УДК 002

Литвина Л.Г., Смирнова Е.М.

Возрождение научно-информационной деятельности в России

Издательство "Профессия" порадовало нас еще одним интересным и полезным изданием - Справочник информационного работника / Науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2005. - 552 с. - (Серия "Библиотека").

Его успех обеспечил компетентный коллектив авторов: 14 петербуржцев - представителей информационных служб и образовательных организаций города - и один москвич - заведующий отделением ВИНИТИ Р.С. Гиляревский. Он и преждевременно ушедшая от нас В.А. Минкина осуществили научное редактирование справочника.

Роль санкт-петербургской научной школы в развитии информационно-библиотечной теории и практики определилась давно и однозначно. Материал каждого раздела (параграфа) - это сочетание умелого обобщения отечественного и мирового опыта с авторскими идеями, апробированными разработками.

Своевременность справочника убедительно обоснована Р. С. Гиляревским в предисловии, где он умело расставил акценты, определяя зарождение, развитие, структуру и динамику информационной деятельности в России. Федеральные целевые программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" и "Электронная Россия (2002-2010 годы)" предусматривают совершенствование информационной среды, развитие информационно-коммуникационных технологий.

Широкому кругу работников информационных служб и специальных библиотек, референтам и преподавателям, аспирантам и студентам сегодня часто недостает информации об особенностях информационного обеспечения научно-производственной деятельности и изменениях в них. Значительная ее фрагментарность, потеря частью документов прежних лет своей актуальности осложняют использование богатого мирового опыта удовлетворения потребностей в информации руководства и персонала промышленных предприятий и фирм.

Знакомясь предварительно с формулировками названий разделов и параграфов, содержанием алфавитно-предметного указателя, понимаешь, что пользователи найдут здесь ответы на любые вопросы обозначенного предметного поля. В чем своеобразие профессии информационного работника, каковы квалификационные требования к выпускникам разных специальностей, их профессиональному уровню, в каких журналах публикуются проблемные статьи об информационной деятельности, в каких традиционных и электронных библиографических пособиях можно найти сведения о них - об этом первый и последний разделы справочника.

В фокусе внимания первого раздела "О профессии информационного работника" - техническая коммуникация и документация, рассмотренные в историческом ракурсе как пример расширения границ информационной профессии. Не менее интересны материалы, связанные с зарубежным опытом, где техническая коммуникация уже три десятилетия является признанной профессией (с. 19). Для специалистов-практиков особый интерес представляют те страницы раздела, которые содержат краткие, четкие и логически обоснованные рекомендации по составлению основных типов обзоров - библиографических, реферативных и аналитических.

В последнем, 18-м разделе справочника - "Профессиональная среда информационных работников" - дано концептуальное представление о подготовке кадров информационных работников: ее содержание, задачи, объекты и виды будущей профессиональной деятельности, области применения. Проделана продуктивная работа по сбору и анализу информации о программах повышения квалификации специалистов информационных служб.

Во втором разделе "От информационного обслуживания к информационному менеджменту: эволюция представлений о задачах и возможностях научно-информационной деятельности" очерчен круг предпосылок, аспектов, проблем, особенностей деятельности службы информации как идеолога и координатора информационного управления деятельностью предприятия. Обстоятельно они характеризуются в следующих разделах.

Так, третий раздел "Нормативно-правовая база информационной деятельности" знакомит с разновидностями нормативно-правовых актов, регулирующих информационные отношения. Для практиков удобна привязка конкретных документов к отдельным направлениям деятельности. Важны и сведения о тенденциях в стандартизации, а также перечень стандартов (прил. 2, с. 53-55).

Содержание четвертого раздела "Служба информации в структуре предприятия" показывает роль и место этой службы через характеристики основных функций, вариантов организационной структуры и корпоративных коммуникаций. Основной текст существенно дополняет и конкретизирует приложение "Образец Положения о службе информации на предприятии" (с. 79-86).

Специфика системы "документ - потребитель" в формате предприятия раскрыта в разделах 5-8 (5. "Информационные потребности специалистов предприятия и пути их выявления", 6. "Основные разновидности и свойства документов, ориентированных на профессиональную деятельность", 7. "Внешние информационные ресурсы", 8. "Формирование информационных ресурсов предприятий"). Здесь наряду с особенностями информационных потребностей названы их признаки, учитываемые в организации информационного обеспечения; описаны методы выявления; представлена классификация документов, характеристика их ценностных свойств и закономерностей развития документального потока; показана специфика внешних и внутренних информационных ресурсов; очерчены этапы и виды комплектования справочно-информационного фонда.

Хорошо представляя особенности деятельности информационной службы последние 10-15 лет, мы хотим подчеркнуть значение фактографических и методических материалов девятого раздела "Информационное обеспечение стратегического развития предприятия". В нем показаны возможности участия информационных подразделений в стратегическом менеджменте, определяющем перспективы предприятия:

осуществление информационного мониторинга за состоянием внешней среды, а также за информационной поддержкой всех управленческих решений и инновационных проектов;

участие в рыночных исследованиях (объекты, пути их изучения, наборы характеристик, формы фиксирования информации и т.д.);

выявление, отбор, систематизация и документирование интеллектуального капитала предприятия (корпоративных знаний), в частности в форме пакетов знания, портала знаний.

Еще 10 лет назад наполнение десятой главы "Продукты и услуги, используемые и создаваемые службами информации предприятий" и последней (18-й) было бы совершенно иным. Те же, что в промежутке между ними, просто отсутствовали бы (11. "Служба информации в формировании коммуникационной политики", 12. "Реализация внутренней коммуникационной политики", 13. "Реализация внешней коммуникационной политики", 14. "Разработка WEB-сайта предприятия", 15. "Служба информации в создании музея предприятия", 16. "Информационные технологии в деятельности службы информации предприятия", 17. "Управление качеством работы службы информации предприятия").

В последнее время информационные продукты и услуги выявляются, анализируются, классифицируются и характеризуются весьма активно. И в десятом разделе представлены результаты как обобщения всех наработок, так и собственные представления В.В. Брежневой о круге проблем и идеи по их разрешению. Отчасти они уже знакомы нам по ее предшествующим публикациям. Подчеркнем, что эта особенность содержания важного для практиков материала присуща всем авторам справочника.

Подробно объяснены причины и направления изучения организаций, создающих информационную продукцию, охарактеризованы потребительские требования к ней. Далее определено соответствие этим требованиям каждой из разновидностей продукции, новые тенденции в создании и использовании конкретных продуктов и услуг, правовые и финансовые аспекты, организации-партнеры и т.д. И - примеры, примеры, примеры.

Почти четвертая часть справочника посвящена такой составляющей деятельности информационных служб, как коммуникационная политика: ее формированию и реализации, участию в разработке веб-сайта и создании музея предприятия.

Считаем, что так разносторонне и подробно эти аспекты в справочной и учебной литературе еще не освещались. Например, характеризуя одно из средств осуществления коммуникационной политики предприятия - создание его электронного представительства (веб-сайта) - Ю.В. Бабушкина приводит определения основных понятий, дает сущностные характеристики отдельных видов сайтов, перечисляет решаемые ими задачи, описывает этапы и варианты их разработки и поддержки, особенности продвижения веб-сайта. Так же многопланово освещена проблема обеспечения эффективности функционирования и показана применимость сведений о его использовании как для развития бизнеса, так и для проведения различных исследований.

Компактно изложен материал о новых информационных технологиях и управлении качеством информационной деятельности (раздел 16), он дополнен ссылками на другие разделы и источники. При рассмотрении круга проблем управления качеством анализируются осложняющие его причины, применяются требования международных стандартов, излагаются общие принципы системы качества и специфика информационной деятельности.

В результате определены условия построения результативной системы внутрифирменного информирования, показаны возможности опосредованной оценки качества деятельности предприятия через коммуникативный аудит.

Основное содержание десяти разделов очень существенно дополнено приложениями. Объем их различен. Не характеризуя их, приведем в качестве примеров несколько названий:

Образец должностной инструкции инженера по защите информации (с. 58-60);

Структура компьютерной правовой системы "Гарант" (с. 189);

Примеры отечественных адресно-справочных БД (с. 195-198);

Источники выявления сведений о состоянии инновационной деятельности (с. 296-299);

Перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых службами информации (с. 356-357);

Исходные данные для создания регламента на информационную продукцию (с. 361-365);

Перечень основных источников информации о выставочной деятельности (с. 433-437);

Обобщенные варианты информационного наполнения веб-сайтов различных организаций (с. 471-473);

Анкета для изучения результативности внутриорганизационных коммуникаций (с. 525-527).

Восприятие большого объема фактографического материала облегчается представлением его значительной части в виде таблиц, схем, образцов форм. Их около 60. Например:

Учреждения и виды распространяемых ими документов (с. 31);

Нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные направления информационной деятельности (с. 37-49);

Форма рубрикатора информационных потребностей (с. 99).

Содержание дополняется списками литературы в 17 разделах из 18. Они включают от 3 до 27 названий чаще отечественных произведений печати, в основном 1999-2003 гг. Включение документов более ранних лет издания всегда обосновано.

В справочнике легко отыскать материал как по широкой, так и по очень узкой теме. Детальную структуру, отраженную в "Содержании", дополняют отсылки в тексте к другим разделам и алфавитно-предметный указатель. Некоторые его рубрики содержат 10 (Базы данных) и 44 (Документы) подрубрик.

Перечислим основные положительные стороны рецензируемого издания: тематическая полнота; максимальный учет достижений отечественного и зарубежного опыта; привлечение идей, наработок из смежных (и не очень) областей знания и практической деятельности; использование отечественных и международных стандартов; разъяснения терминов, в том числе и стандартизованных; сочетание новых важных и необходимых сведений с компактностью и наглядностью их представления в виде четких конкретных текстов, таблиц, схем, списков литературы; обилие характеристик, примеров, ссылок на электронные документы; хорошие поисковые возможности.

Принципиальное замечание негативного характера одно: отсутствие в ряде случаев единообразия. Так, описания рекомендуемой и упоминаемой литературы лучше бы давать только после текста раздела, а не в подстрочнике (разделы 1, 10) или сочетании того и другого (раздел 9). Желательно также алфавитное расположение библиографических записей и одинаковый набор элементов БЗ, чего нет, например, в списках к разделам 9, 13, 15.

Есть у нас и несколько советов.

Авторам:

рекомендовать последние документы, новые издания (с. 134, № 1, 8);

давать в необходимых случаях пояснения, например к "выборочному перечню периодических изданий правовой тематики" (с. 186-187), в котором много экономических журналов, газет и бюллетеней, а журнал "Государство и право" отсутствует.

Издательству: тираж желательно побольше.

Эти замечания ни в коей мере не умаляют значимости и глубины обобщенного материала - они могут служить лишь ориентирами для улучшения его содержания в последующих изданиях.

Все вышеизложенное доказывает, что с поставленными задачами (с. 13-14) авторский коллектив успешно справился.

Коллеги, спасибо за серьезный, необходимый нам труд!