УДК 025.5/.6

Ю. Н. Дрешер, О. А. Калегина

Новый учебник по библиотечному обслуживанию

Обслуживание читателей – это то, ради чего, в конечном счете, в библиотеке выполняются многочисленные производственные процессы, зачастую не видимые посетителям. Именно организация и качество обслуживания определяют значимость и востребованность библиотеки в обществе, а следовательно, перспективы ее существования как социального института. Это обстоятельство обусловливает потребность в качественном учебнике, способном дать обучаемым представление о библиотечном обслуживании, адекватное современным реалиям.

В 2006 г. вышла в свет новая книга Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание»(М : Фаир, 2006. – 256 с.), допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

 

Надо признать, что автору предстояло решить непростую задачу, поскольку по ряду аспектов раскрываемой проблематики нет единого мнения специалистов.

Ю. П. Мелентьева – известный теоретик и опытный педагог, имеющий собственный взгляд на теорию и практику библиотечного обслуживания. Ей удалось изложить свою концепцию достаточно последовательно и доходчиво. Принципиальная новизна и отличие данного учебника от предыдущих заключаются, по мнению самого автора, «…в том, что впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как глобальный библиотечный процесс, осуществляемый в условиях формирования единой мировой библиотеки» (с. 4).

Оценивая труд Ю. П. Мелентьевой в целом весьма положительно, считаем необходимым высказать некоторые пожелания, базирующиеся на нашем видении отдельных существенных моментов, которое в некоторых случаях отличается от видения автора учебника.

На наш взгляд, целесообразно было бы глубже проанализировать различные подходы к содержанию курса «Библиотечное обслуживание», их достоинства и недостатки. Хотелось бы видеть более полное отражение терминологической проблемы, понимания терминов библиотечно-информационное обслуживание, информационное обслуживание, обслуживание читателей. В профессиональной печати они пока не имеют единой трактовки.

Охарактеризуем далее книгу последовательно.

Часть 1. «Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания». Здесь очень компактно и емко представлен материал о концепциях библиотечного обслуживания, его целях и задачах, законодательной базе. Особенно значимым, на наш взгляд, является изложение концепций читателя и обслуживания в контексте развития общества (с. 15 – 30). Оно способствует глубокому осмыслению социальной миссии библиотеки, престижа и статуса библиотечной профессии.

Несколько упрощенно даны цели и задачи библиотечного обслуживания (особенно в сравнении с предыдущим учебником под редакцией А. Я. Айзенберга, где разбирается система целей). Здесь же цель заявлена только как «предоставление пользователю широкой и полной информации...», что, пожалуй, недостаточно, поскольку кроме предоставления услуг сегодня библиотеки активно занимаются их продвижением.

Законодательная база обслуживания освещена слишком широко, что не совсем оправдано при наличии в современных учебных планах большого количества правоведческих дисциплин. Кроме того, хотелось бы более критического взгляда на некоторые документы, например на Федеральный закон «О библиотечном деле», в котором исключена воспитательная (социализирующая) функция библиотек.

В части 2 «Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его активные участники» дан объемный материал об изучении читателей в историческом и современном аспектах, сформулированы профессиональные и личностные требования к библиотекарю. Интересны сведения о зарубежном опыте изучения читателей. В обобщенном виде с учетом большого количества источников представлена характеристика общения в процессе библиотечного обслуживания.

В этой части можно было бы уделить большее внимание характеристике читателя как субъекта и объекта чтения в современной социокультурной ситуации.

Часть 3 «Технология и организация библиотечного обслуживания» посвящена методическим и организационным проблемам. При рассмотрении конкретных методик организации обслуживания автор отталкивается от читательского запроса как «пускового механизма» процесса обслуживания. В этом есть определенная логика. Однако сущность запроса и такие психологические характеристики, как интерес, мотив и т.д., на наш взгляд, целесообразнее было бы рассмотреть во второй части – при характеристике читателя.

Недостаточно четкое разграничение тематики второй и третьей частей привело к определенному дублированию материала. Например, проблема конфликтов и их причины анализируются на с. 115 при характеристике общения и на с. 176 при рассмотрении индивидуального обслуживания читателей.

Хотелось бы видеть в основном тексте учебника или в приложениях графические материалы, способствующие усвоению курса студентами, например, классификацию методов и форм обслуживания, типологию читателей, алгоритмы подготовки мероприятий и др.

Несмотря на высказанные замечания по содержанию учебника, следует отметить своевременность его выхода (последний учебник – под редакцией А. Я. Айзенберга – издан десять лет назад) и необходимость для студентов, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Авторская позиция Ю. П. Мелентьевой относительно курса не противоречит содержанию дисциплины, определенному действующим государственным стандартом, и может послужить основой при создании учебников нового поколения при переходе на двухуровневую подготовку библиотечно-информационных работников.