Гендина Н.И., Кудрина Е.Л.,
Колкова Н.И.
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств

Научно-исследовательский институт
информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения
информационно-коммуникационных технологий
в подготовку библиотечно-информационных кадров

Девиз "Библиотеки - сердце информационного общества" достаточно емко отражает особую роль библиотек в кардинальных преобразованиях современного социума, связанных с эффективным использованием интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. В этих условиях неизмеримо повышаются требования к кадровому потенциалу современных библиотек и соответственно формируются качественно новые задачи перед образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку библиотечно-информационных кадров.

Концепцией модернизации системы российского образования на период до 2010 г. сущность этих задач определена как "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

Решение задач такого уровня требует кардинально новых подходов к созданию условий для повышения качества образования. В их числе важнейшее место по праву отводится интеграции технологий обучения с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Немаловажным фактором этого является осознание необходимости перехода от "знаниевой" к компетентностной парадигме образования. В контексте новой парадигмы образования становится очевидным, что процесс образования не сводим к механической совокупности знаний, умений и навыков. В условиях динамично меняющегося мира гораздо более актуальным является понятие ключевые компетенции, под которым понимается сфера отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. На первый план выходит подготовка не специалиста-исполнителя, умеющего действовать по заранее заданным алгоритмам, а творческого специалиста, обладающего способностью принимать неординарные решения, мыслить креативно.

С этой точки зрения оказывается чрезвычайно важным не только то, что студент изучает, но и то, каким образом, с помощью каких средств он это делает. Не случайно в последнее десятилетие особое внимание уделяется внедрению ИКТ в сферу образования. Эффективность этой работы во многом зависит от избранных тем или иным образовательным учреждением подходов: метод проб и ошибок, случайный выбор, предметно-ориентированное планирование, системный подход. При этом для вуза принципиально важное значение имеет наличие в его структуре специализированного научного подразделения, призванного осуществлять освоение, разработку, экспертизу и внедрение ИКТ в учебный процесс.

В Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) таким подразделением стал созданный в октябре 2000 г. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кузбасса. Деятельность этого НИИ реализуется в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Участие во флагманском проекте ЮНЕСКО, выполнение многочисленных исследований и разработок, взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными коллегами обеспечили сотрудникам НИИ возможность быть на переднем крае развития ИКТ. В силу этого сотрудники НИИ по уровню своей компетентности в области освоения различных видов ИКТ существенно отличаются от среднестатистического представителя профессорско-преподавательского корпуса вуза культуры и искусств. В то же время, являясь прежде всего преподавателями вуза, они в отличие от типичного сотрудника НИИ подготовлены для критической оценки инновационных технологий с позиций их применимости в учебном процессе и оказываются лидерами в деле освоения и внедрения ИКТ в учебный процесс с учетом их специфики и ограничений, с адаптацией в определенной области применения. В итоге результаты деятельности НИИ как структурного подразделения вуза позволяют реально перейти от деклараций и благих намерений к обеспечению прямого трансфера научных и технологических достижений в сферу подготовки библиотечно-информационных специалистов.

В числе важнейших видов ИКТ как средств модернизации и интенсификации учебного процесса в условиях деятельности НИИ ИТ СС КемГУКИ можно назвать технологии электронной почты, телеконференций; создания баз данных, веб-страниц, гипертекстов, презентаций; поиска в удаленных базах данных. Сам по себе перечень этих технологий достаточно ординарен. Однако в сочетании с педагогическими технологиями, базирующимися на современных достижениях дидактики, они обретают уникальность.

Обобщенное представление о вкладе сотрудников НИИ ИТ СС КемГУКИ в продвижение информационно-коммуникационных технологий в подготовку библиотечно-информационных кадров дает приведенная ниже таблица. При этом наш опыт показывает, что только поэтапное последовательное освоение ИКТ, их адаптация в различных формах организации учебного процесса могут служить достаточным основанием для развития в вузе системы дистанционного обучения.

Наряду с анализом соотношения видов ИКТ и форм организации учебного процесса в вузе представляют интерес и результаты применения ИКТ в подготовке библиотечно-информационных кадров с позиций дидактических категорий. В этом плане результаты использования ИКТ могут быть рассмотрены по следующим направлениям: формирование мотивации обучения, интенсификация и индивидуализация учебного труда.

Мотивация обучения в условиях использования ИКТ реализуется через достижение привлекательности обучения, повышение ответственности за результат обучения, рост престижности учебной деятельности; создание стимулов, которые побуждают к изучению учебных предметов, формируют интерес и позитивное отношение к познавательной деятельности.

Интенсификация обучения предполагает расширение объемов знаний за счет уплотнения учебной информации через преподнесение ее разными способами и в различных формах, включая гипертексты и мультимедиа. При этом обеспечивается повышение производительности переработки исходной учебной информации, а в итоге - повышение технологичности всей учебной деятельности.

Индивидуализация обучения проявляется в том, что ИКТ позволяют скорректировать ход обучения на основе обратной связи в соответствии с индивидуальными результатами обучения в ходе интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателя.

Следует подчеркнуть, что наряду с повышением результативности обучения за счет развития на базе ИКТ общеучебных знаний и умений, необходимых студенту любого вуза и любой специальности, внедрение ИКТ в учебный процесс при подготовке библиотечно-информационных кадров выступает и как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Владение комплексом современных ИКТ во многом определяет рейтинг выпускника высшей библиотечно-информационной школы, является стержнем его профессиональной деятельности, обеспечивающим достижение ее высоких результатов и позволяющим принимать аргументированные стратегические и тактические решения.

Внедрение ИКТ в учебный процесс дает существенный педагогический эффект, однако рождает и немало проблем. К их числу относится резкое увеличение трудоемкости педагогического труда за счет не только тщательного отбора постоянно меняющихся информационных ресурсов, но и самостоятельной разработки электронных учебных изданий, презентаций, баз данных учебного назначения и т. п., а также подготовки в массовом порядке электронных писем, выполняющих функцию учебных консультаций. Существенной проблемой является также психологическая и практическая неготовность преподавателя вуза к освоению ИКТ.

В числе качественно новых требований к преподавателям высшей школы, вносящих принципиальные изменения в содержание их деятельности, выступают:

Все эти требования определяют необходимость формирования качественно новой информационной культуры педагогов вуза. Реализация этой важнейшей задачи - одно из ведущих направлений деятельности НИИ ИТ СС КемГУКИ, развивающего и всемерно претворяющего в жизнь (наряду с деятельностью в сфере информационных ресурсов и технологий) концепцию формирования информационной культуры личности. В ее основе лежит органичное соединение традиционной (книжной, библиотечной) и новой, компьютерной культуры на базе широкого информационного мировоззрения. Важнейшими принципами формирования информационной культуры преподавателя вуза при этом должны выступать принципы системного, культурологического, технологического и деятельностного подходов. Вместе с тем, безусловно, актуализируется необходимость всемерного повышения информационной культуры студентов.