Ленский Б.В.

Московский государственный университет печати

Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

Успешное проведение начавшейся в стране реформы образования, в том числе профессионального, требует совершенствования организации учебного процесса, повышения качества учебно-методической литературы и других средств обучения, внедрения новых информационных технологий. Одной из важных задач при этом является разработка новых, более эффективных механизмов экспертизы учебных изданий (учебников и учебных пособий) для студентов всех форм обучения по всему спектру направлений и специальностей.

Экспертиза учебных изданий в той или иной степени и с различными целями существовала на протяжении практически всей истории книгоиздания. В нашей стране она получила особый статус грифования ("Допущено..." или "Рекомендовано...") в советский период, с начала 1930-х гг., когда количество учебных заведений профессионального образования стало расти высокими темпами и государство взяло на себя функцию подготовки и издания учебной литературы.

Появление грифов - своего рода знаков качества - на титульных листах учебных изданий не только означало соответствие учебного материала в книге тем знаниям и умениям, которые должны были получить в результате обучения будущие специалисты, не только служило мерилом пригодности данного издания с точки зрения содержания, формы и целевого назначения, но и подчеркивало "государственность" самой системы образования, отражало цензурную чистоту текста и его идеологическую направленность.

В дальнейшем значение грифов еще более расширилось. Например, при аттестации вуза стал учитываться процент наличия в библиотеке "грифованных" учебных изданий. Этот фактор принимался во внимание также при присвоении ученых званий и степеней и т.д.

С развитием этой системы, с увеличение количества учебных изданий усложнялся и механизм выдачи грифа. Практически каждое очередное изменение в структуре образовательной системы сводилось к увеличению количества документов, которые должны были сопровождать рукопись, направляемую на экспертизу. Достаточно сравнить, например, проведение экспертизы учебного издания, которое предусмотрено инструкцией "О порядке планирования и подготовке к изданию учебников и учебных пособий, книг для высших учебных заведений", утвержденной приказом Минвуза СССР и Госкомиздата СССР от 01.02.88 г. № 61/42 и "Инструкцией о порядке организации и проведения экспертизы учебных изданий" Федерального экспертного совета, утвержденной заместителем министра образования РФ 04.09.01. Усложнение механизма выдачи грифа приводит к затягиванию срока выпуска издания.

В настоящее время централизованный порядок экспертизы и предоставления грифов затрудняется и затягивается еще и в связи с тем, что значительно расширился круг издательств, выпускающих учебную литературу, а также из года в год возрастает количество названий учебников и учебных пособий для профессиональных образовательных учреждений. Если в 2000 г. выпущено 10,5 тыс. названий изданий общим тиражом около 24 млн экз., то в 2004 г. - более 18 тыс. названий тиражом около 40 млн экз. Понятно, что с ростом числа образовательных учреждений, особенно негосударственных, с увеличением числа издательских структур как в существующих, так и во вновь образующихся вузах, количество и тиражи выпускаемой литературы будут расти и дальше.

В этих условиях сохранение прежнего порядка экспертизы и грифования, опирающегося главным образом на количество сопровождающих бумаг, стало тормозом в обеспечении образовательного процесса нужным количеством учебников и учебных пособий надлежащего качества и в установленные сроки.

Многие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава вузов, издателей, книгораспространителей, работников библиотек высказываются за то, чтобы существующий порядок оценки качества учебных изданий для высшего профессионального образования был коренным образом изменен. Так, три четверти из опрошенных по этому поводу специалистов высказались за отмену нынешней системы грифования. Выступая на "круглом столе" в редакции газеты "Известия", генеральный директор издательства "Просвещение" А. Кондаков высказался за то, чтобы в ближайшие 5-7 лет отказаться от грифования и школьных учебников, основываясь на том, "что есть учитель, школа, которые выбирают себе учебники, и есть государственный стандарт, исполнение которого является мерилом качества учебного процесса...".

В настоящее время группа исследователей и специалистов ведет НИР "Совершенствование нормативной базы формирования федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении учебного процесса в учреждениях профессионального образования", в рамках которой будут предложены различные варианты нового порядка экспертизы учебных изданий.

Указанные материалы будут служить основным критерием для библиотек, вузов и других образовательных учреждений при формировании фондов новыми поколениями учебников.