НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 025.1

Авраева Ю.Б.

Слагаемые управленческого успеха

Размышления о качествах,
необходимых руководителю
для успешного управления коллективом.

Современному руководителю важно хорошо представлять перспективы не только своей деятельности, но и деятельности всего коллектива. По мнению многих исследователей, успех руководителя любой организации, и библиотечной в частности, зависит от его идеологии и мировоззрения. Каждому из них необходимо сформироваться мировоззренчески, прежде чем творить, заниматься ответственным делом, т.е. сформировать духовно-нравственные ценности, составляющие основу профессионального кодекса чести. Каждый из них в течение жизни приобретает и применяет несколько идеологий - инструментов сознания, благодаря которым он осознает, осмысливает суть деловой карьеры, модели общения, политических предпочтений и т.д. Специфика профессиональной идеологии определяется уровнем сознательного отношения руководителей к своим обязанностям, теми мотивами, которыми они руководствуются. Их мировоззрение, представляющее систему взглядов, идей и оценок, - своеобразная линза, сквозь которую они смотрят на мир, - распространяется и на профессиональную деятельность и помогает преодолевать трудности и добиваться успеха.

В отличие от обыденного мировоззрения, складывающегося в зависимости от среды, в которой живут будущие руководители, под влиянием жизненных условий и воздействия близких, научное мировоззрение формируется сугубо индивидуально, путем освоения научных, политических, культурологических, психологических и библиотековедческих знаний и правильного их применения на практике. Успеха добивается тот руководитель, который не только обладает блестящими знаниями, но и соблюдает нравственно-этические и правовые основы профессиональной деятельности. Известно, что менеджером, руководителем может быть не каждый. Для этого нужны определенные генетические данные, как говорят специалисты, собственная биологическая матрица.

При подборе кандидатур на управленческую деятельность необходимо руководствоваться не только стандартными данными (образование, стаж работы), но и рекомендациями ученых, занимающихся проблемами научного менеджмента [1].

Конвергентность руководителя, его прагматизм, умение мыслить перспективно являются теми качествами, которые определяют его долгожительство в роли управленца, позволяют ему занимать ключевые позиции и ведущее место в библиотечном сообществе не только на конкретной территории, но и в стране.

Каждый руководитель придерживается определенной идеологии и мировоззрения, которые помогают ему при решении долгосрочных целей и тактических задач. Например, для одного руководителя важнейшей долгосрочной целью в период кризиса было осуществление непрерывного комплектования библиотечных фондов, несмотря на острую нехватку финансовых средств, что впоследствии вывело эту библиотеку на второе место по объему новых поступлений в России. Для второго - важнее стало обустройство собственного кабинета, для третьего - приобретение компьютеров, для четвертого - создание новых рабочих мест.

Успех и неуспех в каждом отдельном случае рассматриваются с разных точек зрения, по-разному оцениваются коллективом или самим руководителем. Так, коллектив первой библиотеки был не совсем согласен с политикой руководителя, считая, что нужно в первую очередь закупить компьютеры. Коллектив второй библиотеки выражал недовольство, а коллективы третьей и четвертой полностью поддерживали действия своих руководителей. Но время показало, что стратегия первого руководителя принесла более ощутимые результаты, чем тактика последних. А в конечном итоге выиграли пользователи.

Профессиональное мировоззрение руководителя складывается в его сознании под влиянием идеологии и технологии управленческой деятельности. Оно выступает как адаптация духовных ценностей к целевым и функциональным требованиям, предъявляемым к каждому типу руководителей, и представляет собой набор "гуманистических заповедей" философско-этического инструментария менеджера, являющегося гарантом его репутации и делового авторитета. Важнейшей составляющей "гуманистических заповедей" руководителей являются их личные убеждения, которые позволяют им сохранять достоинство и добиваться успехов на профессиональном поприще. Существуют критерии, по которым определяются личные убеждения менеджера. Прежде всего - это гражданская позиция, умение неукоснительно выполнять свой долг перед обществом и сотрудниками. Наличие зрелой управленческой философии, понимание своего места и роли в управленческом процессе - основные условия для успешной работы руководителей любого уровня.

Важным критерием личных убеждений руководителей является их содержательная инновационность, или открытость к новым знаниям, лучшим достижениям в науке, культуре. Им приходится работать с разными по уровню образования и творческому потенциалу людьми, часто настроенными инертно к прогрессивным преобразованиям. Вот почему нужен личный пример руководителя, осознающего перспективы развития коллектива и уверенного в необходимости применения новых технологий. Труд управленцев - тяжелый, требующий больших умственных усилий и морально-психологических затрат. Их личные убеждения являются своеобразным каркасом для профессионального мышления и поведения. Они не имеют права позволить себе то, что может позволить рядовой сотрудник (грубость, невежливость, безответственность и т.п.).

Структурообразующие компоненты управленческого успеха: духовные ценности, научное и гражданское мировоззрение, профессиональные личные убеждения руководителя - взаимосвязаны и являются мощнейшими внутренними стимулами. Ум, интеллект, поведение руководителя играют не последнюю роль. Поэтому у одних руководителей нет разрыва между словом и делом, у других слова и дела всегда расходятся.

Последние, как правило, популистски и конъюктурно используют свой ум и знания. Их личные убеждения противоречивы, неустойчивы и неискренни, что неизбежно отражается на профессиональной деятельности, на взаимоотношениях с коллегами. Чтобы быть во главе людей, нужно иметь морально-психологическую уверенность и поддержку со стороны коллектива библиотеки, выполнять служебные обязанности в соответствии с правовыми законами.

Соблюдать личное достоинство каждого работника - неприкосновенное правило для руководителя. Буддийская философия гласит: "Достоинство присуще одному человеку, присутствует и во всех". Ключ успеха руководителя в его умении быть человеком, человеком честным, порядочным, искренним, помогать работнику проявлять свои лучшие личностно-деловые качества, укреплять его веру в себя. Поэтому руководителю так важно уметь общаться с сотрудниками, завоевывать их доверие. Без доверия невозможно быть настоящим руководителем - это аксиома, не требующая доказательства. Доверие является морально-психологической основой авторитета руководителя. Авторитет истинный, а не мнимый, зависит не от многочисленных регалий и наград, а только от деловых качеств руководителя и его добрых дел.

Известно, что общение - базовая категория психологии. Ее роль в управленческой деятельности наиболее приоритетна и предпочтительна, особенно в коммуникативной, в процессе которой происходит обмен знаниями и информацией. Выделяются несколько видов управленческого общения: субординационное, служебно-товарищеское, дружеское. Как показывает опыт, руководители абсолютизируют какой-то один из названных видов управленческого общения, что не всегда оправдано. Руководитель, искусно использующий тот или иной вид общения, создает в одном случае эффект "комфортности общения", в другом - "эффект личной самопрезентации", длящейся непрерывно, смахивающей на завуалированную форму превосходства и хвастовства. Тонкость в обращении, деликатность, умение щадить самолюбие людей составляют суть вежливости общения, которую должен проявлять и соблюдать руководитель. К сожалению, руководители не всегда уделяют должное внимание овладению техникой деликатности, порою специально унижают подчиненного в присутствии других коллег, особенно, если это молодые специалисты.

Личный пример руководителя в общении с подчиненными всегда увеличивает кредит доверия людей к нему. Для руководителя библиотеки неприемлемы беспричинные опоздания, задержки, бесконечные "ценные указания на кухонном уровне", перекладывание ответственности на других, поиск стрелочников. Чрезмерный интерес к личной жизни подчиненных также не красит руководителя и тем более не входит в сферу его отношений с подчиненными. В то же время руководитель должен проявлять заботу о подчиненных, помогать им в решении личных, семейных проблем: устройство в детский сад детей, получение путевок для санаторно-курортного лечения, кредита для покупки жилья. Понукать, распоряжаться сотрудником, особенно, если речь идет о событиях личного характера, также недопустимо.

Ограничение гражданских прав, язвительное, уничижительное, порою открытое, а не только завуалированное, некорректное отношение к коллеге разъедает личность прежде всего самого руководителя. Его культура общения построена на иерархии, он исповедует принцип "разделяй и властвуй". Его гложет зависть, амбиции. Его ценностные приоритеты управленческой деятельности направлены на собственное благополучие (материальное, психологическое, физическое), которого он достигает за счет использования своей должности. Он бегает по коридорам власти с переменным успехом, закаляясь и приноравливаясь к ней. Близость к "сильным мира сего" местного уровня позволяет такому руководителю получать звания, награды, которые не снились руководителям лучших библиотек России. В то же время сама по себе близость к вышестоящему руководству не противопоказана, она в определенной степени поощряется и является гарантом жизни конкретного библиотечного коллектива, это реальность, с которой нужно считаться низовым руководителям. На практике так и происходит, однако одни от этой близости получают только шишки и окрики, другие же - то, о чем сказано выше.

Личные убеждения, личный пример руководителя должны облагораживать коллектив, помогать его росту и развитию, а не отчуждать, не разрушать. Работоспособность коллектива, его творческий потенциал - самая лучшая награда для руководителя, умело и мудро строящего фундамент успеха.

В продвижении к успеху особую роль играют умение руководителя работать с людьми и готовность к риску, новому. Успех руководителя высшего звена достигается за короткий срок (5-6 лет) и объясняется его способностью интенсивно накапливать опыт, знания.

Существуют две основные группы причин, приводящих к снижению эффективности управленческой работы:

Устранение причин первой группы связано с преодолением определенных трудностей и не всегда гарантирует получение результатов, адекватных затраченным усилиям. Причины второй группы легко устранить путем обучения.

Не зря говорят, что плох тот руководитель, который умело превозносит себя, но при этом замалчивает успехи других или провоцирует негативную оценку их труда, не уделяя внимания их профессиональному росту. Модель поведения руководителя при общении и управлении людьми в этом случае означает: уметь защититься от застоя в делах; приобрести навыки управления временем и переменами; выделить главное - суметь правильно выбрать приоритеты, что является общим признаком в продвижении к успеху для всех типов руководителей (а не только трудолюбие, удача, "связи", хотя все эти факторы также имеют немаловажное значение).

Общение - нравственная основа всех дел. Руководителю необходимо знать психологические основы результатов общения. Одной из них является закон резонанса, который по-простому можно выразить: "каков поп, таков и приход". Ведь каждый сотрудник тоже стремится к успеху, творческому самовыражению, испытывает потребность в признании, уважении.

В коллективе, где руководитель не сумел построить правильные в моральном, профессиональном смысле отношения, царят склоки, сплетни, недоверие. Такую ситуацию пережили некоторые библиотеки нашего региона. С приходом умных, мудрых, профессионально грамотных руководителей эти библиотеки из состояния непрерывных сотрясений перешли в стадию устойчивого, стабильного развития, добились определенных успехов и признания в библиотечном сообществе России.

Список литературы

1. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М.: Народ. образование, 1999. - С. 43.

2. Поведение руководителя: Практ. пособие / Авт.-сост. Л.С. Вечер. - Минск: Нов. знания, 2000. - С. 20.