Ивина К.В.
МГУКИ

Переподготовка библиотечных специалистов
как часть государственной политики
библиотечного дела России

В последние годы все больше внимания уделяется переподготовке библиотечно-информационных специалистов.

Отрадно отметить, что важная проблема, связанная с созданием системы постоянного обновления знаний библиотечно-информационных кадров, явилась одной из ключевых в русле обсуждения вопросов формирования государственной библиотечной политики. Так, на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций обсуждался вопрос "О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации".

В проекте решения коллегии особо обозначено содействие развитию системы дополнительного профессионального библиотечного образования. В это содействие вошли формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации специалистов, организация мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, поддержка и развитие межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования.

На мой взгляд, данная позиция министерства заслуживает всяческого одобрения. Однако в проекте решения при определении структуры системы переподготовки библиотечных специалистов выпало одно важное звено, включающее учебные заведения: библиотечные техникумы, колледжи, институты и университеты культуры.

В представленном документе система переподготовки обозначена следующим образом:

Мне кажется концептуально ошибочным исключать из этой структуры систему учебных заведений. Переподготовка специалистов в любой сфере деятельности - это прежде всего образовательный процесс. А любой образовательный процесс предусматривает привлечение специалистов, которые обладают определенными навыками в реализации конкретных образовательных программ.

Из всего представленного перечня центров переподготовки библиотечных специалистов только АПРИКТ является образовательной структурой, все остальное - это центры, как правило, действующие на базе библиотек различного уровня. Конечно, к работе в этих центрах привлекаются и преподаватели учебных заведений, однако из проекта решения коллегии министерства совершенно выпало такое звено, как вузы культуры и искусств, что трудно поддается объяснению.

Можно только сожалеть, что на определенном этапе вузы культуры упустили свои ведущие позиции в организации работы по переподготовке библиотечно-информационных кадров. И это связано с тем, что факультеты повышения квалификации вузов, долгие годы успешно реализующие себя на ниве переподготовки специалистов, были лишены финансирования.

Однако за последнее время ситуация изменилась. Например, в МГУКИ создан Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО), который стал успешно реализовывать себя в области различных образовательных программ сферы культуры. Следующим этапом было создание кафедры инновационных технологий библиотечно-информационной деятельности.

При формировании учебных планов проведен мониторинг того, что делается в этом направлении в других учебных центрах, в частности в АПРИКТ и Российской государственной библиотеке. На основании этого определен круг программ, по которым кафедра стала осуществлять свою деятельность.

Спектр образовательных программ, реализуемых кафедрой:

1. Современные подходы к управлению деятельностью библиотек.

2. Современные тенденции развития автоматизированных корпоративных библиотечно-информационных систем и технологий.

3. Библиотечно-информационное обеспечение области права.

4. Мультимедийные технологии в библиотечно-информационной деятельности.

5. Информационные и компьютерные технологии в библиотеках и библиотечном образовании.

Преподаватели кафедры прекрасно понимают, что рынок оказания образовательных услуг в основном сложился, и новой образовательной структуре не так просто занять свою нишу на этом поприще. Чаще всего мы сталкиваемся с главной проблемой - отсутствием у библиотек средств на повышение квалификации сотрудников. Отсутствие целевого финансирования не позволяет и нам в полном объеме расширить систему образовательных услуг, предоставляемых кафедрой.

Преподавательский корпус сформирован из педагогов, которые уже имеют опыт работы в структурах дополнительного образования. Безусловно, оптимальная модель системы дополнительного образования может быть создана на основе симбиоза ведущих библиотек, информационных учреждений и вузов культуры. Мы прекрасно понимаем, что не все ведущие специалисты-практики, добившиеся наилучших показателей в инновационной деятельности, обладают педагогическими навыками, и это не позволяет им донести свои знания до обучаемых в полном объеме. Но и не все педагоги вуза готовы войти в аудиторию, в которой находятся слушатели, успешно реализовавшие себя в профессии. Поэтому к участию в семинарах кафедры привлекаются как ведущие преподаватели вуза, так и практики, обладающие достаточными педагогическими навыками.

За последние годы в библиотечно-информационные учреждения приходит все больше людей, не имеющих базового библиотечного образования. Во многом это связано с расширением спектра деятельности библиотек, возрастанием их информационной направленности, расширением их участия в решении социальных проблем. В этой связи перед системой повышения квалификации библиотечно-информационных специалистов ставятся особые задачи. Речь идет не только о проведении разовых курсов и семинаров по тем или иным актуальным проблемам библиотечной работы, а о создании четкой и хорошо структурированной системы непрерывного образования. Во главу угла ставится проблема координации усилий центров, осуществляющих данный вид деятельности. Основа этой координации, на мой взгляд, должна быть заложена в стандарты программ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов.

В педагогической среде существует разное отношение к образовательным стандартам. По моему мнению, стандартизация в образовательном процессе несет в себе больше положительных моментов, чем отрицательных. Она дисциплинирует процесс, позволяет выработать единые требования к конечному результату. Опыт деятельности вузов культуры в реализации образовательных стандартов в области подготовки библиотечных специалистов показывает, что эти стандарты выводят библиотечное образование на новый уровень.

В решении коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по вопросу "О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации" одним из приоритетных направлений обозначено формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации.

Государственный заказ предусматривает четкие характеристики требований, предъявляемых к структурам дополнительного образования. Эти характеристики и должны быть заложены в единых образовательных критериях. Причем особое внимание должно уделяться специалистам, не имеющим базового библиотечного образования. Программы для этого круга обучающихся должны быть ориентированы на содействие их скорейшей адаптации к профессии, пониманию ими основных закономерностей функционирования библиотечно-информационной системы.

Только при активном участии АПРИКТ, вузов культуры и других ведущих центров, реализующих себя в системе дополнительного образования, можно осуществлять государственную политику развития библиотечного дела в таком важном аспекте, как обеспечение библиотечно-информационных учреждений страны высокопрофессиональными специалистами.