. Павловой (Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 5).

Сукиасян Э.Р., член редколлегии сборника