Попов Г.А.

ОАО "Центральный коллектор библиотек "БИБКОМ", Москва

Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Современная библиотечная политика, представляющая собой некоторое пересечение областей деятельности: информационная политика, культурная и образовательная политика, - требует не только пересмотра законодательных актов по библиотечному делу, но и принятия быстрых решений в практической работе российских библиотек. В этом плане вопросы практической деятельности во многом зависят от смежных областей, примыкающих непосредственно к библиотечному делу и требующих гармоничного сопряжения деятельности библиотек и организаций, представляющих соответствующие области.

Исходя из основной задачи библиотек, заключающейся в обеспечении свободного и комфортного доступа населения к информационным ресурсам (в первую очередь к издательской продукции, выходящей в России), целесообразно остановиться на проблемах комплектования. В этом вопросе для каждой библиотеки особое значение приобретает взаимодействие со специализированными организациями, взявшими на себя обязательства по предоставлению издательской продукции. Несмотря на значительный выпуск книжных изданий в стране, библиотеки фактически имеют доступ только к изданиям, выходящим в Москве, С.-Петербурге и еще нескольких городах. Поэтому эффективность комплектования была бы значительно выше, если бы каждое предприятие, работающее с библиотеками, вносило свой вклад в представление издательской продукции, выходящей за пределами Москвы и С.-Петербурга.

Следует подчеркнуть, что речь идет не только о предоставлении информации о книгах, но, самое главное, - о доставке необходимых книг в библиотеку с выполнением всех сопутствующих операций. В этом плане чрезвычайно важны корпоративные усилия этих специализированных организаций. Конечно, разработку таких нетривиальных проектов, как формирование сводного ассортимента изданий и других систем, невозможно одолеть отдельному предприятию. Понятно, что задача решается значительно проще одним или двумя участниками, но трудность решения этой задачи значительно возрастает, когда к ней привлечено большое количество участников. Поэтому вопросы корпоративности в работе над такими проектами выходят на первый план.

Центральный коллектор библиотек "БИБКОМ" в течение нескольких лет работает над полнотой предоставления российским библиотекам всех изданий, выходящих на территории страны. И это всего лишь часть проблем, требующих корпоративных усилий в решении задачи эффективной работы поставщиков при комплектовании библиотек.

В 2002-2003 гг. при Минпечати России работала межведомственная комиссия, в которую вошли специалисты ряда отраслей: издатели, книготорговцы, библиотеки и др. Основной задачей этой комиссии было создание единой информационной платформы, обеспечивающей информационную интеграцию основных субъектов издательского рынка. Однако эта задача не была решена. Основная причина состояла в том, что между книгораспространителями, представленными розничным звеном, и библиотеками существовали разные взгляды по основным составляющим этой информационной платформы. Эти взгляды обусловливались объективно существующими требованиями соответствующих сегментов издательского рынка. Поэтому в создании корпоративной системы очень важен подбор участников или же гармонизация их подходов.

Такими участниками в создании единой информационной платформы сегодня могли бы стать организации, тесно работающие с библиотеками в плане их комплектования. Главным же моментом в корпоративных действиях этих организаций должно быть комплектование библиотек издательской продукцией с сопутствующими услугами (например представление одновременно с поставкой издания библиографической записи на него в формате RUSMARC), максимально снижающими затраты библиотек по предоставлению изданий в читательский доступ.

К числу корпоративных услуг, предоставляемых такими организациями библиотекам, можно также отнести:

формирование сводного ассортимента изданий (издания, выпускаемые библиотеками, вузами, региональными издателями России, издателями Беларуси и Украины и т.д.);

участие и поддержку исследований библиотек по читательскому спросу;

поддержку миссий библиотек, например, в создании специализированных коллекций по краеведческой, правовой литературе и литературе по экологии края и т.п;

участие и поддержку корпоративных проектов библиотечного сообщества.