Н. В. Кротова

МГУКИ

Знание и культура – приоритеты XXI века

Предпринята попытка определить роль высшей школы в процессе продуцирования знания двух типов: знания как науки и знания как культуры.
На основе опыта МГУКИ освещены положительные тенденции современной системы российского образования; дана профессиональная оценка ситуации на рынке образовательных услуг.

 

XX век оставил нам богатое наследство в сфере культуры и образования, которое должно послужить прочным фундаментом нового витка цивилизационного процесса в XXI веке – веке «общества знания». Мы становимся свидетелями того, как повышается в современном постиндустриальном обществе роль образования, растет престиж профессионального знания. Своеобразие ситуации состоит в том, что высшая школа продуцирует знания двух типов: знание как науку и знание как культуру. Можно отметить, что эта уникальная ситуация способствует социокультурному прогрессу личности, общества, государства, так как порождает знание как элемент культуры.

На наш взгляд, культуру можно рассматривать как сложную систему человеческой жизнедеятельности, которая представлена знаниями и идеалами, нормами и мировоззренческими ориентациями, ценностями и потребностями. Такое определение наиболее точно выражает сущность феномена культуры как формы проявления интеллектуальных и духовных сил человека, его творческих возможностей, как особую область рождения знания. Этот феномен – интеллектуальный потенциал общества, своеобразный индикатор его развития. И этот процесс бесконечен и непрерывен, образованию в нем отводится приоритетное место. Проблемы образования, несомненно, тесно связаны с основными тенденциями цивилизационного развития, культурными и социальными трансформациями, глобализацией, становлением информационного общества.

Мы отчетливо осознаем, что человечество входит в новую информационную цивилизацию, в которой главным капиталом становятся интеллект, знания, профессионализм и нравственная зрелость личности.

Развитые страны активно инвестируют в науку, информационные технологии, понимая, что тем самым обеспечивают свою конкурентоспособность и экономическое процветание. В России также никто не сомневается в необходимости дальнейшего развития науки и образования. Очень важно верно определить способы модернизации современной системы российского образования. Эта мысль прозвучала в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором он подчеркнул, что в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом научными и технологическими преимуществами. Это возможно при наличии инновационной среды в вузах, способной поставить производство новых знаний на поток. Для этого необходимо создание соответствующей структуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды и др.

В университете предприняты усилия по внедрению инновационных методов обучения (авторские курсы, мастер-классы, Интернет, учебно-творческие лаборатории, экспедиции, практикумы, тесты, тренинги, «круглые столы» и др.). Студенты, аспиранты активно включаются в социально-культурное проектирование, в реализацию государственных, региональных проектов и программ. Так, материалы научного исследования «Экономическая стратегия развития российской культуры на среднесрочную перспективу» вошли в Концепцию Федеральной целевой программы «Культура России: 2006–2010». В МГУКИ широко используются компьютерные демонстрационные версии учебных программ, видеофильмы, веб-страницы отдельных кафедр, ведущих компаний, собственные разработки в среде Toolbook, PowerPoint.

Нам понятны и близки цели и меры, предусмотренные национальным проектом «Образование»:

–   создание конкурентоспособной образовательной системы в России, что должно обеспечить соответствие качества образования современным требованиям;

–   реализация вузом инновационных программ развития;

–   согласование содержания программ профессионального образования с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты;

–   создание системы объективного, независимого внешнего контроля над качеством получаемых знаний;

–   расширение финансовой самостоятельности вузов, и др.

Эта четко выстроенная программа модернизации российской системы образования преследует свою главную цель – подготовку компетентного, квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда, выполняющего свою основную функцию – способствовать процветанию страны, ее экономическому, политическому и духовному развитию, созданию высокообразованного общества. Поэтому задача нашего вуза – подготовка будущих специалистов, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся высокой культурой, способных творчески выполнять свою миссию.

Наши выпускники в силу многоаспектного гуманитарного и культурологического образования вырабатывают свой неповторимый стиль мышления, где преобладают логика, воображение, интуиция, склонность к философским обобщениям, что выгодно отличает их от «чистых» экономистов, «технократов» и позволяет достигнуть в работе уникальных результатов.

МГУКИ является ведущим учебным заведением в сфере культуры, лидером в подготовке специалистов в области библиотечно-библиографи­ческой работы, документоведения, культурологии, социально-культурной деятельности, народной художественной культуры, управления и экономики культуры, юриспруденции, художественного творчества (театрального, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного), рекламы, информатики.

Положительную динамику развития МГУКИ на современном этапе обеспечивают:

–   стабильный контингент студентов и высокопрофессиональный кадровый потенциал;

–   динамично развивающаяся ресурсная база образовательного процесса (строительство нового корпуса, оснащение кафедр, лабораторий, библиотеки, компьютерных классов, аудиторий и кабинетов новым современным оборудованием и т.д.);

–   оптимальное сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования;

–   интенсивно развивающаяся структура университета;

–   эффективный стиль управленческой культуры, сложившийся в целом в университете.

Развитие всех составляющих этого процесса и есть условие выполнения нами государственной программы модернизации образовательной системы в стране. Достаточно сказать, что обучение в МГУКИ ведется по
37 специальностям и 5 направлениям – гуманитарные науки, образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление и др. В университете и его филиалах обучаются около 11 тыс. студентов из всех регионов России и 35 стран мира; работают 570 преподавателей, в их числе 82 доктора наук; звания народного артиста России, заслуженного работника культуры имеют 129 человек; 89 лауреатов международных и всероссийских конкурсов, 6 лауреатов государственных премий.

Результативно работают 32 научные и творческие школы. В университете за последние пять лет исследованы 492 научные темы. Изданы 417 монографий, более 250 учебных пособий и учебников. Преподаватели МГУКИ приняли участие в 76 международных, 26 всероссийских, 54 региональных, 64 межвузовских научно-практических конференциях.

Университет – не застывший конгломерат кафедр и факультетов. За последние 6–7 лет в МГУКИ открыты:

–   5 институтов – Библиотечно-информационный институт, Высшая школа культурологии, Институт экономики, управления и права, Институт дополнительного профессионального образования, Научно-исследовательский институт; созданы новые факультеты – народной художественной культуры и музейного дела; вокальный; экономический; юридический; управления; хореографический; театрально-режиссерский; кино и телевидения; факультет масс медиа и рекламы;

–   27 новых кафедр, в том числе кафедры связи с общественностью; дизайна; управления информационно-библиотечной деятельностью; информационных технологий и электронных библиотек, телевизионных и радио-интернет технологий, фотомастерства; креативных технологий в рекламе; сольного народного пения; журналистики; менеджмента социально-культурной деятельности и др.;

–   8 филиалов – Алтайский, в г. Жуковском, в г. Набережные Челны, в Норильске, Рязанский заочный институт (филиал), Тамбовский, Тульский, Ханты-Мансийский.

В последние годы определились некоторые тенденции в трудоустройстве выпускников МГУКИ. Они работают по специальности в управлениях культуры административных округов Москвы и Московской области, в Министерстве культуры и массовых коммуникаций, в информационных отделах ЦБС Москвы и Московской области, в РГБ и других библиотеках.

Ежегодно часть выпускников поступает в аспирантуру МГУКИ, некоторые из них становятся сотрудниками и преподавателями университета, специалистами по информационным системам и т.п. Кроме того, выпускники работают в отраслевых университетах, академиях, институтах и колледжах культуры. Основной массив выпускников трудоустраивается в организации социально-культурной и социальной сферы по своей специальности (информатики, менеджеры СКД, экономисты, юристы, специалисты по связям с общественностью). Выпускники работают в информационно-аналитических, рекламно-маркетинговых отделах, в центрах Интернет-технологий при крупных фирмах и организациях социокультурной и социальной сферы.

Таким образом, выпускники МГУКИ, широко востребованные на рынке труда, гарантируют формирование соответствующего статуса университета и стабильность спроса на его общеобразовательные услуги в российском обществе.

В то же время в университете существует немало проблем, от правильного решения которых напрямую зависит его будущее. Необходимо выполнять правительственные рекомендации, предусмотренные национальным проектом «Образование», о котором говорилось выше.

Нужно четко усвоить, что современная ситуация на рынке образовательных услуг с ее ужесточающимися требованиями конкурентной среды требует умелого применения наших профессиональных знаний в области маркетинга. Так, маркетинговая деятельность ИУЭП привела к открытию новых специальностей, получению целевых заказов от органов государственной власти, увеличению коммерческого набора студентов и аспирантов, организации международных баз практики, улучшению и модернизации его материально-технической базы. Этот наглядный пример доказывает необходимость выработки маркетинговой концепции управления всей деятельностью МГУКИ. Только профессиональная оценка ситуации даст положительные результаты.

На наш взгляд, нам предстоит:

–   коренная перестройка управления деятельностью МГУКИ,

–   системные структурные преобразования внутренней среды,

–   исследование и прогнозирование потребностей различных целевых групп в наших образовательных услугах,

–   принятие активных мер по сохранению ниш рынка и завоеванию новых,

–   укрепление имиджа университета,

–   формирование миссии и стратегической цели.

 

Наша важнейшая задача – повышение конкурентоспособности университета.

Наша цель – удовлетворение потребностей общества в новом типе специалиста, способного решать важнейшие проблемы научного, технического и культурного прогресса.

Только новые подходы ко всей деятельности МГУКИ, к повышению качества его фундаментального образования помогут выполнить названные задачи.

Уверена, что университет обладает достаточным запасом традиций, знаний и методик, чтобы удержать позицию лидера российского образования в сфере культуры.

Высокий профессионализм специалистов, основанный на прочном фундаменте культуры, гуманитарных знаниях, несомненно будет способствовать упрочнению гуманистических позиций в социуме XXI века.