УДК 025.6:65.011.56

Стахевич А.М.

Обслуживание читателей НТБ МАДИ
с использованием штрих-кода:
основные результаты второго этапа работы*

Автоматизация массовой выдачи первокурсникам литературы учебного абонемента с помощью штрих-кода (ШК) в 2005/06 учебном году не только выявила бесспорные преимущества такой технологии, но сразу же породила проблемы, требующие незамедлительного решения:

1. Несовместимость традиционной (бумажной) и новой (автоматизированной с использованием ШК) технологий при обслуживании студентов I–III курсов на учебном абонементе.

Первокурсники обслуживались молниеносно, но студентам II и III курсов, находившимся рядом и с нескрываемым удивлением наблюдавшим за происходящим, приходилось по-прежнему выстаивать привычную и надоевшую очередь. А сотрудники библиотеки должны были периодически менять ритм и характер работы, переходя от компьютера и сканера, считывающего ШК книги и идентификационной карты личности (ИКЛ) читателей I курса, к диалогу с читателями II–III курсов, подолгу разбираясь сначала с их ИКЛ (бэджами), а затем с их «бумажными документами» – студенческим и читательским билетами, читательским и книжным формулярами. Все это, безусловно, нервировало и изматывало, быстрее обычного наступало утомление и притуплялась реакция при работе с читателями и ПК. Как известно, автоматизация не терпит неточности. От одного только пробела между буквами, цифрами или знаками пунктуации зависит, будут ли найдены требуемая книга в ЭК, а конкретный читатель в БД «Читатели».

2. Вытекающее отсюда очевидное недовольство гибридной технологией большей части сотрудников библиотеки «нового корпуса» университета (отделов учебного абонемента младших курсов, читального зала гуманитарной и абонемента художественной литературы) требовало перехода к единой автоматизированной технологии, несмотря на напряженный график работы. Такие дополнительные виды работ, как штрих-кодирование большого количества экземпляров учебного фонда, насыщение ШК многочисленных библиографических записей электронного каталога, значительное увеличение БД «Читатели» за счет студентов следующих курсов и другие, должны были проводиться путем дальнейшей интенсификации труда библиотекарей.

3. Перевод студентов I–III курсов на новую технологию обслуживания объективно требовал того же и для студентов IV–VI курсов МАДИ, обслуживаемых отделами «старого корпуса» университета. В противном случае, избалованные удобной формой обслуживания студенты III курса, в следующем 2006/07 учебном году, став студентами IV курса, будут вынуждены возвратиться к устаревшей бумажной технологии, т.е. к тому, от чего они с такой радостью «ушли», и отказаться от новой автоматизированной технологии, к которой они так быстро успели привыкнуть.

4. Опыт обслуживания читателей «нового корпуса» в условиях гибридной технологии однозначно говорил в пользу перевода сразу всех студентов старших (IV–VI) курсов, обслуживаемых отделами НТБ «старого корпуса» университета (научного абонемента, учебного абонемента старших курсов, общего центрального книгохранения, читального зала НТЛ), на новую технологию обслуживания, что в свою очередь предполагало еще бόльшую дополнительную работу, еще более тяжелые условия и режим работы, а также более высокую квалификацию, дисциплину и увлеченность, которой, на наш взгляд, давно уже не было у значительной части сотрудников «старого корпуса» университета, по-прежнему считающей себя основной опорой и главными специалистами («гвардией») библиотеки.

 

Чтобы эффективно разрешить эти проблемы и высвободить людские ресурсы для освоения современных технологий (в частности создания цифровой библиотеки как альтернативы традиционной бумажной библиотеке) требовалось за один учебный год (а не за пять или шесть лет, как это делалось в библиотеках других вузов страны) перевести студентов всех курсов МАДИ дневной, вечерней и заочной форм обучения на новую технологию обслуживания. Грандиозность (инновационность) поставленной задачи неоднозначно воспринималась коллективом библиотеки. Революционность перемен одних радовала, других не без оснований пугала, что подспудно вело к расколу коллектива «старого» и «нового» корпусов университета.

Конечно, мы видели, что происходит. Но остановить процесс перемен было уже невозможно. Да, если честно, и не хотелось.

Мы были в курсе того, что успели к этому времени сделать лучшие вузовские библиотеки страны (например, Москвы – МИФИ, РУДН, РГГУ, МЭИ, МВТУ, МГИМО, Финакадемии; С.-Петербурга – ГТУ; Сибири – ТГУ, ТПУ, ОГУ, КРГУ и др.). Благодаря СМИ (прежде всего специальным), материалам международных конференций (Крымской, Звенигородской, Тарусской) и ежегодной итоговой конференции, проводимой в МАДИ (ГТУ), активным участником которой НТБ стала с 2001 г. (lib.madi.ru), а также некоторым монографиям (А.И. Земскова, Я.Л. Шрайберга, Ф.С. Воройского, Т.В. Еременко) мы понимали, в каком направлении  и с какой скоростью движется процесс преобразований библиотечной деятельности, и вместе с администрацией университета осознанно приступили к коренным преобразованиям деятельности НТБ МАДИ (ГТУ), которая в технологическом и содержательном отношении (по разнообразию и качеству услуг), к сожалению, значительно отставала от вышеперечисленных библиотек.

Подготовка к переводу на автоматизированное обслуживание оставшейся части студентов (II–VI курсов) началась с октября 2005 г. Эта по сути аккордная работа непродолжительное время ежемесячно материально стимулировалась университетом (в среднем до 2 тыс. р.), что не могло не радовать сотрудников, вовлекая в работу все большее их число.

На мой взгляд, работа отделов библиотеки «нового корпуса» проходила более эффективно и продуманно. Значительный практический опыт подготовительного этапа и массовой выдачи, преобладание молодых сотрудников, «охочих до всего нового», творческий и заинтересованный подход к новациям сотрудников зрелого возраста, безусловные административные способности зам. директора Н.В. Соловьевой способствовали благоприятному психологическому климату в коллективе и высокой производительности труда. В результате, не суетясь, тщательно продумав всю технологическую цепочку, в соответствии с расписанием в начале второго семестра (с 13 по 24 февр. 2006 г.) коллектив этой части библиотеки перевел на новую технологию обслуживания читателей II и III курсов. (В помощь этому коллективу были добавлены еще несколько человек из отделов комплектования, обработки и СБО, работавшие здесь не более двух часов в день.)

Суть инновации или так называемой перерегистрации читателей состояла в следующем.

На предварительном этапе оштриховывалась и заносилась в соответствующее поле БЗ ЭК литература, предназначенная для студентов II и III курсов; БД «Читатели» дополнялась сведениями о них, которые импортировались из БД отдела кадров МАДИ (для ускорения процесса поиска информации программистом В.Н. Брылем специально разработана клиентская часть БД отдела кадров под названием «НТБ-Студент», позволяющая обращаться к ней непосредственно с ПК, расположенных в НТБ). Также заранее в алфавитном порядке (без разделения на курсы – так оказалось удобнее) были оперативно подобраны формуляры читателей и переданы на «точку», где сотрудник НТБ встречал студентов (некоторые из них так еще и не стали читателями библиотеки).

Придерживаясь расписания, студенты по группам приходили в библиотеку «нового корпуса», сдавали издания без ШК, находившиеся у них на руках, и сразу же взамен получали литературу со ШК, необходимую для продолжения учебы. Если студент полностью рассчитался с библиотекой, его бумажный формуляр уничтожался и вся последующая книговыдача осуществлялась исключительно в электронном виде с использованием ШК ИКЛ и БД ЭК – аналогично тому, как это делалось при обслуживании первокурсников (см. предыдущую статью).

Одновременно с этим часть сотрудников оперативно оштриховывала и заносила в соответствующее поле БЗ ЭК издания, поступившие в учебный абонемент без ШК, после чего расставляла их на полках, чтобы в тот же или следующий день их можно было беспрепятственно выдать новой группе учащихся.

Вся работа велась на семи ПК марки Pentium 4, c частотой 3 ГГц и новыми сетевыми картами.

Легкость, с которой коллектив библиотеки «нового корпуса» университета справился с поставленной задачей, была высоко оценена руководством МАДИ. 14 февр. 2006 г. на Конференции научно-педагогических работников, сотрудников и обучающихся МАДИ (ГТУ), посвященной перевыборам ректора, в своем отчетном докладе за период с 2001 по 2006 г. ректор университета профессор, член-кор. РАН В.М. Приходько горячо поблагодарил коллектив НТБ за выполняемую работу. В газете «За автомобильно-дорожные кадры» (2006, № 2–3), выпущенной в начале марта, полностью опубликован этот доклад, где сказано следующее: «…Создан электронный каталог в библиотеке университета, идёт работа над созданием и публикацией электронных изданий для студентов, внедрены штрих-кодирование и автоматизированная выдача учебно-методической литературы…».

Конечно, высказанное ректором несколько опередило реальные события. Но важнее другое: благодаря достигнутым нами результатам руководство университета убедилось, что мы сможем достойно выполнить поставленные задачи и стать первой в стране вузовской библиотекой, которой в столь короткие сроки – практически за один учебный год – удалось всех своих студентов (почти 18 тыс.) перевести на автоматизированное обслуживание.