УДК 378.16+025:65.011.56

Зубкова Н.В., Щедрина М.А.

Создание виртуальной обучающей среды
в научно-технической библиотеке

Создание и внедрение в НТБ Сибирского государственного индустриального университета электронного обучающего курса по основам информационной грамотности.

Эффективность современной системы образования, предполагающая увеличение доли самостоятельной работы учащихся, напрямую зависит от уровня информационной культуры студентов. Именно поэтому обучение культуре работы с информацией в рамках реализации профессионально-образовательных программ в университете является особой областью деятельности НТБ Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ).

Для решения этой задачи необходимо сознательное, целенаправленное формирование информационной культуры личности, что, в свою очередь, невозможно без соответствующего курса, включающего как традиционное, так и электронное обучение, которое активизирует процесс обучения, делает его более ярким, интересным и доступным для восприятия.

Электронное обучение позволяет соединить преимущества личного контакта преподавателя и студента с возможностью организовать этот контакт на рабочем месте обучаемого с использованием средств современной педагогической и информационной технологии.

За последнее десятилетие во многих регионах осуществлены сотни проектов, охватывающих все виды деятельности в сфере высшего образования и информатизации. Среди них – ряд проектов по развитию вузовских библиотек Западной Сибири, включая программу TEMPUS Европейского союза. Это программа сотрудничества, цель которой – поддержка и укрепление развития высшего образования в России, странах СНГ и Восточной Европы.

С 2004 г. НТБ СибГИУ является участником Международного проекта TEMPUS «ЗНАНИЕ – Кузбасская сеть для работы в библиотеках в режиме on-line и развитие электронных ресурсов для поддержки образования». Среди основных взаимосвязанных задач проекта – создание электронных пакетов обучающих материалов и управляемой обучающей среды.

В библиотеке разрабатывается специальный мультимедийный электронный обучающий пакет по основам информационной грамотности – электронный обучающий курс НТБ СибГИУ «Основы информационной культуры пользователя», цель которого – обучение библиотечно-библиографическим знаниям всех категорий пользователей – студентов, профессорско-преподавательского состава, аспирантов СибГИУ.

Разработка курса является весьма трудоемкой по сравнению с традиционной, так как необходима новая структура подачи материала и иной контроль знаний студентов. Использование современных средств информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, гиперссылок и др.) делает учебный материал более выразительным и наглядным. Специфика электронного обучения требует соответствующего подхода к технологии разработки учебного курса, в котором применяется набор электронных материалов (учебных и контролирующих средств), функционирующих с использованием стандартных компонентов и сервисов (таких, как тестовый модуль, автоматический подсчет результатов тестирования), реализованных в системе дистанционного образования.

Созданный пилотный вариант выгружен на сайт дистанционного образования СибГИУ. При этом использована бесплатно распространяемая программная оболочка MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамичная учебная среда). Эта программа позволяет самим преподавателям разрабатывать адаптивные учебные курсы и развивать (изменять) их по мере необходимости.

Применение MOODLE позволило сформировать нужную структуру учебного курса и представить его в подходящей форме: текст, графика, звук, видео, гипертекст.

Электронный обучающий курс «Основы информационной культуры пользователя» состоит из трех разделов:

Библиографическая запись. Библиографическое описание;

Оформление библиографической части научной работы;

Электронная библиотека.

В каждом разделе имеются модули – лекционный материал, тренинговая часть, приложения – и следующие формы подачи материала и контроля знаний студентов:

теоретический материал в виде конспекта лекций, схем, примеров, графического и справочного материала;

практический материал для контроля знаний в виде разных вариантов вопросов, заданий и  контрольных тестов;

методический материал в виде рекомендуемой литературы, терминологического словаря, методических изданий.

Разделение содержания курса на модули и  продуманные небольшие блоки информации позволяет сделать изучение предмета более гибким, упрощает управление процессом контроля знаний.

Пилотная часть курса – раздел «Библиографическая запись. Библиографическое описание» – размещена на сайте http://do.sibsiu.ru. Для каждого пользователя электронного курса предусмотрена индивидуальная регистрация – заход под собственным логином.

Благодаря использованию компьютерных технологий у пользователя появляется возможность многократно обращаться к теоретическому материалу в удобном для него темпе, возникает интерактивный учебный диалог с компьютером. Наличие гипертекстовых ссылок делает процесс обучения индивидуальным, так как пользователь может выбрать свой алгоритм поиска информации, свою стратегию чтения. Каждая тема раздела представлена в виде отдельного текста, картинок, видеопримеров, ссылок на словарь используемых понятий, словарь сокращений слов и словосочетаний в библиографической записи. Большая часть раздела озвучена, что улучшает восприятие курса.

Представленная тренинговая часть помогает обучающимся проверять свой уровень знаний. Вопросы для самопроверки, упражнения и задания для самоконтроля, комментарии к возможным ответам по той или иной учебной теме позволяют определить, насколько усвоен учебный материал. Итоговый контрольный тест состоит из 11 вопросов с лимитом времени на тестирование – 15 минут. Вместе с заданием пользователю предлагаются различные варианты ответов, из которых он должен выбрать один или несколько правильных и пометить в ячейке. По результатам тестирования выводится общий балл. Максимальная оценка – 11 баллов.

В 2005 г. пилотный проект электронного обучающего курса – раздел «Библиографическая запись. Библиографическое описание» – представлен для ознакомления зарубежным партнерам по проекту. Они высоко оценили проделанную работу.

Обучающий пакет легко корректируется, обновляется по мере необходимости, автоматически обеспечивает весь процесс обучения: от постановки познавательных задач до ориентирования на самообразование.

Электронный мультимедийный интерактивный обучающий пакет может быть использован как на занятиях в аудитории по учебной дисциплине «Основы библиотечно-библиографических знаний» для выполнения практических работ и контроля усвоения материала, так и при дистанционном обучении.

Использование новых информационных технологий в обучении основам информационной культуры позволит пользователям органично войти в современную систему открытого,  непрерывного и  инновационного образования.